Время пошло

Оксана Ёркина
Время пошло
Все терпеливо ждали открытия ярмарки. Это в старом кирпичном корпусе завода. Такое вот благообразное название корпусов, где ещё недавно работали заключённые из сизо, что было напротив. Огромное  здание с решётками. Зловещее.  Там сейчас построено элитное жильё на улице художника Репина! Для элиты! На таком месте! Вот такие гримасы архитектуры, истории искусства, а вообще-то нового времени, таинственного периода, про который все говорят: « жизнь изменилась, не знаем, что будет завтра».
Воскресенье, конец января. На дворе 2024! С 12 часов будет открыто то пространство, что всех возвратит в другое время. Как-то сразу включилась память.
- Стой  и не грузи себя, сказал  кто-то внутри.
 –Ты живешь сейчас, поэтому нащупай  кошелёк и включись в игру: надо это тебе, не надо!
 И я послушала. С очередью вместе, без суеты, оказалась в просторном зале, там, где столы и полки для старой посуды 50-90 годов прошлого века, сервизов и стекла, интерьерных деталей, декоративных картин и кукол. Всё ненастоящее, театральное. Уют как искусство, милые вещицы из молодости, от бабушек и дедушек, с их запонками и любимыми чашками! Осторожно, покупая туфли вы можете идти не своей дорогой!
 Я устремилась к большой корзине с перчатками. Кружевные, из белой кожи, красной кожи. Руки не приняли ни одной пары. Перемеряла пар 20! Мои руки не подходят ни к одной изящной модели. Те, что на подкладке, чёрные, превращают руку в лапу, и этой звериной ипостаси не хочется сейчас, и так хватает вокруг!
  Итак, осколки семейного быта, редких экземпляров старого фарфора и, наверное, подарков. Много личного.
Двое мужчин обсуждали зелёную стеклянную пепельницу с оленем на донышке. Громко. Поэтому все узнали о том, как дедушка Василий Кирилыч бросил курить. Бабушка погналась за ним и его «соской», как она говорила про папироску. Дед на бегу неосторожно разбил бабушкину любимую вазу, потом зацепился за венский стул, упал на кошку, а та, с  перепугу выпустила когти и расцарапала деду ногу. Царапина оказалась нехорошей, всё заживает на пожилом долго. Доставляло при движении постоянную боль, саднило.  Перевязки и мазь Вишневского. Запахи в доме. В общем,  всё разрешилось. Деда отвернуло от дурной привычки навсегда. И по тому, как рассказчик потянулся  за графином, все подумали, что Василий Кирилыч имел любимый графин. Но курить бросил! 50-е годы, наверное, дед недавно был на фронте. Семейная история. Графин и пепельница. Живые свидетели чьей-то жизни.
Я подошла к столику с куклами. Через это проходили все. Я не вдаюсь в своё прошлое. Мама партизанка, это до сих пор не отпустило. Могилы, страхи, потери. И соседка  Нина Иванна, приехавшая с мужем, полковником, из послевоенной Австрии. Своих кукол она прятала, чтобы не завидовали соседи этим хорошеньким глазкам и юбочкам, маленьким паричкам. Мещанский писк 50-60гг.!
 А в жизнь моей дочери кукла пришла с длинноногой Барби из американской посылки. Был момент, когда у неё даже подруги появились, девочки приходили посмотреть куклу и дружить. Но тогда ещё и книги брали из библиотеки деда Георгия и бабушки Матрёны! И к слову, мало кто скопировал это игрушечное тело. Не наши мерки. Подруги дочери в порядке. От 70 кг и выше! Хороший славянский типаж, местного «гатунку»!
Мои новые вещицы с этой распродажи - это были две бразильские чашки, кувшин для вина с двумя крошечными виноградинами на ручке, наверное, грузинский. Три прекрасных блюдца фарфорового завода*, который "почил в бозе" в 2009, за отсутствием средств на модернизацию. Две маленькие чашечки ручной росписи (пейзаж), вероятно для крепкого кофе. И английские тарелки. Без них никак.
Сижу, любуюсь. Пользуюсь. Звучит как телеграмма. В прошлое.

*Основан В.Поляком в 1883 году в Российской империи в городе Минске на улице Николаевской как изразцово-гончарное производство. В 1894г. на заводе работало 38 мужчин, 6 женщин, 3 мальчика-подростка —  изготавливали изразцы, терракотовые украшения, кирпич. После революции в 1920 году завод был передан в ведение Минского городского Совета  рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В 1930-е годы предприятие выпускало из местной глины глазурованные кафели, серые плитки, боковые глазурованные цоколи, угловые и боковые постаменты. В 1946 году завод выпускал угловые глазурованные изразцы, прямые глазурованные и неглазурованные кафели. Фигурные детали формовались на ручных станках, а простые – на коленно-рычажном прессе. 15 марта 1951 года Минский изразцовый завод переименован в фарфорово-фаянсовый. Эту дату принято считать днем рождения белорусского фарфора.

Фото. Масленка-шкатулка. Владелица Olga Loza.