Быть отличником

Владимир Коряковцев
Каково это - быть отличником?

По-моему скромному мнению, отличником в средней школе может стать практически каждый. Если, конечно, он не полный даун. Но дело все в том, что учиться можно по всякому: стараться или же наоборот, совсем не стараться и не учиться. Выпустят в жизнь все равно всех, так или иначе. Так есть ли вообще в этом смысл - в образцовом идеальном обучении?

Буду приводить в рассуждении свои наблюдения, исходя из своего опыта, каким бы мизерным он ни казался.

Первые семь классов средней школы я проучился в сельской школе. Потом мы всей семьей переехали в город и там я пошел уже в восьмой класс. До этого нагрузка в школе казалась мне весьма приемлемой. Особых требований в сельской школе не было, а трудности у меня были обычные: учить стихи наизусть и решать математические примеры и задачи. Привык учиться на "четверки" и временами на "тройки".
Но в восьмом классе школьная нагрузка неожиданно возросла. Требования в городской школе были более серьезные, даже местами жесткие.
Там я по началу даже начать съезжать на "тройки", но постоянно ударять в грязь лицом мне не хотелось, да и учителя как будто все ждали чего-то особенного от меня, - так что я стал подтягиваться по учебе.
Другой жизни у меня не было: прийти из школы, быстро поесть и тут же начинать делать уроки.
В школе еще случилась параллельная непривычная для меня лично нагрузка - это более суровая физкультура и поездки всем классом на колхозные поля - на уборку свеклы и моркови.
После этих непривычных нагрузок я был как выжатый начисто лимон. В сельской школе можно было напропалую косячить: практически ничего не делать на физкультуре и никакого колхоза с полями там не было - разве что землю на грядках вскопать за школой.
А еще я действительно стал все учить в усиленной форме. Например, параграф по истории, биологии или же физике я никогда бы не смог пересказать своими словами, а потому всегда учил эти параграфы практически наизусть, почти как стихи. По-другому рассказать я не мог, не умел. Да и чтобы во всем этом разобраться - попросту не было времени.
Кроме того, очень угнетающе действовала сама обстановка в классе: каждодневные приколы и издевательства.
В общем, я доучился до того, что у меня буквально случился мозговой взрыв - первая вспышка повышения давления, когда пришлось вызывать "скорую". Это было первый раз в неполные 16 лет. Давление было 160/100. Если бы у меня просто кружилась и болела голова, но меня трясло, било как в лихорадке, бомбило сердце.
После первой вспышки спустя какое-то время случилась вторая, более серьезная.
Тогда я учился в девятом классе. И после очередной ночной "скорой" я уже не мог учиться и буквально слег. Даже попал на три недели в детскую республиканскую больницу.
Так что после больницы я уже не мог учиться по-прежнему. В школе учителя сделали мне огромную поблажку: я совсем не сдавал экзамены после окончания девятого класса. Хотел уйти учиться в мед. училище, но меня уговорили и я остался в школе еще на два года.
А потом в 10 и 11 классах я снова принялся за старое: стал зубрить, чтобы не падать в грязь, чтобы продолжать соответствовать требованиям отличника.
Все мои устные ответы у доски, будь то по истории, биологии, физике и проч. были всегда на отлично. С письменными работами было не всегда так.
Но все уже привыкли, что я просто должен и обязан получить за свою письменную работу "пятерку". Такое мнение было у учителей, так и у других учащихся. А потому, когда учительница вслух называя оценки, доходила до моей фамилии, и как бы извиняясь произносила - "два", у всех учеников класса мгновенно вырывался шокирующий вздох удивления. Все были ошарашены. Я это слышал и видел.
Мне и самому было крайне неприятно и удивительно словить время от времени "двойку", но как противно было слышать со стороны, что я в этот раз не соответствовал их ожиданиям. Как будто я действительно получив "двойку" падал лицом в грязь и вообще топил в ней свое лицо отличника. Это было очень противно знать, что ты каждый день во всем должен был соответствовать касте отличника, и видеть осуждающе-отрицательную реакцию всех, если вдруг это у меня не получилось.
Поскольку все знали, были убеждены в моем этом качестве отличника, то напропалую и пользовались этим. Списывали у меня нагло, не смущаясь моими отказами. Особенно рьяно списывали на контрольных работах по математике и лабораторных работах по химии.
- Да что вы меня облепили со всех сторон, слетелись как мухи на дерьмо! - кричал я на своих одноклассников, которые действительно списывали, обступая меня со всех сторон. И я начал немного наглеть: не давал просто так у себя списывать, а просил принести за это аудиокассету. Одна работа - одна аудиокассета.
Школу я закончил с тремя "четверками", остальные все были "пятерки". Были у нас и еще более круглые отличники, а точнее - одна отличница, но мне казалось, что все соки выжимали именно из меня.

Медицинский колледж закончил полностью на отлично с красным дипломом.
Региональный финансово-экономический институт так же закончил с красным дипломом. Но был ли в этих дипломах какой-то смысл?

В мед.колледже я решил было учиться немного посвободнее, чем в школе. Знал, что по предмету будет выходить "четверка" и не заморачивался с этим. Но дело в том, что там от меня тоже видимо ждали этого самого соответствия отличнику. И преподаватель твердо заявлял, что мне надо обязательно идти исправлять свою "четверку" на "пятерку", а как же иначе - ведь я иду на красный диплом.
Однажды я просто вспылил. Мне стало очень досаждать то, что учитель непременно просит меня идти исправлять оценку на отлично. У меня и так уже голова шла кругом от всех занятий, ведь я по всем предметам должен был успевать, постоянно держать весь материал в голове. И вот я взорвался.
- Да вам-то какое дело, исправляю я или нет?! - крикнул я своему учителю. После этого он пожаловался моей матери на то, что у меня бывают вспышки внезапной агрессии.

Кроме меня на красный диплом еще официально шли двое. Об этом всем было известно. А как было в итоге? А в итоге, когда уже выдавали эти самые дипломы оказалось, что красные корочки получают еще человек пять, не меньше, кроме тех, что были уже утверждены. Причем отличные дипломы получали и те, кто особенно отлично и не учились. Так был ли в том смысл, чтобы мне надо было подтягивать себя, бежать исправлять "четверку", снова мусолить свои мозги? Потому что ничего так просто мне не давалось, и снова раз за разом приходилось зубрить - иначе ничего нельзя было понять или пересказать своими словами.