Курушские уймахи - Везирар и Хебешар

Аксарин Седрединов
Как я уже писал в других  материалах и в своих книгах                "Куруш-наме"(2001г.) Летопись Куруша, это одни из 11 уймахов  села Куруш.
Здесь коротко   речь пойдет о двух этнических арабах -арабских тухумах,которые и по ныне живут  в селе Куруш.
 Коротко опишем  эти два уймаха , (уймах это значит - тухум)Род. Что же  мы знаем о них?
Мне часто жители села задают этот вопрос.
Тухум-  на персидском род- родня,на Курушском диалекте это
звучит как Уймах-род ,родня( вся родня мырасар).
Кроме этого  "уймахи" делятся на" сихилар"- это мелкие подразделения из чего состоят роды- уймахи  и т.д.
Начинается- эта история связанная с этими родами  при создании Арабского Халифата(7 век) и 
 распространения  религии   Ислам  в том числе и здесь на Кавказе
В высокогорный  село Курум-Куруш ,арабы пришли через город
Дербент  и этот вопрос  было согласованно именно в Дербенте, по пути они остановились    в с. Миграх . Это было  в
733 году. Основная цел распространение Ислама в этих местах. Это подтверждается источником "Ахты -наме" и т.д.
1.На что необходимо обратить внимание -это термины  Куруш и Корейш,Кореш. Это разные термины хотя они, чем то похожи между собой по  форме  произношению.
*Куруш-это гидроним, источник воды, который немного вида изменена по форме произношения :Курум-Куруш,(смешение букв М .на Ш.).
*Корейш  или  Кореш в последующем видоизмененном  как -
Курейшиты  и т.д.                Этимология  этнонима .                Кореш - с арабского  это "мешок",с которым связано их род  деятельности (купцы), торговля -купля продажа и т.д.
"Мешок" в переносном смысле, речь здесь идет о роде деятельности данного рода - тухума . С давних  пор они занимались торговлей в  т.ч. и на большом рынке  в городе Хабаша-(Харар),который существовал до 812-813гг.
На торговых путях между Йеменом и Меккой и т.д.
В селе и в других местах Юж. дагестана  этот термин со временем превратился в "Везир" или "Визир" ,что значит  "Титул",титулованные и т.д.
2.На что необходимо обратить внимание это то ,что в момент
прихода арабов  довольно большой село Курум- Куруш стоял на своем месте. То есть арабы не переселились на голое место...
Примерно более 100 человек, их необходимо было разместить где то в горных условиях и т.д. Об этом свидетельствует  и албанские источники . (при царе Вачегане) "В большом Куьринском  (макиле ),провинции было 18 сёл, один из них был Курум,(были и другие села  как Кеке,Курал,Курак и другие).На самом деле эти названия и сегодня похожи на современные лезгинские названия  сёл и т.д.
"О переселения 30 семей арабов в с.Куруш"и другими источниками. И самое главное это подтверждается  печатью самого  Шейха ал- Абду  Юсуфа. Который  был предводителем  и руководителем  этих 30 семей. Источник .Сохранились документы из личного -семейного архива Седрединова Катиба Мирзехановича    (1928- 1998гг.),который  ему достались от его отца Мирзехана  сына  Седредина  (а ему от своего отца и деда   по  наследству  и т.д.)...
Данные печати  я в свою очередь систематизировал ,поставил их в хронологический  порядок (в 2001г.).Более подробно см. в
статье на Проза.ру "Печати села Куруш" (общее количество их 30 шт.) и 3 шт. сельские печати .),т.е.Курушское  Сельское Управление Самурского Округа, Курушский  сельский мулла Самурского  округа и Сельская печать с.Куруш,(этого "Виялата село Куруш".)  всего 33 шт.
На  первом месте по хронологии здесь печат  Абду- Юсуфа он же:
Абду Юсуф - /раб божий Юсуф/.(733г.)
шейх Юсуф Аль- курейши./шейх Юсуф из племени Курейшитов/.
шейх -Абду Юсуф  Аль -Курейши.
шейх мулла Юсуф -буба ./в Куруше его называли так/.
 Прямой потомок  Корейшитов , который возглавил эти 30-т семей при переезде их в село  Куруш по маршруту.(Мекка  ч./з.Аравию,Сирию(Шам )ч./з. Арран,  с остановкой в городе  Дербент ,далее ч./з.Дакузпара- Миграх в село Курум-Куруш и т.д.
Корейшиты - это одно из пяти Мостерибских племен арабов.
Род (Корейш или Фигр ),основавшиеся близи г.Мекки ,
который издавна  было важным коммерческим  и  религиозным
пунктом-центром  Аравии.
Корейшиты  в основном занимались торговлей с Абиссинцами (Эфиопами)  Йеменом , Сирией  и др. Главный источник доходов  у них был торговля и доходы от паломников-пилигримов, которые сюда приезжали в святые места и т.д.
Корейшиты  были самым  сильным племенем на Аравийском полуострове .Фактически  Корейшиты - это союз  родственных племен ,сюда же можно отнести и Абессинские племена,в
нашем случае это Хебешы .(Абашы,Эбешы, Хебешы, в русской транскрипции  Абашиловы и т.д.)
Если говорить о печати ал- абу Юсуфа  то он не сохранился .
Сам печат не сохранился ,сохранился его оттиск на документах .
На Актах купли -продаже земельных участках и др.документах.
На оттиске печати  Абду-Юсуфа выведена дата его изготовления
связанная  с его переездом на новое место жительства т.е.
с.Куруш и деятельности его здесь. (с 733 года),год переезда группы семей в село. И далее уже идут другие печати  с годами  изготовления - по порядку как: (745,749,750 и т.д.в нашем лето. исчислении).
Всего фамильных печатей в селе было 30 шт.(не путать с 30 семьями). эта фамильные  печати тридцати крупных животноводов  села (т.е.Эмиры села),у которых было  :
около  3000 -3500гол. МРС. от 100-200гол.КРС. и  столько  же                лошадей и т. д.
Все эти семи могли свободно выставить. при  необходимости
каждый  40  всадников. А если не получалось  то их уже присоединяли к другим (тухумам) уймахам села, чтобы сохранит общее  число (40) вооруженных всадников.(40 х11=440всад.).
При первом же требовании местных властей (Военного Совета)  село мог выставить  более 440  вооруженных конных  всадников.
Без учета добровольцев и  пеших воинов  и т.д.
Сохранились предания ,что до прихода арабов  в селе у  богатых односельчан были такие же печати по аналогии  с  арабскими  только на др. Албанском языке.
( т.е.с Албанской графикой ,к сожалению они не сохранились ,
окончательно  они и много книг были  утеряны при переезде села на равнину  в Хасавюртовский район РД. и т.д.)в 1952г.
Каков  был состав этих семей ?
Подлело  мы знаем, что их было 30 семей, примерно можно подсчитать  их состав :
1.Взрослое молодое население  от 25до 30 лет. (30х2=60 чел.)
2.Дети 15х по 1реб.=15детей.15хпо2реб.=30детей.всего 45 детей.
(Это- если учесть что они - семьи ,были с детьми и они были с детыми ). То получается  всего  (60ч.+45ч.=105 чел.),минимальное количество  приезжих арабов . По преданиям их ,хорошо и с Кавказским гостеприимством приняли в селе, как гостей, обустроили их... И об этом было заранее повешены  сельское население и т.д.
                ***
К моменту приезда арабов в село, маленькому Зенги  было всего 8 лет ,он быстро сдружил с арабскими детьми. И уже через некоторое время свободно разговаривал на арабском.
( в последующем  он же  Пир Хаджи Зенги -буба)*
Сами арабы уже начали обучать местных детей арабской грамматике. Шейх мулла Юсуф так называли Курушцы уважаемого  Юсуф -буба. Он так же обратил внимание на смышленого  ребенка Зенги у которого наблюдались  способности полиглота  , и начал сам заниматься с ним дополнительно  .
Шейх мулла  Юсуф -буба- был наставником и  учителем (муршидом)  Зенги,он
же учил его суфийским  учениям и т.д.( От арабского Суф-"шерсть").
Пир святого Шеха -Юсуфа находится в старом селе Куруш .На что я обратил внимание, внутри по центру пира  находится три могилы. По видимому это близкие родственники  шейха Юсуфа...,  к сожалению  информация о них  в народе не сохранился.
В 2012году автор этих строк участвовал в реставрации Пира-
Зиярата - Шейха  муллы Юсуфа. Аллагъди   рехметрай   вичиз.
Мир ему .Аминь!
*Слово шейх.
Слово -шейх имеет ряд значении.шейх-это арабское слово.
Святой Старец, Староста, Старший.  Духовный руководитель,(учитель)-богослов и т.д.
               
***
Какое количество  из 30 семей было из племени Корейшитов   и сколько там было  из племени  Хебешы  мы также незнаем.
АК.(возможно их было поровну или  несколько семей ).
Хебешы  - Хебешар  -Хабеша.
Хабеша или Абессинцы- это юж.  группа  семитских народов.
Хебеш или  Габеш (Абиссиния) древнее название Эфиопии.
Представители этой арабской племени вместе с Корейшитами
приехали  в село Куруш в 733 году.

Этимология.
Этимология данного термина до подлинно  не известно.
Однако некоторые исследователи считают ,что это топоним-
и связанна она с местностью в Абиссинии, которая расположено
на территории современной  Эфиопии и Сомали, а "Хабашитами" называют  жителей  этих месть .
К стати бабушка  автора этих срок была из этого рода семя Асварова Асвара. Асварова Гуьназ  Асваровна.(1905-1940гг).
Заразилась   в Аране  малярией ,  умерла в селе Куруш похоронена   там  же.
*Народы, называемые "Хабеша",сегодня включает в себя этнические группы Эфиопии и Эритреи:
Амхары, Амхара, Амары,Тиграй и  Тигре- мусульмане.
Амхары и Тигре составляют около 33% население Эфиопии и т.д.
С этим термином связанно :
1.Первое (переселение )   Хиджра связанно именно с Хабаша.
2.Аль-Хабаша-это топоним , связан с  плодородным регионом.
3.Хабаша это был одним из известных древних городов мира, где
располагался самый большой рынок.(Харар-Хабаша).
4.Рынок располагался на ворованном  пути между городами Йемен- Мекка , (до 812-813гг.)и т.д.
5.Отсюда и идут корни родства меду Корейшитами и Хабаша в
дальнейшем во времена Халифата они сроднились ещё больше.
6.Из Хабаша был первый муаззин Пророка- биляль Аль-Хабаший.
7.Отсюда были многие  известные мусульманские  теологи такие как:
шейх  Мухаммад  Рашид   Аль -Хабаший.
шейх  Ахмад  Юнус  Аль - Хабаший.
шехй Ахмад ибн Мухаммад  Аль -Хабаший
шейх Абдур-Рахман- Абдулла  Аль-Хабаший  и  многие другие.

***
Хебешы  как и Везиры в настоявшее  время живут в селе Куруш и т.д. Пока у нас есть такая вот информация  об этих уймахах-тухумах   села Куруш... На этом я бы хотел завершить.
Всего Вам доброго!