Учение Христа в изображении Льва Толстого

Михаил Кедровский
       Религиозным вопросам Лев Николаевич Толстой уделил в своем обширном творчестве не менее пятисот страниц стандартного текста формата А4. Это довольно много. К любой проблеме величайший русский писатель относился со свойственной его литературному дару дотошностью, скрупулезностью, пояснительными повторами, стремлением детально разобрать имеющиеся аспекты. Пересказывать его взгляды затруднительно, попробуем в этом небольшом материале прибегнуть к цитированию.

       Во вступлении к работе, называемой "Соединение и перевод четырех Евангелий", Толстой пишет:

       "Читая не раз, не два, а много раз, как само писание, так и писанное о нем, я пришел к выводу, что все предание христианское находится в четырех Евангелиях, что книги Ветхого Завета могут служить только объяснением той формы, которую избрало учение Христа, могут лишь затемнить, но никак не объяснить смысл учения Христа; что послания Иоанна, Иакова суть вызванные особенностью случая частные разъяснения учения, что в них можно иногда найти с новой стороны выраженное учение Христа, но ничего нельзя найти нового. К несчастью же, весьма часто можно найти, особенно в посланиях Павла, такое выражение учения, которое может вовлекать читающих в недоразумения, затемняющие самое учение. Деяния же Апостольские, как и многие послания Павла, часто не только ничего не имеют общего с Евангелием и посланиями Иоанна, Петра и Иакова, но и противоречат им. Апокалипсис прямо уже ничего не открывает. Главное же то, как ни разновременно они написаны, Евангелия составляют изложение всего учения; все же остальное есть толкование их".

       В приведенном отрывке слово "учение" употреблено семь раз, а словосочетание "учение Христа" – три раза. То есть Толстой хочет подчеркнуть, что Иисус из Назарета говорит от своего имени, а не от имени Бога, что характерно для церковной традиции.

       Я, а не только Лев Толстой, пишу для тех, кто в теме. Поскольку для тех, кто не в теме, это просто будет скучно читать, в том числе и по причине незнания вопроса. Сколько таких людей в современном мире? Скорее всего, большинство, как и в толстовские времена. Большинство индивидов не в курсе, что Господь Бог в Новом и Ветхом Заветах – разные сущности, что новозаветный Христос "Бога явил" – не ветхозаветного грозного и мстительного бородатого старика Саваофа; иного  –Господина Неба и Земли, которого никто никогда не видел и не увидит, давшего нам свободную волю, свободу выбирать из доброго и из злого. Это есть главное, отчего отталкивается Лев Толстой в своих взглядах.

       Вот еще одна цитата из последнего, написанного незадолго до смерти, публицистического труда Толстого, озаглавленного "Путь жизни":

       "У всех народов всегда были такие люди, которые говорили про себя, что они одни знают истинный закон Бога. И люди эти, для того чтобы подтвердить свои слова, всегда рассказывали про то, что будто бы были такие чудеса от Бога, по которым видно, что тот закон, которому они учат, есть истинный закон Бога. Кроме того, люди эти записывали этот свой закон в книги и уверяли народ, что в книгах этих всякое слово истинно, потому что книги эти внушены и написаны самим Богом. Все это неправда. Закон Божий открывается не одним каким-нибудь людям, а равно всякому человеку, если он хочет узнать его. Чудес же никогда не было и не бывает, и все рассказы о чудесах – пустые выдумки. Неправда и то, что есть такие книги, в которых всякое слово истинно и внушено Богом. Все книги – дело рук человеческих, и во всех может быть и полезное, и вредное, и истинное, и ложное".

       Добавлю от себя, что жизнь есть чудо из чудес! Какого же чуда нам еще надо?

30.01.2024