Город возможностей

Светлана Долгова
Эх, Москва, дорогая моя столица… Манящая своими огнями, золотыми куполами, открывающимися перспективами, наконец. Заставляющая рубить концы, сжигать мосты и, очертя голову, бросаться в твои иллюзорные объятия с громадьем смелых планов и ворохом надежд. Но, чтобы хотя бы полюбить тебя, понять и прочувствовать, как говориться, твой дзен, нужно предварительно расшибить лоб, расквасить нос и только потом, когда разлетятся мелкими осколками розовые очки, утерев и подобрав все физиологические жидкости с лица, начать по крупицам собирать и строить цокольный этаж своей новой жизни.
Москва любит шустриков, и да, работы в Москве – полно. Это аксиома. Достаточно однажды закинуть свое резюме на сайт поиска вакансий, и уже через час предложения посыплются – успевай лопатой отгребать. Первым позвонит персональный менеджер и сообщит, что он готов побеседовать с вами, чтобы определить ваши приоритеты и помочь подыскать оптимальные варианты, в том числе работы на удаленке. Ты радостно соглашается, потому что, в принципе, твоя профессия предусматривает  работу из дома. И вот специалист по видеосвязи уже начинает рассказывать тебе, например, о вариантах самозанятости,  финансовых продуктах и возможностях сотрудничества с банками. Хорошо, если  в процессе беседы тебе вовремя удастся соскочить с крючка  и сохранить все свои сбережения. Затем поступят другие звонки с предложениями, но теперь уже на словах «удаленная работа» ты уверенно будешь бросать трубку. А сколько еще твой телефонный антивирусный защитник заблокирует  подобных звонков без твоего ведома.
Затем раздастся звонок, когда тебе предложат реальную должность с зарплатой на 10к выше, чем заявлена тобой в резюме и полный соцпакет. Ты будешь долго расспрашивать, в чем заключается работа, тебя пригласят на собеседование, чтобы наглядно показать, чем предстоит заниматься. А после того, как узнают, что ты был хоть и маленьким, но руководителем, окажется, что есть и другая вакансия, особенно подходящая для тебя. И вот…
…  я  стою на маленьком пятачке асфальта, окруженная частоколом  устремленных в небеса башен Делового центра, за стеклянными стенами которого исчез еще неразгаданный город со всеми парками, храмами, реками, мостами, сплетенными развязками дорог, жилыми кварталами и даже облаками, не говоря уже про птиц. Я попала в другую реальность матрицы… Только бетон, стекло и непрерывно движущиеся, исчезающие в норках-входах цепочки человекомуравьев. Уже на этом этапе все мое естество отторгает чужеродную картинку фантастического блокбастера, и я еле сдерживаюсь от желания переключить канал, нырнув назад в метро. Уже понимая, что ошиблась кинозалом, решаю досмотреть киношку до конца. (Не пропадать же билетам).
Глухой коридор, стальной блеск лифтов, мягкие ковровые дорожки, пронумерованные двери, из-за которых не проникает ни звука. На той, что нужна мне, только цифра 10. За ней периодически молча исчезают разношерстно одетые молодые мужчины и женщины, проскакивают и мамзели, очень похожие на вчерашних студенток.  Жду в коридоре назначенного мне часа, ни диванов, ни стульев, ни даже скамеек – это бесит. А еще что-то назойливо зудит… Оно и понятно, взгляду не на что упасть: ни вывесок с названием фирм и организаций, ни плана эвакуации, ни стендов по пожарной и террористической безопасности, ни папок с тщательно разработанными, выстраданными положениями по охране труда и антикоррупционной программе. Где приляпанные на скотч к дверям и стенам листочки, гласящие: «Заходить по одному», «Без вызова не стучать», «Касса прямо по коридору»?
Пришла и встала в соседнем углу женщина моих лет: пуховик, платье с претензией на деловое, но понятно, что еще вчера торговала в магазине или перебирала книжки в библиотеке. Подошла еще одна – норковая шуба, капронки, сапоги на шпильке, укладка – сразу понятно, что на собеседование, хочет  произвести впечатление. Следом заглянула в дверь и тоже отошла к стене женщина слегка за 50, в спортивных штанах, свитере с оленями и собранными в пегий пучок волосами. От мысли, что это мои конкурентки, непроизвольно улыбаюсь, насколько разношерстная подбирается компания. Фильм становится скучным, но дверь распахивается и нас приглашают…
… Теперь уже посидеть на диване в большом  зале. Только переступила порог, на душе стало тепло и весело, словно меня, ребенком, привели на сказочное новогоднее представление. Первое ощущение – я попала в телевизор. До сих пор только там я видела то, что принято называть «офисный планктон», и сомневалась, что это не пародия и не аллегория. Представьте: десяток небольших круглых столов, за которыми сидят в модненьких деловых костюмчиках, обтягивающих задницу, несуразные плечи и выставляя на показ голые лодыжки, молодые подстрелыши. Отдельно за стеклянной дверью – важный босс, на ковер к которому то и дело заходят его ужасно занятые подчиненные. На стенах кривая графиков и курсов; стенд с успеваемостью – в лидерах Антон, у которого 58679 не весть чего, в отличие от остальных, у которых 15, 12 и даже 8; плакат, на котором дядя Сэм  одной рукой прижимает к себе мешок с деньками, а другой держит палец у рта, предупреждая, что деньги любят тишину. От стола к столу с папками в руках шьют губошлепенькие дамочки как на подбор в модных кожаных с разрезом платьишках и юбках, бесстыдно обтягивающих все выпуклости  и тщетно имитирующих офисно-деловой стиль. И над всем этим, заглушая голоса, из колонки орет последние новости радио. Едва сдерживаю улыбку, предвкушая комедию.
Тетка с оленями сразу деловито прошла за стол и, раскрыв принесенный  ноутбук начала о чем-то беседовать со своим тьютором (видимо, это не первый ее визит). Остальных конкуренток тоже разобрали. За ближайшим ко мне столом с важным видом сидит рыхловатый вчерашний студент, воротник его пиджака смешно завернулся, и я еле сдерживаю желание подойти, по матерински поправить и заодно одернуть штанины брюк, чтобы не надуло голые лодыжки. Интуитивно угадываю, что эта несуразность, как пить дать, достанется мне. Так и вышло.
Перед тем, как сесть за стол, я поинтересовалась у наставника, всегда ли они работают в такой атмосфере - радио орет так, что я вынуждена напрягаться, чтобы расслышать его слова?
- Да, в этом зале всегда так. Новости – это наше все. Но у вас будет другой кабинет, рабочее место, компьютер…
Потом он начал рассказывать мне, как строится работа в их международной информационно-консалтинговой компании (не буду порочить ее славное имя), что мне предстоит заниматься аналитикой фондового рынка и попросил законспектировать в тетрадь что-то про акции, облигации и  фьючерсы, рассказал про товарно-сырьевой рынок, который состоит из золота, газа и нефти. Запнувшись на слове облигации, я с улыбкой посмотрела на сидящее и распинающееся передо мной недоразумение.
- В чем заключается моя работа? – прервала я его.
- Вы будете проверять аналитические отчеты по фондовому рынку, которые вам будут представлять ваши помощники. – Он быстро начертил на листе бумаги схему, согласно которой  от главного кружочка расходились ступенями лучики подчиненных, и обвел мое место в этой иерархической цепочке. Место не абы кого, а ВЕДУЩЕГО аналитика! Я не стала утруждать себя запоминанием заумных званий «бойцов», заметив, глядя в глаза собеседнику:
- Экая красивая пирамидка у вас получилась….
- Да, в компании работа выстроена именно по такому принципу, - ничуть не дрогнув, парировал он.
- Я совсем ничего не понимаю в фондовых биржах…
- Не страшно, мы всему обучим. Пять дней курс по 45 минут, вы будете выполнять домашнее задание, потом еще месяц стажировки и после тестирования можете приступить к работе.
- Простите, уважаемый, чтобы работать на фондовых рынках, люди минимум пять лет учатся в институтах, постигая азы экономики. А если я не освою, или пойму, что это не мое? Получается, ваше время на ветер? - мой сарказм уже не скрываем, но парнишка держится.
- Нет, что вы, обучить людей финансовой грамотности – это уже не впустую потраченное время.
Не успела я еще что-то съязвить, как в зал вошел коротыш в светлом клетчатом костюме, и, представившись главным менеджером отдела, попросил минуточку внимания. Радио, наконец, заглохло, воцарилась благодатная тишина. С лучезарной улыбкой клетчатый сообщил:
- У меня для всех вас приятнейшая новость! Я только что просмотрел отчет за вчерашний день, и по результатам торгов на газ мы заработали 8798797 (число может быть произвольным). И это значит,  будет кругленькая премия. А все почему…? Правильно, потому что газ не может уйти в минуса, и на этом всегда можно получить прибыль. Я всех вас с этим поздравляю, поаплодируйте себе и своей работе, - при этих словах каждая клеточка его пиджака и тела, каждая белокурая кудряшка на кругленькой голове излучали блаженное счастье.
Все присутствующие в зале, а это человек двадцать, послушно захлопали в ладоши. Я поняла, что нахожусь в палате для душевнобольных, закатив глаза, ударила ладонью о лоб, а затем медленно провела ею вниз по лицу, прикрывая немой хохот. Увидев это, мой тьютор, успевший приготовить ладошки для аплодисментов, быстро спрятал их под стол. Свою секундную растерянность – чью сторону в данный момент нужно выбрать – он подавил молниеносно, и невзирая на мой ироничный взгляд и улыбку, предложил продолжить. Я снисходительно согласилась. Он, вновь перекрикивая радио, начал рассказывать, что в месяц мои помощники должны сдать 60 отчетов, которые я буду проверять и отправлять высшему руководству на одобрение, чтобы затем они попали в руки наших богатеньких и щедрых клиентов.
- Кто эти самые помощники, которые составляют пресловутые аналитические отчеты? Спецы, прошедшие пятидневное обучение и месячную стажировку? (изначально, как помнится, мне предлагали именную эту низшую должность)?
- Нет, там люди с образованием или те, кто уже много лет работает в компании.
- Тогда вопрос: зачем в этой прослойке нужна я? – попыталась подловить.
- Практически все помощники работают удаленно, их нужно контролировать, собирать и проверять отчеты, отправлять их нашим клиентам. «Несостыковочка, а куда же из цепочки делся мой бос?» - подумала я и добавила:
- Объясните, в чем фишка: они профессионалы, но находятся на низшей ступеньке иерархии. Почему же не продвигаются по служебной лестнице?
- Им это не нужно. Они работают из дома, по три- четыре часа в день, лежа в шортах на диване, при том, они же все сами зарабатывают на фондовых рынках. Свой план по отчетам они выполняют за две недели, на составление отчета у них уходит полчаса, час. А ваша задача собрать воедино всю информацию, проверить и доложить руководству.
- Молодой человек (очень хотелось сказать мальчик), вы видели мое резюме?
-Нет, но специалист по персоналу отобрал вас, значит ваши навыки нам подходят…
- Повторяю вопрос, вы знакомились с моим резюме, что знаете о моей профессии? -  перебила я его. – Вы вообще понимаете, где я, а где  все эти котировки, цифры, фьючерсы, аналитика фондового рынка? Вы предлагаете мне – филологу и редактору газеты проверять их отчеты на грамматические ошибки? – засмеялась я ему в лицо. 
Надо отдать должное, мальчик не дрогнул!
- Что вы, я тоже в прошлом лингвист, но за полгода все освоил и теперь уже сам вкладываю средства. Одна наша сотрудница за месяц заработала полугодовую зарплату мужа.
- Как часто мне придется задерживаться после работы? – резко сменила я тему заработка.
- Никогда. В восемь часов комп выключили и домой.
- Мне говорили, я работаю до шести…
- Можете оговорить график с руководителем.
Мальчик держался прекрасно, на любой провокационный вопрос у него было заготовлен ответ, но, признаться, разговор становился скучным. Я поблагодарила его за уделенное мне внимание и сказав, что больше не собираюсь тратить его, а главное свое драгоценное время, встала из-за стола.
- В понедельник жду вас на первое занятие… - не унимался он, но встретив мой взгляд, осекся. Молча, с вежливой улыбкой проводил меня до вешалки, но пальто не подал… На ресепшене, сложив губки бантиком, мамзель взмахнула опахалом ресниц и пожелала мне хорошего дня.
А настроение, и правда, было хорошим… Согласитесь, есть от чего. Эх, Москва – город возможностей, город метаморфоз…и … шарлатанов.

Январь 2024