ИЗ НАРОДНОГО РОДНИКА
Художник ВАСНЕЦОВ
Виктор Михайлович
(1846 -1926 гг.)
***
В.ВАСНЕЦОВ: « Я всю жизнь
только и стремился как художник понять,
разгадать и выразить русский дух!».
***
Продолжение.
Начало см.:
http://proza.ru/2024/01/28/1468
http://proza.ru/2024/01/29/840
Часть 3. «НЕ ПЕЙ ИЗ КОПЫТЦА» ,
– поучала сестрица Аленушка
меньшего братца
Иванушку…
Эти слова из народной сказки приходят на ум, когда смотришь
на картину Виктора Васнецова «Аленушка» (1881 г.).
Именно в эти годы он, отдыхая и творчески трудясь в подмосковном
Абрамцеве, завершил по заказу хозяина усадьбы и мецената Саввы
Мамонтова свой сказочный триптих из былинной истории Руси –
картины «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет» и
«Три царевны», что позволило ему проникнуться духом русской
старины и народной сказки, почувствовав себя, по его же
признанию - «былинником и гусляром».
А потому в найденном ключе ,соединяя сказку с реальностью,
он вдохновенно приступил к работе над «Аленушкой», благо
подходящий сюжету омут нашелся неподалеку - аккурат под
Абрамцево, как и прототип сказочной Аленушки,– простодушная
крестьянка из соседней деревеньки…
Вот и грустит она у омута, считай, второй век, поджидая, -
не выйдет ли к ней братец Иванушка? И рождаются в душе,
под стать моменту,нежданные строки:
Там черный ворон низко кружит,
а Серый Волк ей верно служит,
да ступа с Бабою-Ягой
бредет куда-то
с глаз долой…
Приди, Иванушка, скорей!
Замолк у речки соловей
и плачет иволга в лесу,
куда тоску свою
несу…
Сколько раз, еще со школьных лет , грустили мы, не сводя глаз
с Аленушки Васнецова на картинке в учебнике, размышляя
о ее судьбе?
Но чуда для нее и нас, увы, так и не приходило…
Хотя оно все же случилось для художника Васнецова:
следом за «Аленушкой» как патроны в сказочной обойме,
шли очередные былинные полотна Васнецова -
«Витязь на распутье»(1882 г.), «Три богатыря» (1881-98 гг.),
«Иван –царевич на Сером Волке» (1889 г.), «Гусляры»
(1899 г.), «Баян» (1910)…
***
Васнецов как-то признался художнику Рериху, что «Аленушка» -
его любимое произведение, написанное по мотивам русской
народной сказки летом в Ахтырке, что под Абрамцевом.
А завершил эту работу уже зимою в Москве, где часто посещал
музыкальные вечера у коллекционера Третьякова, слушая Баха,
Моцарта, часто звучавшего там Бетховена. Не потому ли и полотно
вышло из-под кисти художника таким музыкальным?
«Картина как будто давно жила в моей голове, - рассказывал
Васнецов. – Я увидел ее, когда встретил одну простоволосую
девушку. Сколько тоски, одиночества и чисто русской печали
было в ее глазах… Каким-то особым русским духом
веяло от нее!».
***
Остаются живыми и современными сказочные полотна Васнецова
и для нас сегодня. Глядя на эти работы, вспоминаю своего отца
художника-самоучку Вячеслава Ивановича, подарившего возможность
лицезреть таинство оживающих красок, воплощения на холсте копий
работ выдающихся мастеров, что на глазах, как по волшебству, -
становились подлинниками! Твоим достоянием на стене дома или
подарком родственникам…
И не угадать, как и когда они еще и еще раз окажутся рядом,
зацепив душу?
Автор нашего сайта москвичка Раиса Сергеевна Лунева,
с которой ведем дружеское общение, вспоминает в автобиографической
повести своего дедушку Петра Акимовича Дементьева: в соавторстве
с братом Павлом,увлекаясь резьбой по золоту, они сотворили чудо–
золотую резную шкатулку, поместив на ее крышке, укрыв эмалью ,
эскиз известной картины Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке».
Их шедевр по сей день хранится в Оружейной палате
Алмазного Фонда Кремля. К сожалению, с подписью
«неизвестный художник»…
Такие вот мастера – как известные, но чаще
«неизвестные художники», и творили для нас святую Русь !
Ту, которою горжусь!
За нее в Донбассе бьюсь,
зло Европы отметая,
от фашистов очищая,
мир добра -
благославляя!
А перед глазами волшебным лебедем выплывает из вод Онежского озера шедевр деревянного зодчества
древней Руси -
22-главый храм острова
Кижи, рубленый безвестными мастерами
без единого гвоздя!
Довелось и мне подивиться его красе, когда,под перезвон древнерусских
колоколов, услышал сквозь времена клич плотника Нестора,
сотворившего это деревянное чудо и забросившего свой
топор в Онегу со словами:
« Нет и не будет на Руси
краше храма!».
***
За пристанью –дощатая дорога,
и храма вырастают купола!
Здесь сказка рядом,
в пазухе у Бога…
И скошена в откосах
трын-трава!
Онега-свет,
но сжалься хоть немного
и диво нам яви!
Не торопи…
Причал качнув,
волна скользнула строго, -
из русской были
выплеснув Кижи!
Там Русь жива,
а Лукоморье – прямо!
Где храм-игрушка
с небом говорит…
Там купола окантовала брама,
ну, а звезда –
на маковке горит!
Собор партит –
в нем тяжести ни грамма…
И молвит мастер, завершая спор:
- Нет, и не будет краше храма! –
и бросит в озеро свой
радужный топор!
30.01. 2024 г.
(Окончание следует)
Фото из интернета