Знамение

Александр Катеров
                АЛЕКСАНДР КАТЕРОВ


                З Н А М Е Н И Е
               
                РАССКАЗ

Как-то летом мой приятель и коллега по работе - Дмитрий Петрович предложил мне провести выходной с удочкой на реке. Я, недолго думая, согласился и признался, что совсем не умею удить рыбу.
Дмитрий Петрович лукаво ухмыльнулся и ответил:
- А чего здесь уметь – наливай, да пей…
Мы, конечно, посмеялись над его шуткой, но все же к месту рыбалки отправились на электричке, так как захватили с собой спиртное.

Место на берегу, куда привел меня Дмитрий Петрович, было уже занято, и мы отправились искать другое пристанище для ловли. Мы были приятно удивлены, когда, пройдя каких-то двести метров, обнаружили небольшую запруду. Здесь был и удобный выход к воде, и тень, и даже бревно, которое могло служить столом для приема пищи.

Вскоре мы убедились, что найденная нами запруда была хороша для отдыха, а не для ловли рыбы. Ее берег был пологим, и чтобы закинуть удочку, нужно было заходить в воду. Но, вопреки неблагоприятным обстоятельствам, Дмитрий Петрович на донку поймал крупного окуня и это его окрылило. Он поспешил забросить удочку, но на этот раз на крючке оказался большой клочок тины. Это не смутило моего товарища, и он продолжал ловлю. Я же, простояв с удилищем в воде целый час, совсем потерял интерес к рыбалке и вышел на берег. Дмитрий Петрович предложил мне донку, но я, примостившись на бревне, сделал ему встречное предложение и пригласил к столу. Мой товарищ, недолго думая, закинул удочку, и присоединился ко мне.

Мы уже пропустили по стопке алкоголя, когда колокольчик на донке моего товарища, нервно задергался. Его негромкий звон выдавал знакомую мелодию, а леска толчками не давала ему остановиться. Дмитрий Петрович вскочил с места и бросился к удочке, но только он ее коснулся, звон прекратился, а леска прогнулась к воде.
- Сорвалась, - заключил он и махнул рукой.
- Бывает, - произнес я, а он предположил:
- Похоже, что-то крупное было.
Я согласился, а на середине реки что-то забурлило и по воде пошли дрожащая зыбь. Дмитрий Петрович спешно стал тянуть леску, а из недр водоема вдруг с грохотом вырвался высокий столб воды. Он оросил всю округу влагой, и радужные круги поплыли по руслу реки. Они будто мыльные пузыри, касаясь воды, лопались и превращались в голубую мглу. Вскоре туман поглотил реку и выполз на берег. Я потерял из вида своего товарища, а он не выдавал своего присутствия.

Спустя время, туман не рассеялся, как это бывает. И мне показалось, что небо упало на землю. Его облако, запутавшись в кустарниках, не спешило покидать запруду и тяжелым грузом лежало на моих плечах. Это затрудняло мне дыхание, и я активно разгонял его руками. Вскоре я сдался и наполнил легкие голубым туманом. К моему удивлению, это принесло мне облегчение, и я сделал второй вдох. После третьего, я открыл глаза и заметил, что туман растаял, а у берега речки стоял какой-то серебристый конус. Не поверив своим глазам, я ущипнул себя за руку и тяжело вздохнул. Вдруг подул ветер, деревья закачались, а из неизвестного предмета стали выходить люди. 
Их было так много, что я невольно удивился:
- Как они вместились в этом небольшом сооружении?
Маленькие, полупрозрачные, человечки медленно приближались ко мне, и я заметил, что они все были на одно лицо. Я потер глаза, а они вдруг исчезли, так же как исчез и серебристого конус. Волны реки омывали песчаный берег, а колокольчик, на удочке моего товарища, продолжал звонить, извещая, что на крючок попалась крупная рыба.
Я открыл глаза, а будильник продолжал звонить у моей кровати.
- Приснится же такое, - удивился я и встал с постели.
На кухне, за чашкой кофе я еще вспоминал свои ночные видения, а Дмитрий Петрович уже торопил, названивая мне по телефону…

                *       *       *

Как я и предполагал, место на реке, куда привел меня мой товарищ было занято, и я предложил поискать другое, выше по течению. Я не ошибся и вскоре мы нашли затоку с удобным выходом к воде.
Когда я увидел место для приема пищи, я встревожился и сказал:
- Я думаю, что ты сейчас поймаешь крупного окуня.
Дмитрий Петрович ухмыльнулся моему заявлению и произнес:
- Это хорошо, я не возражаю…

Дальше все пошло, как в моем сновидении; товарищ мой поймал крупную рыбу, вторая сорвалась с крючка, ну, а на третий раз, река взорвалась фонтаном и на берег опустился густой туман. Потеряв товарища из вида, я сделал глубокий вдох, но облако не растаяло, как это было во сне. Я вдохнул еще и еще раз, но мгла продолжала стоять непросветной стеной. Я запаниковал и вдруг услышал, как зазвонил колокольчик на удочке Дмитрия Петровича. Мне почему-то захотелось чтобы все это оказалось сном, и чтобы я смог проснуться дома на уютном диване, но меня окружала голубая тьма, а колокольчик на удочке моего товарища продолжал тревожно звонить.
Я, без всякой надежды, окликнул Дмитрия Петровича, а из тумана вдруг вышел маленький полупрозрачный человек. Он был в необычном комбинезоне и в зеркальном скафандре. Когда незнакомец приблизился, и я увидел в нем свое отражение, я потерял сознание.


                *       *       *

Очнулся я в просторном помещении на кровати. За окном шумел дождь, и я приподнялся на локтях, чтобы осмотреть комнату. То ли это была большая спальня, то ли больничная палата, то ли номер в гостинице? Белые полупрозрачные шторы и медицинские шкафы с одной стороны, шикарная мебель с другой, вводили меня в заблуждение.
- Где я, и как я сюда попал?  – Подумал я, осматривая помещение.
Я пытался вспомнить, что произошло со мной накануне, но в голове крутился только легкий бриз весенней свежести. Меня удивляло то, что ничто меня не беспокоило и ничто не болело в моем теле.

Вставать с кровати, желания не было, и я опустил голову на подушку, продолжая нежиться в чистой постели. Думать тоже не хотелось, и я прикрыл глаза, проваливаясь в сладостную дрему. Что-то расслабляло и усыпляло меня в этом помещении. Неизвестный и прекрасный аромат давал волю лени и пьянил мысли. Не открывая глаза, я еще пытался восстановить провалы в памяти, как в голове вдруг замелькали картинки из моей жизни. Здесь были мужчины и женщины, дети и старики, и еще много других персонажей, которых я успел уже позабыть. Передо мной мелькали картинки больших городов, маленьких селений, рек, озер и живописных уголков моей большой Родины.
- Как красиво, - подумал я и все вдруг исчезло…
Я поспешил открыть глаза и увидел перед собой человеческие фигуры. Трое незнакомцев в серебристых одеждах рассматривали меня своими большими глазами. Меня затрусило, как в лихорадке, а окно вдруг распахнулось и в помещение ворвался свежий ветер.
Он отрезвил мое сознание, и я, набравшись смелости, спросил:
- Вы кто, инопланетяне?
Незнакомцы промолчали и указали мне на окно. Я посмотрел в указанную сторону и заметил, как лучи невидимого солнца, очертили проем в стене. Через минуту комнату наполнил серебристый туман, а спустя мгновение из него вышел человек с посохом. Это был седовласый старец, одетый в перламутровую рясу. За его головой маленьким солнцем светился лимб. Я растерялся и перевел взгляд на незнакомцев. Они были без скафандров и русоволосые стояли в длинных серебристых плащах. Широкие рукава фалдами опускались до пола и казалось, что под необычной одеждой они прятали свои большие крылья.

Я вернулся к старцу и заметил, что интерьер в комнате поменялся; широкая кровать превратилась в большой камень, дорогие стулья - в дряхлые пеньки, а кафельный пол весь зарос зеленой травой. Посередине комнаты стояла большая деревянная лавка, на которой сидел загадочный старец. Он перебирал четки и что-то чертил своим посохом по влажной траве. Приминая листья растения, его клюка оставляла мокрый след, который своим блеском выдавал невидимые знаки.
Когда в открытое окно вместе с ветерком влетел неизвестный мне аромат, старец посмотрел на меня и пригласил присесть рядом с ним.

Мы помолчали, а потом, как бы рассуждая вслух, он произнес:
- Значит ты не веришь в Бога?..
Я пожал плечами и ответил:
- Не совсем так. Скорее я сомневаюсь в Его существовании.
- Александр, со мной хитрить не надо, - строго осадил меня старец и для убедительности добавил, - я читал твои дневники – знаю…
Я опустил глаза, а он продолжил:
- В своих записях ты часто рассуждаешь о Боге и вере. И вот что я заметил; сетуя на Господа, ты спрашиваешь Его - «за что»? Так вот, первая твоя ошибка, что ты неправильно задаешь вопрос. Не «за что»? А «почему»? Вторая – ты лукавишь, говоря, что ты не веришь в Бога.
Твои вопросы в принципе похожи, и в одном, и в другом случае ты хочешь узнать причину своих неудач или, чего хуже, бед. Так почему же правильно буде «почему», а не «за что?». Отвечаю: Бог дает человеку не то, что он хочет, а то что ему необходимо. Поэтому не спрашивайте: «за что?», а подумайте и спросите «почему?» или «для чего?». Каждый момент жизни ценен, потому что все это дано человеку для определенных действий: кому-то, для того чтобы сделать четкие выводы, кому-то для решимости, а кому-то для того, чтобы стать чуточку добрее. Да и вообще надо благодарить Творца за то, что Он предоставляет нам возможность как-то действовать, ведь Он мог сделать так, что возможностей могло и не быть вовсе.
- А теперь, что касается веры в Бога. 
Здесь я хотел вставить слово, но старец категорически заявил:
- В Бога верят все! Только одни люди в этом могут признаться, другие предпочитают промолчать, а третьи объявляют себя атеистами.
Старец посмотрел на меня и лукаво улыбнулся.
- Вот, например, ты сомневаешься в существовании Господа, а на каждой странице твоего дневника Его имя упоминается не единожды. А, так называемый, атеист, сколько раз он вспоминает Бога? Да, кто-то скажет, что это, мол, машинально, случайно, по привычке. Но изволь заметить, вспоминать о Боге – это хорошая привычка, машинально произносить Его имя – значит держать Бога в себе, ну, а случайностей не бывает, потому что случай – это есть промысел Божий.
А вот вера - это совсем другое. Один верит в Бога потому что боится кары небесной, другой потому что так надо, а третий потому что просто Его любит.  Да, что я тебе рассказываю, ты сам это прекрасно знаешь, ведь не зря ты повторяешь слова Михаила Булгакова – «каждому по его вере». Так что человеку без веры никак. Только вот в чем вопрос. Во что верить и в кого? Я наблюдал за тобой и мне нравится ход твоих мыслей, поэтому я отвечу на интересующие тебя вопросы.
Старец приготовился слушать, а я спросил:
- А кто вы такой, и кто эти люди?
- Я Даниил, - ответил он, – слуга Божий, а они не люди?
Старец указал на незнакомцев в плащах, а я поспешил вставить:
- Ангелы?!
- Да, - ответил Даниил и жестом дал команду своей свите.
Те, не раскрывая крылья, быстро вылетели в окно.
Я не поверил своим глазам и ущипнул себя за ногу.
Подметив это, старец меня поторопил:
- Не отвлекайся, говори, что хотел узнать?
- Бог создал человека, - начал я, - а кто создал Бога?
Старец ожидал мой вопрос и начал с категорического заявления:
- Бога никто не создавал. На то Он и Бог.
Даниил встал с лавки и продолжил:
- Бог трансцендентен нашей вселенной. То есть находится как бы за ее пределами и не подчиняется законам причинно-следственных отношений. При этом Он прибывает в нашем мире Своими Божественными энергиями в результате чего мир и существует. Таким образом, Бог – причина всего существующего, однако Сам Он не имеет причины, которая запустила бы Его существования. Бог находится вне времени и пространства и существует вечно, являясь Создателем видимой Вселенной и ее законов. Так что вопросы «откуда взялся Бог?», «кто Его создал?» или «что является причиной?» правомерны только по отношению к относительному бытию; применительно к Богу они просто не имеют смысла. Очевидно, как показывают все эти описания Бога, что Бог есть духовное существо. Он существует вне трехмерного мира, в котором живут люди. Когда спрашивают: «Кто создал Бога», эти люди делают предположение, что Бог был создан. Если Бог существует вне времени и пространства, если Он Творец времени и пространства, то Он точно не был создан. Бог сам стал причиной начала всего! Вот почему Он и говорит: «Я Альфа и Омега, первый и последний, начало и конец». Библия поддерживает эту концепцию.

Старец посмотрел на меня, а я признался:
- Для меня это очень сложно, но где-то так я себе это и представлял… Я согласен с тобой и поэтому хочу задать тебе следующий вопрос. Скажи, Даниил, Святое Писание, Библия, а в частности Ветхий завет, кто написал и насколько он является достоверным?
Старец опять присел на лавку и ответил вопросом:
- Что опять сомневаешься?
- Такой я есть, только здесь это скорее любопытство, желание узнать правду, - ответил я и напомнил Даниилу о своем вопросе.
- Ветхий Завет, - начал рассказ старец, – Закон или Пятикнижие, - создал пророк Моисей примерно в пятнадцатом веке до Рождества Христова. В своих книгах (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие) он запечатлел историю человечества и еврейского народа, а также изложил религиозные, нравственные и правовые нормы, которые легли в основы ветхозаветной религии. С христианской точки зрения Ветхий Завет является памятником первого из трех Божьих откровений, представляющим собой подготовительное открытие Богом Самого Себя и Своей воли людям. Я слышал и знаю, что многие люди считают Библию сборником исторических мифов. Наверное, что-то такое в Писании присутствует, так как за многие века Она подвергалась многочисленным перепискам, дополнениям и корректуре. Лично я верю в достоверность Ее содержания, потому что, как бы Ее не искажали, она содержит главное - Закон Божий. И вот, что я тебе скажу, Библия не только религиозное повествование, Она еще и летопись, и хронология пребывания человека на земле. Эта история началась задолго до рождения Моисея. Земля существует миллионы лет. И хочу тебе сообщить, что ваша цивилизация не первая и не последняя, и что ваш мир стоит на краю исчезновения, так что ждать осталось недолго.
- Значит конец света, - произнес я, - и когда это случится?
- Я скажу тебе словами Христа: «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец. Смотрите, бодрствуйте, молитесь; ибо не знаете, когда наступит это время».

- Понятно, – обреченно произнес я, а старец продолжил:
- Ничего, пролетят года, пройдут столетия, и земля снова оживет. Зазвенят ручьи, зазеленеют луга, леса наполнятся птичьими голосами, а люди отстроят новые города. И будут они жить в мире и согласии, и не будет на земле ни войн, ни болезней, ни смертей. Не будет в этой жизни ни зависти, ни злости, а будет только любовь и уважение.
Я ухмыльнулся, а Даниил спросил:
- Что опять сомневаешься?
- Да, нет. Просто захотелось пожить в таком мире.
- А, что ты успел сделать для этого? – Поспешил спросить старец.
Я пожал плечами, а Даниил встал с лавки и поманил за собой.

Мы пересекли комнату и остановились у большого зеркала.
Здесь он предложил мне взглянуть на свое отражение и спросил:
- И, что ты здесь видишь?
С минуту я стоял в оцепенении, рассматривая цветную, газообразную массу, которая перемешиваясь между собой выдавала самые невероятные оттенки. Яркая палитра находилась в непрерывном движении, время от времени приобретая форму человека. Скорее это был его образ, контуром которого выступала тонкая белая линия, удерживающая бурлящую массу в определенных границах.
Даниил меня не торопил, давая осознать увиденное, а я заметил, как черный цвет тяжелым осадком лежал на дне этой цветной массы.
Я недовольно ухмыльнулся и произнес:
- Это моя душа…
- Не нравится? – Спросил старец, наблюдая за моей реакцией.
- Черный цвет — это грехи, - ответил я, и Даниил согласился.
Мы оставили магическое место и подошли к окну.
Небо было темным, и я сразу нашел свою звезду. Среди многих похожих, только она подмигивала мне своим серебристым светом.
Я улыбнулся, а Даниил подметил и сказал:
- Да ты, Александр, еще и романтик?
- Был, - обреченно произнес я, а он спросил:
- А почему в прошедшем времени?
Я ухмыльнулся и ответил ему словами поэта:
«Я пережил свои желанья, я разлюбил свои мечты…».
Старец посмотрел на меня и спросил:
- А твоя мечта - увидеть душу человека? Разве этого мало?
- Я видел души людей, а свою увидел только сейчас…
- Понятно, - согласился Даниил и продолжил свою тему:
- Вот именно это я и хотел у тебя спросить.
- Спрашивай.
Старец ухмыльнулся моему ответу и заявил:
- Вопрос решен. Я увидел твою душу и понял тебя. Как у тебя это получилось я знаю, и уверен, что теперь и ты в этом разберешься.
Я хотел было возразить, но где-то высоко прогремел гром, и небо стало очищаться от ночного убранства. С начало потухли звезды, потом загорелась заря, а через минуту солнечные лучи ворвались в окно.
- Ну, вот и все, мне пора, - заявил Даниил и закончил:
- Черный цвет - это, конечно, нехорошо, но безгрешен только Господь. У тебя еще есть время покаяться и что-то исправить. Главное, что ты все осознал. А смерти не бойся, смерть – это не конец, а начало новой жизни. «Каждому воздастся по его вере», как сказал Булгаков. А на твой вопрос, который ты не успел задать, отвечу так. Я здесь чтобы ты смог увидеть свою душу и укрепил веру. И вот, что я тебе посоветую. Исполни свою заветную мечту и напиши книгу. Материала в твоих дневниках предостаточно, а Бог выделит тебе время.
 
Высоко в небе просвистел жаворонок, а Даниил укрылся своим плащом и стал медленно таять. Вскоре, седым облаком, он поднялся вверх и там, среди множества себе подобных, исчез с поля зрения… Яркий свет ослепил меня и я, подчиняясь его воле, прикрыл глаза.

Когда звонкий колокольчик на удочке моего товарища известил о поклевке, я пришел в себя и взглянул на небо. Солнце стояло в зените, а по берегу тихой затоки бегал озабоченный Дмитрий Петрович.
Я улыбнулся поведению товарища и спросил:
- Что опять сорвалась?
Он рассказывал мне о чудесах на реке, а я вдруг разглядел его душу. Такое со мной случалось, и я с любопытством стал наблюдать за действиями его цветной массы. Красный цвет бурлил, выдавая эмоции Дмитрия Петровича, а светлые и холодные цвета, сдавались и растекались по уголкам его души. Масса быстро меняла цветовую гамму, и только черный, тяжелым осадком, неподвижно лежал на самом дне.
Я ухмыльнулся и повторил слова Даниила:
- Безгрешных людей не бывает.
Дмитрий Петрович меня, конечно, не понял и спросил:
- Что это было?
- Знамение, - ответил я и предложил:
- Поехали лучше домой, у нас еще есть время…
Товарищ пожал плечами, но все же стал собирать удочки.

Уже в электричке Павел Петрович спросил:
- Так это был не сон?
- Ни это главное, - ответил я, - главное то, что они выбрали нас…
Мой товарищ задумался, а я подумал:
- Вот сейчас приеду домой и сяду за роман…