Чучело

Михаил Цебусов
Идея рассказа у меня появилась, когда в июле 2022 я потерял любимого кота Мишу, которого пришлось усыпить из-за почечной недостаточности, спровоцированной онкологией…


Было уже 11 вечера, по стёклам барабанил дождь. Я работал в мастерской, заканчивал чучело белки.
Мой отец был охотником и занимался таксидермией – изготовлением чучел животных, и интерес к этому передал и мне. Я с детства ездил с отцом на охоту, позже, в старших классах школы, заинтересовался изготовлением чучел, даже поступил в ветеринарный университет на факультет хирургии, чтобы лучше знать анатомию. После вуза даже поработал по специальности, сделал несколько успешных операций кошкам и собакам. Но в итоге профессию ветврача оставил и занялся только таксидермией.
Рядом был лес, где много охотились, спрос на изготовление чучел был высокий.
Отец уже ушёл на пенсию, они с мамой жили в городе в многоэтажном доме, оставив мне частный дом в дачном товариществе с мастерской, баней и гаражом.
В данный момент я жил один. С женой развёлся год назад, она с сыном уехала жить в город к своим родителям.

Я глотнул виски и, пыхтя сигарой, взял кисточку, прищурился и принялся подкрашивать шёрстку белки в области шва, когда раздался стук в дверь.
Я вздрогнул. Как в фильмах – стук в дверь при барабанящем по крыше и стёклам дожде – к какому-нибудь напряжённому действию.
Я положил кисточку, вынул сигару изо рта, зажал её между пальцев и подошёл к двери.
Я откинул шторку с дверного глазка и припал к нему глазом. В свете лампы я увидел своего грустного одноклассника в плаще с зонтом и переноской для домашнего животного. Мы не виделись год точно.
Странно. Что заставило его приехать в столь поздний час без предварительного звонка?
Я открыл дверь.
- Привет. – Сухо сказал он, глядя в пол.
- Привет. – Ответил я и протянул ему руку. Он пожал руку, и я отступил на шаг назад, разрешая ему войти.
Он прошёл, и я закрыл дверь.
Он поставил раскрытый зонтик сушиться рядом со шкафом для одежды, поставил переноску на пол, повесил плащ, снял туфли, потом взял переноску и повернулся ко мне.
За металлической решёткой дверцы я увидел его лежащего на боку кота.
- У меня к тебе дело. – Также сухо сказал он, глядя на меня.
- Что случилось с твоим котом? – Растерянно спросил я, не понимая, зачем он приехал ко мне.
- Его усыпили сегодня… Почечная недостаточность.
Кота мне стало жалко. Что ж, товарищ по школе приехал помянуть кота – конечно, поддержу. Я прошёл к шкафу, достал ещё один стакан, налил в него виски, немного добавив себе, взял свой стакан, отошёл на шаг от стола.
- Мои соболезнования… Присаживайся, помянем… - Выдохнул я.
Он присел, опустив голову, я остался стоять рядом со столом.
Он поднял свой стакан, я тоже. Мы выпили, не чокаясь.
Он немного помолчал, откашлялся и заговорил:
- Для меня это неожиданно… Молодой кот совсем… Десяти лет даже не было…
- Что врачи сказали? – спросил я.
- Врачи сказали, что причин много – инфекцию какую-то на даче подхватил, когда съел что-нибудь или поймал больное животное или птицу, или мышь, которая отраву съела… Да, у нас дачники на соседних участках иногда отраву рассыпали, чтоб от мышей в доме или сарае избавиться, но кота я уже не первое лето на дачу возил… Недели три назад он в зубах принёс белку – мне некоторые из друзей-кошатников сказали, что белки очень юркие, и попадаются, как правило, те, которые ослабли от болезни… Может, та белка чем болела…
Я налил ему и себе ещё виски, он выпил и продолжил:
- Также друзья-кошатники сказали, что почечную недостаточность могли спровоцировать прививки от бешенства и чумки, которые ставили в холку каждую весну перед дачным сезоном и корма – хотя врачи говорили, что инъекции безвредны и корма назначали только качественные… Естественно, они и не будут про себя говорить плохо, да и многие побочные действия от прививок и кормов до сих пор не изучены… Потом также мог повлиять чип, который вживили в холку два года назад – тогда мне в ветклинике сказали, что чипизация обязательна, что при авиаперелёте чип требуется, что если кот убежит, то его найдут и по сканированию чипа в холке ветврач увидит всю информацию и про кота и про его хозяина – телефон, адрес проживания – быстро смогут вернуть… Про чип говорили, что он маленький, меньше рисового зёрнышка и безвредный… А друзья кошатники говорили, что часто от него опухоли возникают и как раз почечная недостаточность… В общем, много на что можно гадать. – Он кашлянул, помолчал, глядя на стол, и продолжил. – Если б можно было вернуться в прошлое – я бы ничего этого не допустил, я бы не стал каждый год ставить прививки от бешенства и чумки, отказался бы от вживления чипа, больше бы кормил натуральной едой, а не кормами… Но теперь ничего не исправить…
Пять дней назад я заметил, что он сидит с грустным видом, поджав лапы, повёз его в ветклинику. Анализ крови был готов через час – мочевина 61,9 при норме до 12,1… креатинин 1033 при норме до 165… фосфор 3,3 при норме до 2,3…
Капельницы не помогли – сначала за три дня мочевина и креатинин даже выросли до 71,6 и 1300 соответственно, потом через пару дней их сбили до 64,6 и 1107, но фосфор вырос до 4,59… В первый день капельниц кот немного поел, следующие два дня только пил воду, а потом отказался и от воды… Рост фосфора в крови был признаком отравления организма…
Стало понятно, что дальше коту ничего не поможет, он будет медленно угасать, жалобно низким голосом мяукая…
Девушка – сотрудника клиники взвесила кота, чтобы рассчитать сколько нужно наркоза и препарата, останавливающего сердце.
Потом она усадила кота на стол, сказала: «Можете попрощаться…»
Даже при выполнении таких процедур она слегка улыбалась – или привыкла к своей работе, или философски относилась к жизни, что она не вечна и всё живое когда-нибудь умирает, и болезни бывают разные, или старалась убавить горе людей…
Я стоял рядом и продолжал гладить кота.
Девушка вставила в катетер, стоящий на лапе кота после капельниц, большой шприц с белой жидкостью – наркоз, открыла краник катетера и нажала на поршень, вводя в вену кота белую жидкость. Кот тут же волной, от ушей до поясницы, расслабился и лёг на стол…
Следующий шприц был с чёрной жидкостью – препарат, останавливающий сердце.
Вынув шприц из катетера, и, закрыв краник, девушка также с лёгкой, не злой, улыбкой сказала: «Через пять минут подойду».
Я кивнул, продолжая гладить кота, в котором ещё теплилась жизнь, он дышал, и, почему-то была надежда, что наркоз сейчас пройдёт и он проснётся здоровым…
Но нет, дыхание и пульс становились всё медленнее и в итоге прекратились…
Девушка подошла, взяла стетоскоп, вставила дужки в уши, поднесла головку стетоскопа к груди кота, подняла на меня взгляд и также, с лёгкой улыбкой, сказала: «Всё».
Я взял непривычно обмякшее тело кота и положил в переноску…
Я шёл к стойке регистратуры, как в тумане. Там стояла женщина - врач, лет 35 и сидела молодая девушка – администратор.
«Будете отдавать нам на кремацию или заберёте с собой?» – Спросила женщина - врач.
«Заберу с собой…» - Я еле выдавил это из своего пересохшего горла.
«Ну, Вы понимаете, что где-то кота закопать – это нарушение закона, будет штраф?» - Спросила она.
«Знаю… - ответил я, - родственники хотят увидеть его напоследок. Потом сами с кремацией решим».
Я не хотел отдавать кота, которого выбрал именно я в приюте. Сам помню, как разрывалось сердце, когда отдали на кремацию кошку сестры, а тут это был мой кот – и я его сам выбрал, и у меня не было детей, потому он мне был как сын…
«Ну ладно». – Ответила она, развернулась и ушла.
Девушка в регистратуре назвала мне сумму за усыпление, в квитанции это называлось «гуманная эвтаназия». Я оплатил картой.
Девушка протянула мне чек.
«Спасибо». – Сухо сказал я.
«Всего доброго». – С лёгкой улыбкой ответила девушка.
Как только я вышел из ветклиники, из глаз покатились слёзы. Я начал осознавать, что мой любимец больше никогда не проснётся.
А когда я сел в машину, я обнял переноску с уснувшим навечно котом и разрыдался…

Мой одноклассник замолчал, снова глотнул виски и поставил руку со стаканом на стол, не разжимая пальцы, глядя перед собой потерянным взглядом.
Я подошёл к нему, вздохнул, положил руку на плечо и сказал:
- Сочувствую тебе… Я знаю, каково это - терять друга. Тоже ревел, когда пару лет назад умер любимый пёс.
Он закивал. Я налил ещё виски в стаканы, глотнул. Он продолжал смотреть перед собой потерянным взглядом. Я спросил:
- Что теперь хочешь делать? На даче закопать?
Он вздохнул, тоже глотнул виски, отрицательно покачал головой и ответил:
- Нет. Я потому к тебе и приехал… - Он повернулся ко мне и посмотрел в глаза. – Сделай из него чучело. Я хочу, чтоб он хотя бы так был со мной рядом.
Почему-то это для меня было неожиданно. Я думал, что он приехал ко мне выговориться, а потом кота похоронит на даче.
- Послушай, - смущаясь, сказал я, - может не надо? Похорони его, дай себе успокоиться, потом заведи другого кота… Я через пару месяцев себе взял щенка, он помог утихнуть боли от потери предыдущего пса…
Он опустил голову, покачал ей отрицательно и тихо сказал:
- Ты не понимаешь… Он мне был как сын, как младший брат… Я не смогу его закопать… Пусть будет стоять на шкафу, как живой… Мне так легче будет… Я тебе сколько надо заплачу… Машину продам…
- Знаешь, я домашними животными раньше никогда не занимался…
Он поднял голову, кивнул на чучело белки и спросил:
- А чем строение белки отличается от кошки? Ты ведь и рысь как-то делал – та же самая большая кошка.
Я вздохнул и сказал:
- Ну, понимаешь, всё-таки это дикие животные – а тут домашний любимец… Не знаю даже…
Но в душе я понимал, что не хочу отказывать ему, понимая, что если выполню его просьбу, то облегчу ему страдания от потери друга.
- Сделай… - Тихо попросил он. Я закивал головой, и он продолжил. – Когда готов будет?
- Через неделю.
- Сколько с меня?
- Нисколько по старой дружбе.
- Спасибо… - Тихо ответил он.
Мы выпили ещё, он вызвал такси, которое подъехало через пару минут, пожал мне руку и вышел, я закрыл за ним дверь и задумчиво уставился на лежащее в переноске тело кота.

Он приехал через неделю.
- Ну, как? – С порога с улыбкой ожидания спросил он.
Я кивнул на рабочий стол у стены.
Там сидел его кот на задних лапах, обвив их хвостом. Передние были прямые. Он как будто слегка улыбался и с интересом смотрел в стену напротив.
Одноклассник подошёл к чучелу, погладив его, на глаза навернулись слёзы.
- Как живой… - Прошептал он и спросил. – Точно я ничего не должен?
- Да, точно! Точно! – Отмахнулся я.
Он подошёл к рюкзаку, достал бутылку виски, протянул мне и сказал:
- Держи, знаю один из твоих любимых.
- Спасибо! – Ответил я. – Может, по чуть-чуть?
- Да, не… Я на машине в этот раз. Поеду на дачу. Потом заеду, посидим.
- Ну, ладно…
- Спасибо тебе… - Он протянул мне руку. Я пожал и ответил:
- Не за что.
- Давай, пока. На связи.
- На связи.
Он взял чучело своего кота, переноску и вышел, я закрыл за ним дверь.

Он приехал через год, также как в тот день, когда усыпили его кота, без предупреждения. Правда, солнечным днём, а не на ночь глядя в дождливую погоду.
Он постучал в дверь, когда я работал с чучелом лисы. Я открыл дверь, он улыбался, тяжело дышал, был очень возбуждён, на адреналине.
- Привет… - Прошептал он и протянул руку. Я пожал и он продолжил. – Поговорить надо.
- Заходи. – Устало сказал я.
Он сел за стол, я достал бутылку виски и спросил:
- Будешь? Не за рулём сегодня?
Он закивал и ответил:
- Буду. Не за рулём.
Я достал пару стаканов, налил ему и себе. Он взял стакан, поднял: «Ну, за встречу!»
Мы чокнулись и выпили. Он кашлянул и сказал:
- Я про чучело с тобой приехал поговорить.
- Какое?
- Да про кота своего.
- Что с ним? Что-то не так?
- Да, нет. Сейчас расскажу. – Он улыбнулся и начал свой рассказ.

В общем, дача моя, как помнишь, её строил мой отец, он собственник.
Пять лет назад отец с мамой развёлся, ушёл к молодой сотруднице, которая ему в дочки годится, она даже моложе меня, на пару лет. Но отец дачу оставил нам с мамой. Он руководитель компании, денег много, сказал, что новую отстроит для себя и своей новой семьи – у него с этой молодой девахой сын родился, вскоре после того, как он ушёл от мамы. Скорее всего это был брак «по залёту». Может, отец бы и не ушёл, если б она не забеременела, гулял бы, но не ушёл… Хотя… Кто знает?.. Отношения у него с мамой давно были холодные.
Ну и оставил он дачу нам, чтобы нам с мамой было где отдыхать на природе, чтоб мама могла на огороде работать…
Он говорил, что перепишет дачу на меня, но не успел… Умер два месяца назад... Инфаркт…

- Мои соболезнования… - Сказал я. Я помнил его отца, он приходил в школу, когда классная вызывала за то, что одноклассник ей нагрубил на уроке. Отец по виду был строгий властный человек и, по словам одноклассника, мог и по шее дать и ремня всыпать за плохое поведение.
- Спасибо… - Ответил он и продолжил свой рассказ.

Ну и, в общем, когда после похорон начались все эти наследственные дела, его молодая жена, блондинка – стерва, но красивая, похожая на Мэрилин Монро, стала заикаться, что отец собственник дачи, и все наследники претендуют в равной доле, и, соответственно, мой сводный брат претендует на половину стоимости дачи.
Я, мама, и даже её сестра и родители говорили ей, чтоб не трогала нашу дачу, что отец итак ей оставил квартиру и другую дачу купил. Она ни в какую, продолжала давить на то, что их сын наследник, и что та дача намного дальше от города, дольше добираться…
А потом, два дня назад, в пятницу в районе обеда, я закончил утреннюю работу и был дома, на моём смартфоне раздался звонок через WhatsApp – это была она, звонила через видео-вызов. Я ответил.
- Привет! – Весело с улыбкой глядя в камеру сказала она. – А я на даче.
Тут я заметил, что за её спиной мебель, стены, картины нашей дачи. У меня внутри всё похолодело.
- Как ты на дачу попала? – Спросил я.
- У отца был дубликат ключей. Да и приезжала я с ним сюда пару раз. – Она продолжала ехидно улыбаться в камеру.
Эта тварь знала, что я сам или с мамой на дачу только в субботу или воскресенье ездим, потому решила приехать в пятницу днём.
- Что ты хочешь? – Спросил я.
- Ну, как… Половина собственности – у моего сына, твоего братика, я могу тоже находиться, взять кое-что из вещей… Здесь ведь всё покупал отец, так? – Она повернулась так, что позади неё я увидел шкаф и сидящего на нём чучело моего кота.
- Послушай, - зло сказал я, - ты тут не собственница, я полицию сейчас могу вызвать или сам приеду и тебя вышвырну нахрен пинком под зад и буду прав!
Она расхохоталась:
- Ну, ты доедь сначала – я тут уже замки поменять успею и уехать.
- Слышь, ты, сука, ничего там не трогай!
- Ух ты, как мы заговорили… А пока твой отец был жив, ты ко мне вежливо обращался. Что, боялся, если нахамишь, то отец и в челюсть дать может – а ты ведь с детства боялся, когда он тебя бил? И наследства лишить может…
Она продолжала ехидно улыбаться в камеру.
- Я тебе сказал – ничего там не трогай! Некоторые вещи покупали я и моя мать!
- Тебе забыла спросить… - Расхохоталась она. – Я тут наполовину через сына уже хозяйка и буду добиваться через своего адвоката, чтобы эта дача стала моей полностью…
Тут я услышал из динамика смартфона рычание. Так рычал мой кот… Я посмотрел на чучело кота на заднем плане на шкафу и мороз пробежал по коже – оно двигалось, оно приготовилось к броску и глаза зловеще светились…
Она тоже испугалась рыка за спиной и моего испуганного взгляда, повернулась к шкафу, держа смартфон перед собой и, широко открыв рот, с полными ужаса глазами закричала. Потом смартфон выпал из её руки, и я услышал звуки борьбы, рычание и шипение кота, её крики, превратились в булькающие звуки и примерно через минуту всё стихло…
Я тут же побежал к машине, припаркованной у дома и, с превышением скорости, полетел на дачу.
Я не стал сразу звонить в полицию, понимая, что то, что я там увижу, вызовет шок и кучу вопросов и у меня, и у них.
Через час я был на даче. У ворот стояла её машина. Я поставил машину рядом и подошёл к калитке, подёргал дверцу – она изнутри закрыла. Я перелез через забор, открыл щеколду и подбежал к дачному дому. Тоже закрыто. Я достал из кармана комплект ключей и открыл дверь. Хорошо, что она не оставила ключ в замке изнутри.
Я тяжело вздохнул и открыл дверь. Я боялся, что чучело кота продолжает ходить по дому и может напасть на меня.
Я поднялся на второй этаж, дверь в большую комнату была приоткрыта.
В щель я увидел её ноги и кровь на полу.
Я осмотрелся и медленно открыл дверь, сразу глядя на шкаф…
Кот как живой неподвижно сидел там, спокойно и немного радостно глядя перед собой. Его морда, манишка и концы лап были в крови...
И потом я перевел взгляд на неё – она лежала на полу, глядя в потолок полными ужаса глазами, горло просто было порвано, руки прижаты к груди, на них была кровь и царапины…
Рядом лежал смартфон.
На полу были кровавые следы лап кота, они обрывались у шкафа. Кот, точнее его чучело, запрыгнуло на высоту два метра.
На стуле у стены стояла сумочка моей молодой мачехи и пакет. Я заглянул в пакет – там были два новых замка в коробках, отвёртка с набором насадок.
Это полоумная стерва в самом деле думала поменять замки, наивно полагая, что я не вызову полицию, не вскрою замки, что ей за это ничего не будет…
Я вздохнул и подошёл к шкафу. Кот смотрел перед собой и как будто слегка улыбался.
Форточка была открыта. Я понял, как лучше поступить.
Я взял ватные диски, бутылку водки и принялся протирать кровь на морде, манишке и лапах кота. Аккуратно ватной палочкой протёр кровь на когтях.
Теперь он был чист, я его поставил обратно на шкаф и позвонил в полицию.
Пока полиция и скорая ехали, я сжёг пропитанные спиртом окровавленные ватные диски в камине и закопал пепел на мусорной куче возле уличного туалета.
Потом я давал показания офицеру полиции, пока санитары выносили её тело. Я рассказал, как она позвонила с дачи, и как потом в конце разговора я услышал крики, как она уронила смартфон, как я на машине поехал на дачу и обнаружил её на полу, рядом кровавые следы кошачьих лап и форточка открыта…
В итоге мы со следователем остались одни и он сказал:
- Нет, конечно, налицо у неё следы борьбы с кошкой, но кошка по размерам обычная – как она с ней не справилась?.. Да и кошка какая-то агрессивная, не характерно даже для домашней и даже для бешеной… Вы знаете, у кого из соседей кошки и коты агрессивные есть? Может кто хищных кошек держит? Каракалов там, или сервалов?..
- Не знаю, - ответил я, - у всех коты и кошки спокойные, пугливые, в чужие дома не залазят… Про хищников – не знаю.
- Ну, кто тогда это сделал?! Что за кошка, или кот, залез в форточку, задрал Вашу мачеху и сбежал обратно, не оставив следов?! По идее на подоконнике, на стекле, в форточном проёме должны были остаться кровавые следы от лап! У вас на участках видеокамера только с видом на дорогу, не видно по записи, чтоб по дороге какая-то кошка бегала, когда Ваша мачеха приехала. А на Ваш участок не одна камера не направлена, ни огорода не видно, ни окна, где форточка открыта! Собака след не берёт… Вот теперь и гадай, кто это мог быть?..
Он задумчиво посмотрел на сидящего на шкафу кота.
- Вы будете подозревать чучело? – С улыбкой спросил я, кивнув на кота.
- Да, идите Вы… - Буркнул он и вышел из комнаты.
Перед тем как выйти из комнаты, я погладил кота по голове, и, показалось, что внутри чучела услышал мурлыканье.
Значит, мой кот рядом и оберегает меня.

Он с улыбкой закончил свой рассказ, посмотрел на шокированного меня и отхлебнул виски.
Я реально был в шоке – произошло убийство человека, пусть стервы, которая покушалась на его имущество, но всё же это человек, для меня это было бы шоком, а мой одноклассник улыбается…
Я вспомнил, что в школе он был доброжелательным, но злопамятным – если его кто-то обижал, он радовался, когда потом у этого человека случалась беда, радовался, что справедливость восторжествовала.
Когда у нашей классной - стервы в аварии погибли муж и сын, и она с нервным срывом попала в психиатрическую клинику – он с улыбкой сказал: «Так этой старой суке и надо – сколько крови с нас попила, валила ни за что…»
Конечно, наша классная была сука, у неё хорошие оценки получали только отличницы – подлизы, остальные, кто перед ней не лебезил, погрязли в плохих оценках, перебивались с «двойки» на «тройку», но его злорадством над таким горем женщины я и другие одноклассники были шокированы, мы не считали это равноценным наказанием за то, что она сделала.
Но, по крайней мере, если к однокласснику относились с добром, то и он отвечал добром, поэтому от него не отвернулись. Он в остальном был классный парень.

- Спасибо, что сохранил его для меня. – После продолжительного молчания начал он. – Если б я его похоронил или отдал на кремацию – не знаю как бы я это пережил… Знаю, ты думаешь, не поехала ли у меня крыша – нет, зайди в интернет, набери «женщина погибла в схватке с агрессивной кошкой на даче» - выйдет ссылка на статью… Мне уже звонили журналисты и с телевидения. – Он отхлебнул виски и прошептал. – Я ведь следователю не сказал и другим не скажу, что видел на видео по WhatsApp, как кот, мне трудно говорить про него «чучело», двигался и готовился к прыжку… Только тебе я это рассказываю… Даже маме и другим хорошим друзьям говорить не буду… Не знаю – ты что-то сделал, или моя любовь к коту что-то сделала, но был как живой, двигался и спас меня и мою семью от этой стервы, от судебного разбирательства с ней и дележа дачи… Моего сводного братишку, конечно, жалко. Но заботу о нём на себя возьмут её родители и сестра. И я его навещать буду. Её родители и сестра не настаивают на дележе дачи… Захотят привезти братишку на дачу отдохнуть – я и мама не против…
Он допил виски, встал и протянул мне руку и сказал:
- Ладно, бывай. Заскочу ещё.
Я молча, по-прежнему пребывая в растерянности, пожал ему руку.
Он вышел, слегка покачиваясь после выпитого количества виски – он уговорил больше половины бутылки в ходе своего рассказа. Он сам закрыл за собой дверь.
Я долго смотрел на дверь, перед глазами у меня ещё долго стоял он, идущий, покачиваясь, к двери.
Я огляделся по сторонам – везде были чучела.
После рассказа своего одноклассника я думал, смогу ли я дальше заниматься их изготовлением?

14.08.2022 – 31.01.2024