Неадекватная Лера

Галина Лазарева 2
               
   Лера летела к выходу из парка, подгоняемая гневом, как ветром: «Придурок  недоделанный, сфинкс  задолбанный, тупица беспросветный»!  Её просто разрывало от злости…  Стоп! Сделаем паузу… Что может получиться хорошего из того, что делается в дурном состоянии духа? Строитель построит холодный неуютный дом, художник нарисует, может даже и талантливую, но картину с нехорошей энергетикой, хозяйка приготовит еду не просто невкусную, а вредную для здоровья своих домочадцев. А человек, бегущий обязательно  споткнётся на ровном месте.
   Что и случилось с Лерой.  Охнув и схватившись за коленку, она кое-как  доплелась до ближайшей скамейки, которая с другого конца была занята бабкой благочестивого вида. Старушка действительно имела благостный вид потому, что  здесь и сейчас радуясь тёплому  солнышку, вспоминала забытые строчки,- «Очередная осень подоспела, со мною рядом на скамейку села…» И в этот момент на другой конец скамейки плюхнулась травмированная  Лера.
  Старушка оглядела нежданную соседку. Зелёная мелировка, под цвет миндалевидных глаз, брови в разлёт, красивый рот, искривлённый болью, нос несколько крупноват, но не портил в целом юное личико. Одета девочка была в чёрные бриджи и свободную жёлтую курточку, которая не скрывала хрупкую стройную фигурку. На ногах немыслимо яркие, красно-жёлтые кроссовки. Вот только…
   -Надо подождать  минут 15. Если боль не пройдёт, можно скорую вызвать,- сочувственно  проговорила и замолчала ожидая ответа. –Уже прошло,- буркнула Лера, хорошим воспитанием не обременённая.
  - Ну и слава Богу, значит отделалась  лёгким ушибом,- не унималась бабуля,- Давайте знакомиться… Меня зовут Евдокия Петровна, мне 77 лет, а как обращаться к вам? -  Лера засопела про себя, подружка нашлась. Может соврать? Вообще-то Лера врала, как дышала, но в этот раз… Она посмотрела на соседку:  чистенькая, хотя и одета по моде прошлого века, а лицо настолько доброжелательное, что врать расхотелось, -  Я –Лера, мне 18 и я ненормальная,- зачем-то добавила, сама от себя не ожидая.
 Евдокия Петровна улыбнулась, - А что есть нормально в этом безумном, безумно, безумном мире?-   Они помолчали, две случайные знакомые: Одна старушка, другая молодушка. – А почему ты так говоришь про себя? – Наконец, спросила Евдокия Петровна. – Не знаю, наверное, это так и есть,- пожала плечами Лера.  Как – то незаметно Евдокия Петровна обратилась к Лере на «ты», - Все люди считают себя умными.  А много ли среди них знаешь умных? А ты смелая, к тому же очень миловидная, вот только… выражение  лица…- А что с моим лицом не так?- рассердилась Лера.  – Я сказала про выражение лица, оно у тебя не определённое и не очень доброе, а это портит. -  А с чего моему лицу быть добрым? – с отчаянием и злостью выкрикнула Лера и её понесло:
    «Сколько себя помню, мои родители постоянно ругались. Ругались безобразно,  обзывались ужасно. Скотина, сволочь – самые ласкательные слова из их лексикона. Но когда я в пять лет запустила в бабушку мобильником, и та назвала меня психопаткой, их репертуар  пополнился. Теперь маманя  называла меня идиоткой и говорила, что я вся в папу. А когда ругалась с отцом, то непременно вставляла, что он псих, как и вся его родня, а что по его родной тётке вообще психушка плачет. Заперлась в родительском доме, со всеми родными и соседями переругалась, никого не пускает, ждёт, когда её убьют. И всем этим голову морочит.
  Разошлись  родители, когда мне было 13 лет. Почему  так долго тянули? Я узнала потом. Случайно подслушала разговор мамы с бабушкой. Оказывается, мать копила деньги на ипотеку.  Да,  мы живём с ней в ипотечной квартире.  Мама неплохо зарабатывает. А я вот такая: не спокойная… с парнем вот разбежались. Тяжело со мной, видно…
   Всё начинается с детства,- вздохнула Евдокия Петровна, но ведь  это можно и исправить. Бог не зря дал человеку  Свободу воли. Для того чтобы можно было исправить  ошибки родительского воспитания. Надо только иметь желание и характер.
    - Вы знаете как? – Лера почти насмешливо посмотрела на соседку. Представь себе, знаю,- не обиделась Евдокия Петровна,- Только мне пора. Я уже давно здесь сижу. Вот мой телефон,- она протянула Лере визитку,- Звони, если захочешь пообщаться на эту тему,- Евдокия Петровна встала и не спеша, опираясь на палочку, побрела к выход. 
     Лера покрутила в руках визитку.  «Малышева Евдокия Петровна – консультант  психологической помощи». Визитка была старая выцветшая, картонка времён перестройки. Лера скривилась,- Что может сказать интересного старушенция,  жертва эпохи социализма? Но визитку не выбросила.
   Лера не позвонила: выпускной класс, занятия с репетиторами, разборки с одноклассниками, она никогда не была стадным существом, да и визитку потеряла.  Встретились они  с Евдокией  Петровной в апреле, в первый почти летний день. Выглядели обе не очень. Евдокия Петровна ещё больше усохла, а Лера была усталой  и грустной. Но встрече они обрадовались.
  - Как успехи?-первой спросила Евдокия Петровна, - выглядишь не очень счастливой.
  - Болела много, в учёбе отстала, справлюсь ли с ЕГЭ, переживаю…-
  -Я тоже зиму трудно пережила, не знаю, переживу ли следующую.-
  - Нет, вы ещё мне должны рассказать, как быть счастливой. Вы обещали,- решительно  напомнила  Лера.
  - Это не так сложно, как кажется. Просто надо сильно захотеть.-
  - Вы так говорите, потому что вам уже ничего не надо, - перебила собеседницу Лера.
  - А что надо тебе Лера?-  Вопрос показался Лере с подвохом, и она насторожилась, - Наверное, как  всем – счастья… - пожала плечами.
  - «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Так считал наш гений  Пушкин. Что есть гениальность? «В родстве с безумством гений пребывает, и тонкая стена их разделяет…»
  - С этого места поподробнее, - заинтересовалась Лера.
  - Собственно не один Платон так считал, а почти все мыслители прошлого и настоящего. Более того многие, считали, что в разной степени все люди безумны. У Чехова в  рассказе «Палата № 6», пациент Дмитрий Громов возмущался, - «За что вы меня здесь держите, когда  десять, сто тысяч гуляют на свободе? Ваше невежество не способно отличить  больных и здоровых…»  Да и Христос говорил, -  я пришёл для больных, не для здоровых.  Грань между нормальными и ненормальными  также тонка, как между гениальностью и безумием. Только помыслы гения устремлены ввысь, улавливают пульс Вселенной, и создают шедевры. А эгоизм безумца погружает его в беспамятство. Отсюда вывод: нельзя давать волю собственному эгоизму. Но поскольку большинство  людей всё же эгоисты, то и получается, что «… Нельзя выдумать ничего безумнее, чем действительность…»  Не помню, кто сказал.
  Но давай вернёмся к Пушкину.  Воля!!!  Она дана, чтобы человек исполнял свои желания. И ему кажется, как только он этого добьётся, то будет счастье. Чаще мечтают о  плотском:  еда, одежда, дом, уют, семья, любовь…   всё  для ублажения плоти. Но у таких желаний нет  ни края, ни конца…
   А вот покой? Как на душе благодать покоя, не мучают страхи, обиды, не терзает мнительность, злость, месть – вот это действительно дорогого стоит.
  - А меня мучают.  Я всегда  боюсь, сказать не то, сделать не так. И ещё я ленивая…- призналась Лера.
  - В твоём возрасте это нормально.  А лень пройдёт, когда найдёшь дело по душе, к чему у тебя призвание, - и Евдокия Петровна продолжила,-  Замечала ли ты, Лера, что каждый человек, даже самый  мерзкий, считает себя хорошим, умным, добрым?  Как ты думаешь, почему?       
  - Может, он так себя чувствует, где-то в глубине, - нерешительно предположила Лера.
  - Правильно. Вот видишь у тебя аналитический  склад  ума -  От похвалы Лера покраснела и стала хорошенькой.  – Да в душе каждого человека есть этот свет.  Надо только суметь его почувствовать и жить под таким освещением. Ведь все люди интуитивно  знают, что хорошо, что плохо, где белое, где чёрное.  И если они путают такие вещи, то это от лукавого,  чтобы оправдать свои неприглядные  поступки.  Сумеешь  дать  дорогу  свету внутри себя, то и этот свет даст тебе и понимание людей, и благородство  сердцу, и мудрость мысли. Счастье наше в душе, в духе…  Я понятно сказала?-  Лера молчала, думала, - В общем-то понятно. Смогу ли я? Наверное, это не так всё просто. -  На этом они  простились. Больше не встретились. Лера приходила не раз на место их встречи, но Евдокию Петровну больше не увидела. Ей было жаль…