Люди и эпоха

Галина Бабикова
Элина Авраамовна Быстрицкая – известная советская актриса (родилась 4 апреля 1928года в Киеве) наиболее известна в роли казачки Аксиньи  в экранизации «Тихого Дона».
Родные ее были расстреляны во время войны в Бабьем Яре фашистами. Об этом повествует дебютантка сайта Проза.ру  Елена Мансурова в своей книге «Картины и портреты».
Когда события касаются непосредственно людей, которых знаешь хотя бы по фильмам, тогда они становятся значимыми и приближают тебя  к описываемым  событиям. Ровеснице моего отца (младше на одиннадцать месяцев) Элине  Быстрицкой была уготована особая судьба – стать украшением многих кинофильмов.  Всю свою жизнь   отдавала себя  творчеству и любимому делу.
Свое произведение «Бабий Яр» Анатолий Кузнецов начал писать на клочках бумаги еще во время оккупации немцев. Все написанное, завернув в клеенку, зарывал в сарае. Он был живым свидетелем того, как фашисты расстреливают евреев. Часто их выдавали оккупантам и сами украинцы.
Книга помогает понять природу зарождения украинского национализма. Заставляет содрогнуться от бесчеловечности  фашистов и их приспешников.
«Варвары! И это в 20-м веке!» - в сердцах  говорит одна учительница матери Анатолия, тоже учительнице, в девичестве - Семерик Марии Федоровне.
«Этот роман я начинал писать в Киеве, в хате у матери. Но потом не смог продолжать и уехал: не мог спать. По ночам во сне я слышал крик: то я ложился, и меня расстреливали в лицо, в грудь, в затылок, то стоял сбоку с тетрадкой в руках и ждал начала, а они не стреляли, у них был обеденный перерыв, они жгли из книг костер, качали какую- то пульпу, а я все ждал, когда же это произойдет, чтобы я мог добросовестно все записать.
Этот кошмар преследовал меня , это был и не сон, и не явь, я вскакивал, слыша в ушах крик тысяч гибнущих людей. Мы не смеем забывать этот крик…»
Кузнецов А.В. Бабий Яр. Роман-документ. М: Советский писатель* Олимп,1991.
Кузнецов  в описании событий не использует литературных приемов. Правдивый рассказ мальчика - подростка – лучший литературный прием. Свою книгу автор называет «Роман-документ».
 История – это наше культурное наследие. У нас есть прошлое, у нас есть корни.  Мы получаем богатую культуру в наследство от предков, а с помощью истории мы можем узнать , как все это создавалось. Благодаря истории мы познаем данные о происшедших событиях, прогнозируем возможное развитие будущего.
История дает нам возможность учиться на уже имеющемся опыте и без изучения истории людям разных культур невозможно быть толерантным  друг к другу.
«Историю нельзя обмануть, и что-нибудь навсегда скрыть от нее невозможно»,- эту мысль  автор развивает в своем послесловии.  «Будем ли мы понимать когда-нибудь. Что самое дорогое на свете – жизнь человека и его свобода? Или еще предстоит варварство?»
Спустя годы, казалось - бы давно забытое, снова повторяется в 21 веке.