Как я уже писал в других материалах и в своих книгах "Куруш-наме"(2001г.) Летопись Куруша, это одни из 11 уймахов села Куруш.
Здесь коротко речь пойдет о двух этнических арабах -арабских тухумах,которые и по ныне живут в селе Куруш.
Коротко опишем эти два уймаха , (уймах это значит - тухум)Род. Что же мы знаем о них?
Мне часто жители села задают этот вопрос.
Тухум- на персидском род- родня,на Курушском диалекте это
звучит как Уймах-род ,родня( вся родня мырасар).
Кроме этого "уймахи" делятся на" сихилар"- это мелкие подразделения из чего состоят роды- уймахи и т.д.
Начинается- эта история связанная с этими родами при создании Арабского Халифата(7 век) и
распространения религии Ислам в том числе и здесь на Кавказе
В высокогорный село Курум-Куруш ,арабы пришли через город
Дербент и этот вопрос было согласованно именно в Дербенте, по пути они остановились в с. Миграх . Это было в
733 году. Основная цел распространение Ислама в этих местах. Это подтверждается источником "Ахты -наме" и т.д.
1.На что необходимо обратить внимание -это термины Куруш и Корейш,Кореш. Это разные термины хотя они, чем то похожи между собой по форме произношению.
*Куруш-это гидроним, источник воды, который немного вида изменена по форме произношения :Курум-Куруш,(смешение букв М .на Ш.).
*Корейш или Кореш в последующем видоизмененном как -
Курейшиты и т.д. Этимология этнонима . Кореш - с арабского это "мешок",с которым связано их род деятельности (купцы), торговля -купля продажа и т.д.
"Мешок" в переносном смысле, речь здесь идет о роде деятельности данного рода - тухума . С давних пор они занимались торговлей в т.ч. и на большом рынке в городе Хабаша-(Харар),который существовал до 812-813гг.
На торговых путях между Йеменом и Меккой и т.д.
В селе и в других местах Юж. дагестана этот термин со временем превратился в "Везир" или "Визир" ,что значит "Титул",титулованные и т.д.
2.На что необходимо обратить внимание это то ,что в момент
прихода арабов довольно большой село Курум- Куруш стоял на своем месте. То есть арабы не переселились на голое место...
Примерно более 100 человек, их необходимо было разместить где то в горных условиях и т.д. Об этом свидетельствует и албанские источники . (при царе Вачегане) "В большом Куьринском (макиле ),провинции было 18 сёл, один из них был Курум,(были и другие села как Кеке,Курал,Курак и другие).На самом деле эти названия и сегодня похожи на современные лезгинские названия сёл и т.д.
"О переселения 30 семей арабов в с.Куруш"и другими источниками. И самое главное это подтверждается печатью самого Шейха ал- Абду Юсуфа. Который был предводителем и руководителем этих 30 семей. Источник .Сохранились документы из личного -семейного архива Седрединова Катиба Мирзехановича (1928- 1998гг.),который ему достались от его отца Мирзехана сына Седредина (а ему от своего отца и деда по наследству и т.д.)...
Данные печати я в свою очередь систематизировал ,поставил их в хронологический порядок (в 2001г.).Более подробно см. в
статье на Проза.ру "Печати села Куруш" (общее количество их 30 шт.) и 3 шт. сельские печати .),т.е.Курушское Сельское Управление Самурского Округа, Курушский сельский мулла Самурского округа и Сельская печать с.Куруш,(этого "Виялата село Куруш".) всего 33 шт.
На первом месте по хронологии здесь печат Абду- Юсуфа он же:
Абду Юсуф - /раб божий Юсуф/.(733г.)
шейх Юсуф Аль- курейши./шейх Юсуф из племени Курейшитов/.
шейх -Абду Юсуф Аль -Курейши.
шейх мулла Юсуф -буба ./в Куруше его называли так/.
Прямой потомок Корейшитов , который возглавил эти 30-т семей при переезде их в село Куруш по маршруту.(Мекка ч./з.Аравию,Сирию(Шам )ч./з. Арран, с остановкой в городе Дербент ,далее ч./з.Дакузпара- Миграх в село Курум-Куруш и т.д.
Корейшиты - это одно из пяти Мостерибских племен арабов.
Род (Корейш или Фигр ),основавшиеся близи г.Мекки ,
который издавна было важным коммерческим и религиозным
пунктом-центром Аравии.
Корейшиты в основном занимались торговлей с Абиссинцами (Эфиопами) Йеменом , Сирией и др. Главный источник доходов у них был торговля и доходы от паломников-пилигримов, которые сюда приезжали в святые места и т.д.
Корейшиты были самым сильным племенем на Аравийском полуострове .Фактически Корейшиты - это союз родственных племен ,сюда же можно отнести и Абессинские племена,в
нашем случае это Хебешы .(Абашы,Эбешы, Хебешы, в русской транскрипции Абашиловы и т.д.)
Если говорить о печати ал- абу Юсуфа то он не сохранился .
Сам печат не сохранился ,сохранился его оттиск на документах .
На Актах купли -продаже земельных участках и др.документах.
На оттиске печати Абду-Юсуфа выведена дата его изготовления
связанная с его переездом на новое место жительства т.е.
с.Куруш и деятельности его здесь. (с 733 года),год переезда группы семей в село. И далее уже идут другие печати с годами изготовления - по порядку как: (745,749,750 и т.д.в нашем лето. исчислении).
Всего фамильных печатей в селе было 30 шт.(не путать с 30 семьями). эта фамильные печати тридцати крупных животноводов села (т.е.Эмиры села),у которых было :
около 3000 -3500гол. МРС. от 100-200гол.КРС. и столько же лошадей и т. д.
Все эти семи могли свободно выставить. при необходимости
каждый 40 всадников. А если не получалось то их уже присоединяли к другим (тухумам) уймахам села, чтобы сохранит общее число (40) вооруженных всадников.(40 х11=440всад.).
При первом же требовании местных властей (Военного Совета) село мог выставить более 440 вооруженных конных всадников.
Без учета добровольцев и пеших воинов и т.д.
Сохранились предания ,что до прихода арабов в селе у богатых односельчан были такие же печати по аналогии с арабскими только на др. Албанском языке.
( т.е.с Албанской графикой ,к сожалению они не сохранились ,
окончательно они и много книг были утеряны при переезде села на равнину в Хасавюртовский район РД. и т.д.)в 1952г.
Каков был состав этих семей ?
Подлело мы знаем, что их было 30 семей, примерно можно подсчитать их состав :
1.Взрослое молодое население от 25до 30 лет. (30х2=60 чел.)
2.Дети 15х по 1реб.=15детей.15хпо2реб.=30детей.всего 45 детей.
(Это- если учесть что они - семьи ,были с детьми и они были с детыми ). То получается всего (60ч.+45ч.=105 чел.),минимальное количество приезжих арабов . По преданиям их ,хорошо и с Кавказским гостеприимством приняли в селе, как гостей, обустроили их... И об этом было заранее повешены сельское население и т.д.
***
К моменту приезда арабов в село, маленькому Зенги было всего 8 лет ,он быстро сдружил с арабскими детьми. И уже через некоторое время свободно разговаривал на арабском.
( в последующем он же Пир Хаджи Зенги -буба)*
Сами арабы уже начали обучать местных детей арабской грамматике. Шейх мулла Юсуф так называли Курушцы уважаемого Юсуф -буба. Он так же обратил внимание на смышленого ребенка Зенги у которого наблюдались способности полиглота , и начал сам заниматься с ним дополнительно .
Шейх мулла Юсуф -буба- был наставником и учителем (муршидом) Зенги,он
же учил его суфийским учениям и т.д.( От арабского Суф-"шерсть").
Пир святого Шеха -Юсуфа находится в старом селе Куруш .На что я обратил внимание, внутри по центру пира находится три могилы. По видимому это близкие родственники шейха Юсуфа..., к сожалению информация о них в народе не сохранился.
В 2012году автор этих строк участвовал в реставрации Пира-
Зиярата - Шейха муллы Юсуфа. Аллагъди рехметрай вичиз.
Мир ему .Аминь!
*Слово шейх.
Слово -шейх имеет ряд значении.шейх-это арабское слово.
Святой Старец, Староста, Старший. Духовный руководитель,(учитель)-богослов и т.д.
***
Какое количество из 30 семей было из племени Корейшитов и сколько там было из племени Хебешы мы также незнаем.
АК.(возможно их было поровну или несколько семей ).
Хебешы - Хебешар -Хабеша.
Хабеша или Абессинцы- это юж. группа семитских народов.
Хебеш или Габеш (Абиссиния) древнее название Эфиопии.
Представители этой арабской племени вместе с Корейшитами
приехали в село Куруш в 733 году.
Этимология.
Этимология данного термина до подлинно не известно.
Однако некоторые исследователи считают ,что это топоним-
и связанна она с местностью в Абиссинии, которая расположено
на территории современной Эфиопии и Сомали, а "Хабашитами" называют жителей этих месть .
К стати бабушка автора этих срок была из этого рода семя Асварова Асвара. Асварова Гуьназ Асваровна.(1905-1940гг).
Заразилась в Аране малярией , умерла в селе Куруш похоронена там же.
*Народы, называемые "Хабеша",сегодня включает в себя этнические группы Эфиопии и Эритреи:
Амхары, Амхара, Амары,Тиграй и Тигре- мусульмане.
Амхары и Тигре составляют около 33% население Эфиопии и т.д.
С этим термином связанно :
1.Первое (переселение ) Хиджра связанно именно с Хабаша.
2.Аль-Хабаша-это топоним , связан с плодородным регионом.
3.Хабаша это был одним из известных древних городов мира, где
располагался самый большой рынок.(Харар-Хабаша).
4.Рынок располагался на ворованном пути между городами Йемен- Мекка , (до 812-813гг.)и т.д.
5.Отсюда и идут корни родства меду Корейшитами и Хабаша в
дальнейшем во времена Халифата они сроднились ещё больше.
6.Из Хабаша был первый муаззин Пророка- биляль Аль-Хабаший.
7.Отсюда были многие известные мусульманские теологи такие как:
шейх Мухаммад Рашид Аль -Хабаший.
шейх Ахмад Юнус Аль - Хабаший.
шехй Ахмад ибн Мухаммад Аль -Хабаший
шейх Абдур-Рахман- Абдулла Аль-Хабаший и многие другие.
***
Хебешы как и Везиры в настоявшее время живут в селе Куруш и т.д. Пока у нас есть такая вот информация об этих уймахах-тухумах села Куруш... На этом я бы хотел завершить.
Всего Вам доброго!