Там Русью пахнет -3

Владимир Федулов
ИЗ  НАРОДНОГО  РОДНИКА

Художник ВАСНЕЦОВ
Виктор Михайлович
(1846 -1926 гг.)

***
В.ВАСНЕЦОВ: « Я всю жизнь
только и стремился как художник понять,
разгадать  и выразить русский дух!».
***

Продолжение.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/01/28/1468
http://proza.ru/2024/01/29/840

  Часть 3. «НЕ ПЕЙ ИЗ КОПЫТЦА» ,
         – поучала сестрица Аленушка
           меньшего братца
           Иванушку…

Эти слова из народной сказки приходят на ум, когда смотришь
на картину Виктора Васнецова  «Аленушка» (1881 г.).
 
Именно в эти годы он, отдыхая и  творчески трудясь в подмосковном
Абрамцеве,  завершил по заказу хозяина усадьбы и мецената  Саввы
Мамонтова   свой сказочный триптих  из былинной истории Руси –
картины  «Битва скифов со славянами»,  «Ковер-самолет»  и
«Три царевны», что позволило ему проникнуться  духом русской
старины и народной сказки,  почувствовав себя, по его же
признанию - «былинником и гусляром».

А потому в найденном ключе ,соединяя сказку с реальностью,
он вдохновенно приступил к работе над  «Аленушкой»,  благо
подходящий сюжету омут нашелся неподалеку - аккурат под
Абрамцево, как  и прототип сказочной Аленушки,– простодушная
крестьянка из соседней деревеньки…

Вот и грустит она у омута, считай, второй век, поджидая,  -
не выйдет ли к ней братец Иванушка? И рождаются в душе,
под стать моменту,нежданные строки:

Там черный ворон низко кружит,
а Серый Волк ей верно служит,
да ступа с Бабою-Ягой
бредет куда-то
с глаз долой…
Приди, Иванушка, скорей!
Замолк у речки соловей
и плачет иволга в лесу,
куда тоску свою
несу…

Сколько раз, еще со школьных лет , грустили мы, не сводя глаз
с Аленушки Васнецова на картинке в учебнике, размышляя
о ее судьбе?
Но чуда для нее и нас, увы, так и не приходило…

Хотя оно все же случилось для художника Васнецова:
следом за «Аленушкой»  как патроны в  сказочной обойме, 
шли  очередные былинные полотна Васнецова -
«Витязь на распутье»(1882 г.), «Три богатыря» (1881-98 гг.),
«Иван –царевич  на Сером Волке» (1889 г.),  «Гусляры»
(1899 г.), «Баян» (1910)… 

***

Васнецов как-то признался художнику Рериху, что «Аленушка» -
его любимое произведение, написанное по мотивам русской
народной сказки летом в Ахтырке, что под Абрамцевом. 
А завершил эту работу уже зимою в Москве, где часто посещал
музыкальные вечера  у коллекционера Третьякова, слушая Баха,
Моцарта,  часто  звучавшего там Бетховена. Не потому ли и полотно
вышло из-под кисти художника таким музыкальным?

«Картина как будто давно жила в моей голове, - рассказывал
Васнецов. – Я увидел ее, когда встретил одну простоволосую
девушку.  Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали
было в ее глазах… Каким-то особым русским духом
веяло от нее!».

***
Остаются живыми и современными сказочные полотна Васнецова
и для нас сегодня. Глядя на эти работы, вспоминаю своего отца
художника-самоучку Вячеслава Ивановича, подарившего возможность
лицезреть таинство оживающих красок, воплощения на холсте копий
работ выдающихся мастеров, что на глазах, как по волшебству, -
становились подлинниками!  Твоим достоянием на стене дома или
подарком родственникам…

И не угадать, как и когда они еще и еще раз окажутся рядом,
зацепив душу?

Автор нашего сайта москвичка Раиса Сергеевна Лунева,
с которой ведем дружеское общение, вспоминает в автобиографической
повести своего дедушку Петра Акимовича Дементьева: в  соавторстве
с братом Павлом,увлекаясь резьбой по золоту,  они  сотворили  чудо–
золотую резную  шкатулку, поместив на ее крышке, укрыв эмалью , 
эскиз известной картины Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».

Их шедевр по сей день хранится в Оружейной палате
Алмазного Фонда Кремля. К сожалению, с подписью 
«неизвестный художник»…

Такие вот мастера – как известные, но чаще
«неизвестные художники»,  и  творили для нас святую Русь !

Ту, которою горжусь!
За нее в Донбассе бьюсь,
зло Европы отметая,
от фашистов очищая,
мир добра  - 
благославляя!

А перед глазами волшебным лебедем выплывает из вод Онежского озера  шедевр деревянного зодчества
древней Руси -
22-главый храм острова
Кижи, рубленый безвестными мастерами
без единого гвоздя! 

Довелось и мне подивиться его красе, когда,под перезвон древнерусских
колоколов, услышал сквозь времена клич  плотника Нестора,
сотворившего это деревянное  чудо и забросившего свой 
топор в Онегу  со словами:
« Нет и не будет на Руси 
краше храма!».

***
За пристанью –дощатая дорога,
и храма вырастают купола!
Здесь сказка рядом,
в пазухе у Бога…
И скошена в откосах
трын-трава!

Онега-свет,
но сжалься хоть немного
и диво нам яви!
Не торопи…
Причал качнув,
волна скользнула строго, -
из русской были
выплеснув Кижи!

Там Русь жива,
а Лукоморье – прямо!
Где храм-игрушка
с небом говорит…
Там купола окантовала брама,
ну, а звезда –
на маковке горит!

Собор партит –
в нем тяжести ни грамма…
И молвит мастер, завершая спор:
- Нет, и не будет  краше храма! –
и бросит в озеро свой
радужный топор!

30.01. 2024 г.

(Окончание следует)

Фото из интернета