И о телесной тюрьме духа

Влад Лесной
Друзья!

Из Сети.
"Материальная земная оболочка, в которую облекается дух при воплощении, подобна тяжкому скафандру водолаза. И только неумение сравнить ее неудобства с преимуществами тонкого тела позволяет мириться с телесной тюрьмой духа. Поэтому же и отнимается память о Надземном пребывании и пространствах Надземного Мира. Не говоря уже о старости и болезнях, ограничения плоти велики. Как каторжник ядро на ногах, влачит за собою человек свой футляр, из которого нет ему выхода и освобождения, пока в нем. Тело надо одевать, обувать, поить, кормить и всюду таскать с собою. А оно имеет вес, и немалый, и не может двигаться быстро. Ему нужен транспорт, ему столько нужно всего, что, лишь освободившись от него, человек понимает, насколько оно требовательно и обременительно.
Огромные магазины, склады продовольствия и почти все, что создано руками человека, показывают, сколько труда затрачивается на удовлетворение потребностей тела. Ничего этого не нужно в Надземном: ни заводов, ни фабрик и всех видов транспорта, ни пищи. Тонкое тело, облекающее дух, не нуждается во всем этом. Условия тонкого пребывания совершенно другие. Конечно, многие земные условия нужны для эволюции духа, и полезность их несомненна, но разницу в Надземном и земном окружении человека все же следует ясно понять, чтобы не обременять сознание пережитками плотного мира. Земные воплощения нужны, чтобы выработать те или иные способности и качества духа и чтобы так утончить и развить тело земное, чтобы оно смогло заменить человеку все аппараты. В этом цель эволюции. Смысл земного существования необходимо понять и не ограничивать этого понимания недолгими годами земной жизни." Грани Агни Йоги". 1967 г. 091. (Март 1).
...Други!
Великие люди,духовно богатые,всегда считали земную жизнь...майей. Настоящая там,в Небесах!Ведь именно в Мире Огненном был сотворён наш бессмертный божественный Дух! Негаснущая Искра Абсолюта!
И к нему когда-то надо будет  вернуться в чистых духовных одеждах!
Вл.Назароа
********
1.Новости МЦР.
Уважаемые коллеги!
Дорогие друзья!
Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР проводят культурную программу «Значение наследия Рерихов для России», которая посвящена знаменательным датам: 150-летию со дня рождения Н.К.Рериха, 145-летию со дня рождения Е.И.Рерих и 120-летию со дня рождения С.Н.Рериха.

14 января 2024 года (воскресенье)  в рамках программы состоялась лекция «Извара в жизни и творчестве Н.К.Рериха», которая пройшла в онлайн-формате.
«Двух лет не было, а памятки связались с Изварой, лесистым поместьем в сорока верстах от Гатчины», - так через много лет вспоминал Николай Константинович Рерих свои первые детские впечатления в очерке «Самое первое».
Благодаря незабываемо ярким впечатлениям детства, оставленным Николаем Константиновичем в его «Листах дневника», мы имеем возможность увидеть сегодня Извару его глазами - такой, какой она ему запомнилась на всю жизнь. Именно здесь, в Изваре, имении, купленном его матерью Марией Васильевной Рерих в Петербургской губернии, недалеко от Гатчины, в конце XIX века, начиналось знакомство юного Рериха с историей и культурой родной земли. Многочисленные легенды и предания, которые хранили и передавали из поколения в поколение люди, населявшие изварскую землю, насыщенную древними памятниками, естественным образом пробуждали у пытливого мальчика интерес к археологии. Этому способствовали и старинные книги по истории Руси из изварской библиотеки, которые имели огромное значение для воспитания в Рерихе чувства сопричастности к событиям давно минувших лет, желания послужить родине, как и древние богатыри, обусловили многие творческие и духовные поиски.

Впитавший с воздухом этих мест красоту русской природы, прикоснувшись впервые здесь к великому прошлому народа, художник выявлял в своих картинах удивительную способность передавать историческое настроение, что вызывало неподдельный интерес у его современников, а сам Рерих становился у истоков зарождения исторического пейзажа в русском искусстве начала XX века.

Имение Рерихов в Изваре - это особое место, с которым было связано четверть века жизни Николая Константиновича. В стенах изварского дома произошла и его первая «встреча» с Востоком - на всю жизнь запомнилась картина, висевшая в гостиной и изображавшая Гималаи, также ходили предания о жившем неподалеку индусском радже. Да и само название имения созвучно санскритскому слову «ишвара», которое переводится как «милость богов»... Яркие впечатления детства и юности становились прочной основой мировоззрения и творчества Рериха, а глубокая, внутренняя связь с Изварой не прерывалась до конца жизни - об этом свидетельствуют его «Листы дневника», многочисленные очерки, статьи и письма.
Извара и ее окрестности сегодня являются особым духовным магнитом, давая, с одной стороны, возможность вновь и вновь выявлять грани творческой личности Н.К.Рериха, а с другой, - здесь начала разворачиваться во времени вся мощь его духа, как великого русского художника, историка, археолога и путешественника, мыслителя и философа, видного международного общественного деятеля.
Лектор: Э.А.Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.
*************
Выставка «Н.К.Рерих. Вехи духовного пути» в Вичуге (Ивановская область)
27 декабря 2023 года в Вичугском городском художественном музее (Ивановская область) открылась выставка «Н.К.Рерих. Вехи духовного пути». Она посвящена юбилейному для семьи Рерихов 2024 году и предстоящему 150-летию со дня рождения великого художника, мыслителя, путешественника, ученого и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.
Экспозиция подготовлена и предоставлена Международным Центром Рерихов, общественной культурной организацией, основанной в 1990 году Святославом Николаевичем Рерихом, проводится при содействии Ивановского областного общества Рерихов «Свет» и при активном участии сотрудников музея. Выставка включает большой фотографический материал, на котором запечатлены члены этой великой семьи в разные годы жизни. Художественное творчество Н.К.Рериха представлено репродукциями его картин.
У посетителей выставки есть возможность познакомиться с очерками Н.К.Рериха о культуре и о России, с фрагментами писем Е.И.Рерих о красоте, Новой эпохе, об эволюционной роли женщины, о психической энергии, посмотреть видеофильмы. На экскурсиях и во время бесед можно будет узнать об основных духовных устремлениях и итогах жизни членов этой уникальной семьи.
Открытие выставки привлекло внимание представителей общественности города, работников образовательных и культурных организаций. В частных беседах участники мероприятия обменивались впечатлениями о жизни и деятельности членов семьи Рерихов. Посетители выставки отмечали уникальность и глубину мыслей Николая Константиновича о культуре, восхищались сюжетами его картин, благотворным воздействием их энергетики. Некоторые впервые узнали интересные факты из жизни и деятельности Елены Ивановны Рерих, супруги художника и настоящего подвижника культуры. Во время бесед присутствующие с благодарностью вспоминали выставку «Пакт Рериха. Мир через Культуру», предоставленную музею Международным Центром Рерихов в октябре 2021 года.
Выставка в Вичуге продлится до 26 января 2024 года, а затем направится в столицу Башкортостана - Уфу.https://icr.su/rus/family/
****************
2.Л.В. ШАПОШНИКОВА. ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ КРАСОТЫ СКРЯБИН.

МИСТЕРИЯ НОВОГО МИРА
В бреду страстей, в обмане их свершенья
Людской душе, распятой в их игре,
Уже не раз потир Преображенья
Являл свой свет на звездном алтаре.
Юргис Балтрушайтис
Вы не писали в свой дневник очень x давно. Написать
Скрябин в исступленно-творческом порыве искал не нового искусства, не новой Культуры, а новой земли и нового неба. У него был чувство конца всего старого мира, и он хотел сотворить новый Космос.
Николай Бердяев
Есть гении, которые гениальны не только в своих художественных достижениях, но гениальны в каждом шаге своем, в улыбке, походке, во всей своей личной запечатленности. Смотришь на такого - это - дух, это - существо особого лика, особого измерения.
Константин Бальмонт
Весной 1913 года русский поэт Константин Бальмонт возвратился из Индии на родину. В Москве он не был семь лет, и все ему казалось внове. Над городом вместе с весенним ветром плыл колокольный звон, по улицам неслись извозчики, солнечные зайчики бежали о зеркальных стекол магазинов. Весна его пьянила, как и все, что он видел вокруг себя. В один из таких приподнято-счастливых дней о заглянул в дом Балтрушайтисов, в котором обычно собирались корифеи русской творческой интеллигенции. Там он впервые и встретит уже ставшего знаменитым композитора Александра Николаевича Скрябина. «...Когда мы протянули друг другу руку, - вспоминал позже Бальмонт, - и заглянули друг другу в глаза, мы оба воскликнули одновременно: “Наконец-то!” Потому что давно мы любили друг друга не видя еще один другого. И я угадывал в Скрябине свершителя, который наконец откроет мне те тончайшие тайнодейства музыки которые раньше лишь обрывками давала мне чувствовать музыка Вагнера, а у него <.> в числе заветных книг были отмечены читаны и перечитанные с карандашом мои книги “Будем как Солнце” и “Зеленый вертоград”. <.>
И ранняя осень того же года. Скрябинский концерт в Благородном собрании. Скрябин перед побежденной, но еще артачливой залой Скрябин около рояля. Он был маленький, хрупкий, этот звенящий эльф. В этом была какая-то светлая жуть. И когда он начинал играть из него как будто выделялся свет, его окружал воздух колдовства, и на побледневшем лице все огромнее становились его расширенны глаза. Он был в трудном восторге. Чудилось, что не человек это, хотя бы и гениальный, а лесной дух, очутившийся в странном для нег человеческом зале, где ему, движущемуся в ином окружении и по иным законам, и неловко, и неуютно. <.> Я сидел в первом ряду, и мы друзья, устроили Скрябину овацию. <.> Кружок друзей отправился к нему в дом ужинать. <.> Скрябин сидел за столом, окруженный восхищенными друзьями, окруженный заботами и вниманием любимой красавицы жены. Вечер был победой скрябинской музыки. <.
Он был весь обрызган откровениями музыкальных созвучий и сопричастием метких, видящих слов, которые возникают импровизацией когда душа бьется о душу, не как волна о камень, а как крыло о крыло.
Что в музыке? Восторг, неожиданность, боль,
Звук с Звуком - обручившиеся струи.
И вот в такую блаженную минуту Скрябин вдруг затуманился, лицо его изобразило растерянность и боль, он приподнял свое лицо тихонько застонал. Он рассеянно посмотрел перед собой. Отглотнул глоток вина. Отодвинул стакан, подошел к открытому роялю и ста играть.
Можно ли рассказать музыку и узнают ли те, как играл тот, кто играл несравненно? Кто слышал, тот знает.
Сперва играли лунным светом феи
Мужской диез и женское бемоль,
Изображали поцелуй и боль.
Журчали справа малые затеи.
Прорвались слева звуки-чародеи,
Запела воля вскликом слитых воль.
И светлый эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом,
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.
И шли толпы. И был певучим гром,
И человеку бог был двойником -
Так Скрябина я видел за роялью»[1].
И еще: «Эта встреча навсегда сохранится в моей душе, как видение ослепительной музыкальности. Это было видение поющих падающих лун. Музыкальных звездностей. Арабесок, иероглифов и камней, изваянных из звука. Движение Огня. Прорывы Солнца Клич души к душе. Откровенье, дошедшее с другой планеты. Певучая озаренность самого воздуха, в котором двигался это пленительный ребенок богов. Это было то же фортепиано. Но на этот раз оно оправдывало свое наименование. Это была сильна нежность. Могучая нежность.
<...> Но его рука была противоположность тяжести. Она порхала, как летние стрекозы, у которых крылышко есть солнечное зеркальце, как пляшут в вулканическом огне саламандры, которые, по слову Парацельса, не имеют части с человеками и не говорят совсем, а пою огненные песни. И суть духи, но не призраки, - когда ж являются, обладают плотью и кровью, но только легки и быстры, как духи»[2].
Трудно найти среди поэтов Серебряного века кого-либо другого, который бы мог так тонко и выразительно описать музыку, как это дела Бальмонт. Словом он проникал в самую суть музыки, в тот ее компонент, который был связан со звучанием самого Космоса и таинственной песней его сверкающих Миров.
Бальмонт обладал абсолютным музыкальным слухом и редчайшим «цветовым слухом», который был присущ и Скрябину.
«Творчески мыслящий художник <...>, - утверждал Бальмонт, - знает, что звуки светят, а краски поют...» [3] Судьба подарила Скрябин друзей-поэтов и философов, которые глубоко осознавали эволюционное значение такого гениального музыканта, каким он был.
выражение Рериха, употребленное по отношению к Чюрленису - «он не новатор, но новый», - относится также и к Скрябину. И ка бывает в любом пространстве, в любом времени нашего земного мира, меньшая часть творцов прозрела и по достоинству его оценила остальные же не приняли или просто не заметили. Но, несмотря на это, влияние Скрябина на мир музыки ХХ века было мощным всепроникающим.
Александр Николаевич Скрябин родился в Москве в декабре 1871 года в состоятельной и благополучной семье. Отец его был дипломатом мать - пианисткой. В его жизни было много музыки, много поездок, которые дали ему возможность увидеть и почувствовать други страны, познакомиться с их культурой. Его жизнь была цельной, устремленной и наполненной творчеством, без которого Скрябин н мыслил себя как личность. С самого начала его жизни заговорила в нем музыкальность и проявились композиторские способности Хрупкость мальчика, быстрая утомляемость и кажущаяся болезненность не давали возможности ему регулярно заниматься музыкой. Н тем не менее он оказался вполне пригоден для Кадетского корпуса, куда и был отдан десяти лет от роду. Он учился там семь лет, н проявляя никакого интереса к карьере военного. Тяга же к музыке была столь сильной, что во время своего обучения в корпусе он бра частные уроки фортепианной игры и теории композиции. За год до получения военного образования он стал заниматься в Московско консерватории, вызывая удивление и восхищение окружающих своей уникальной музыкальной одаренностью. Он учился у крупны музыкантов, таких как Сафонов, Танеев, Аренский, и окончил консерваторию по классу фортепиано в 1892 году.
Скрябин выступал со своими концертами в городах России, а затем и Европы. Его блестящая деятельность как пианиста и композитор дала ему возможность стать в 1898 году профессором Московской консерватории. Однако в этой должности он продержался недолго, ег не очень привлекала преподавательская работа, которой он всегда предпочитал собственное творчество.
В 1903 году он покидает консерваторию, подолгу живет в Швейцарии, Франции, Италии, гастролирует с концертами по Европе Америке. Его удивительное музыкальное творчество, отличающееся тонкостью, богатством и разнообразием тонов, привлекает к нем все большее и большее количество почитателей и поклонников. Многим становится ясно, что в культурном пространстве планеты появился еще один гениальный музыкант, не похожий ни на кого из предыдущих. Своеобразие и новизна его композиций, совершенна и проникновенная манера исполнения приносят ему славу далеко за пределами России. Но к этой славе он относился безразлично, к не не стремился и был равнодушен к мнениям окружающих, беря в расчет лишь те, которые высказывались его друзьями единомышленниками. Начиная с 1910 года он все реже и реже выезжает на зарубежные гастроли, подолгу оставаясь в Москве. В 1915 год он неожиданно умирает при загадочных обстоятельствах. Врачи ставят ему диагноз - отравление, но до сих пор твердой убежденности этом нет. Он прожил всего 44 года, быстро и ослепительно возникнув на небосклоне российской Культуры, чтобы так же быстро неожиданно исчезнуть за нездешними пределами Космических огней.
Юргис Балтрушайтис, поэт и философ, посвятил его памяти проникновенное стихотворение:
Был колокол на башне, в храме вешнем,
Где явь земли свой жертвенник зажгла...
И он был отлит звону о нездешнем,
И пела в нем вселенская хвала.
И он пылал сердцам, как весть живая,
О тайнах мира в звездном их цвету,
Своим псалмом впервые разрешая
Слепой земли глухую немоту.
Но в час, когда огонь преображенья
Коснулся праха всех земных дорог, Не кончив чуда нашего рожденья, Для райских песен колокол заглох. Но нет, лишь ткань из тлена онемела, Лишь бренный цвет увял средь смертных нив! А вещий дух, не знающий предела, В своем твореньи вечно будет жив.
И вновь, и вновь, лишь в строе звездно-новом,
Воскреснет в людях в каждый вещий час
Пророк, что был для нас небесным зовом
И Вечности ответствовал за нас. [4]
Формальная канва жизни Скрябина ни о чем особенном не свидетельствует. И лишь мнения современников о великом музыканте да ег музыка раскрывают необычность скрябинской жизни, ее направление и ее устремления.
«Я не знаю в новейшем искусстве никого, в ком был бы такой исступленный творческий порыв, разрушающий старый мир созидающий мир новый. Музыкальная гениальность Скрябина так велика, что в музыке ему удалось адекватно выразить свое новое катастрофическое мироощущение, извлечь из темной глубины бытия звуки, которые старая музыка отметала. Но он не довольствовался музыкой и хотел выйти за ее пределы»[5], - писал Н.А. Бердяев в 1918 году.
«.Эта музыка, - отмечал близкий друг композитора Вячеслав Иванов, - не только в титанических нагромождениях первозданны звуковых глыб, но и в своих тишайших и кристальнейших созвучиях проникнута странной, волшебно-разымчивой силой, под влиянием которой, мнится, слабеют и размыкаются прежние скрепы и атомические сцепления, непроницаемое становится разреженным прозрачным, логическое - алогическим, последовательное - случайным, “распадается связь времен”, как говорит Гамлет, - разведенно же ищет сложиться в новый порядок и сочетаться в иные сродства» [6].
И еще: «Так несет талант частную службу, гений - всеобщую, ибо сообщается со всем. Мимовольно перекликается он светом чужедальними звездами, отражая в себе неповторимым отражением всезвездность небес. Оттого наш дух может говорить с ним о всем на все почерпать ответ в его глубоких творениях: их целостный микрокосм поистине - символический отпечаток вселенной»[7].
И Бердяев, и Вячеслав Иванов, каждый по-своему, отметили важнейшую черту творчества гениального композитора - его космичность Идя в полной гармонии с ритмом эволюции, неся в себе ее особенности, Скрябин был одним из столпов российской Духовной революции. Революционность всего его творчества не подвергается сомнению, так же как и адекватность этого творчества главным
направлениям нового мышления ХХ века.
Вячеслав Иванов вполне справедливо в связи с этим утверждал, что Скрябин - «одно
Духовная революция в пространстве России началась в конце XIX - начале ХХ века, набрала энергетику во время Первой мировой
войны, была поставлена в жесткие рамки после Октябрьской революции 1917 года, затем была загнана в подполье советско
тоталитарной системой, чтобы вновь развернуться после ее крушения. Ушедший из жизни в 1915 году, Скрябин не испытал на себе е
трагических превратностей. В отличие от других творческих личностей, составлявших ядро Духовной революции, Скрябин избежал
своих представлениях смешения двух революций - социальной и духовной, ибо он не покидал никогда того духовного пространства,
котором звучала музыка. Музыка вела его путями духа и не дала ему сбиться с дороги. Она уводила его с низших планов бытия, гд
зарождались вихри страстей и враждебных течений социальной революции, а глубокое философское мышление, которым он отличался
позволило ему четко определить границы той и другой революции. Его творчество было наполнено космическим мироощущением идеями Нового мира и Нового человека. Чутко внимая Космической эволюции, он стремился преобразить человеческое сознание через духовное действие, чего не делал до него ни один философ или музыкант, ни один художник или поэт. Для того чтобы осуществить эт действие, он пытался слить отдельно существовавшие до этого виды искусства в одну мощную симфонию, заряженную энергетико Преображения.
«Всем очевидно, что творчество Скрябина было решительным отрицанием предания, безусловным разрывом не только со всем художественными навыками и предрассуждениями, заветами и запретами прошлого, но и со всем душевным строем, воспитавшим эт навыки, освятившим эти заветы. Разрывом с ветхою святыней было это разрушительное творчество - и неудержимым, неумолимым порывом в неведомые дотоле миры духа» [9].
Разрыв с прошлым у Скрябина, о котором пишет Вячеслав Иванов, конечно, не имел ничего общего с тем разрушительным разрывом который позже произошел в пространстве социальной революции. Для Скрябина это означало лишь отход от старой Красоты созидание Новой. Ибо в конечном счете Красота, как таковая, есть формообразующее начало человеческого сознания и человеческого общества. Тех, кто создавал Новую Красоту, изначальный истинный фундамент для Нового мира и Нового человека, Вячеслав Ивано назвал «кочевниками красоты».
Вам - пращуров деревья И кладбищ теснота; Нам - вольные кочевья Судила красота.
Вседневная измена,
Вседневный новый стан...
Безвыходного плена
Блуждающий обман [10].
Мучаясь дурными предчувствиями, Иванов в 1917 году, накануне октябрьских событий, писал, что будущий историк может сказать много лет спустя и «о том, что глядит на нас, современников, мутным взором безвидного хаоса» [11].
Этот «безвидный хаос» звучал в музыке Скрябина тяжким пророчеством наступающих темных времен. Он старался победить ег стройным ритмом космической музыки, взять над ним верх и освободить пространство от темноты и невежества для Красоты. Он как бы олицетворял собой важнейший эволюционный процесс взаимодействия человека и Высшей Силы Мироздания. И если можно та сказать, - через него творил сам Бог, а гениальный композитор был истинным теургом, несущим людям весть эволюции.
На его мировоззрение в значительной мере повлияли идеи индийской философии Бхагават-Гиты, Упанишад, а также взгляды Ауробиндо Гхоша и Рамакришны. В 1914 году Скрябин познакомился у Вячеслава Иванова с выдающимся индийским музыкантом философом Хазрат Инайят Ханом. Оба сразу же почувствовали симпатию друг к другу и, побеседовав, поняли, что в их взглядах много общего. «Я нашел в нем не только прекрасного артиста, - писал позже Х.И. Хан, - но также мыслителя и мистика. Он показался мн неудовлетворенным западной музыкой, думающим, как внести нечто из восточной музыки в западную для того, чтобы обогатит последнюю. Я соглашался с ним, я думал, что если эта идея когда-либо исполнится, несмотря на сложности, возникающие вначале, т такая музыка могла бы стать музыкой всего мира. Что, в свою очередь, могло бы способствовать объединению человечества в вселенское братство. Музыка для этого лучше всего, ибо она любима как на Востоке, так и на Западе»[12]. Леонид Сабанеев в свои воспоминаниях пишет о впечатлении, которое произвел на Скрябина своей игрой индийский музыкант: «.это как раз то, что потеряно нашей истощенной ограниченной жизни, - культура такого рода <.> в действительности в этой музыке есть великое рвение, тут должно быть, есть скрытые и потому ускользающие от нас элементы» [13].
Обоими ими владели идеи синтеза, оба они были твердо убеждены, что музыка может влиять на эволюцию человечества способствовать объединению культур Востока и Запада. Оба стремились превратить свои идеи в соответствующее практического действие. Скрябин хотел построить в Индии Храм для исполнения своей Мистерии Преображения и уже вел переговоры о покупке земл для этого. Инайят Хан, в свою очередь, пытался под Парижем воздвигнуть Храм единения всех религий и народов и даже заложи камень в основание его здания. И тот и другой и в своих идеях, и в своем творчестве опередили время. Они услышали зов эволюции раньше многих творцов и стремились ответить на него.
Скрябин прочно вошел в духовное пространство тех лет, увлекался философией Серебряного века, был близок с одним из наиболее ярких ее представителей Н.А. Бердяевым. На него также оказали сильное влияние идеи теософии. Он тщательно изучал труды е основательницы Е.П. Блаватской. В его библиотеке сохранилась «Тайная Доктрина», на полях которой им сделаны многочисленны пометки. Возможно, именно в силу последнего обстоятельства его философские идеи были близки Живой Этике, особенно ег размышления о роли вибраций, мысли и искусства в Космической эволюции человечества.
«Композитор понимает мысль, - пишет А.И. Бандура, исследователь философии Скрябина, - как всепроникающее поле - первичную энергию Вселенной, что “разливается, как разливается океан, оставаясь всегда равной самой себе”, отождествляя ее с “универсальным
сознанием”, которое есть “сама мысль”, и с Богом, который, “как состояние сознания, есть личность, являющаяся носителем высшег принципа, который, как таковой, есть ничто и возможность всего, есть сила творчества”» [14].
Композитор утверждал, что мысль есть энергия, а Высшее начало есть творящая сила Мироздания.
Он четко представлял себе роль человека и его сознания в процессе Космической эволюции и писал, что «картины мира без человека без его сознания и “излученного” им поля мифа не существует» [15]. Так же как, очевидно, не существует ее без Высшего начала, ил Бога, наполняющего творческой энергией все Мироздание. «Я не могу, - утверждал композитор, - выйти из сферы моего, включенного
Вы1 не писали в свой дневник очень x давно. Написать
мой мозг, сознания» [16]. Он приходит к выводу: «Весь воспринимаемый мною мир может быть творческой деятельностью этого сознания» [17]. У него было ярко выраженное ощущение своей причастности к этому вселенскому тв этим творчеством, которое не существовало без Высшего начала, и сам становился этим началом. «Я с И это ощущение себя Богом-Творцом подвигло его на творческие деяния в деле Преображения мира и человека. Он оказался на вершине теургии - «богодейства», стремясь открыть глаза тем, кто еще не осознавал своей причастности к Высшему, н
грандиозные космические процессы, идущие в Мироздании, и на причастность человека к ним, на величие этого человека в будущем ег
Преображении.
«Народы искали освобождения, - писал Скрябин, - в любви, искусстве, религии и философии; на тех высотах подъема, который именуются экстазом, в блаженстве, уничтожающем пространство и время, соприкасались они со мной. Вы, чувства, терзания сомнения, религия, искусство, наука, вся история вселенной, вы - крылья, на которых я взлетел на эту высоту»[19].
С этой высоты он видел и ощущал не только земной мир, но и миры иные, с которыми он общался без особых усилий, как бы существовал в них и понимал прекрасно их эволюционное значение для плотного мира Земли. Всю Вселенную, по его убеждению объединяли первозданность музыки и Красота искусства. Он был межзвездным скитальцем, чья внутренняя вселенная вмещала в себя т огромную Вселенную, которую мы наблюдаем как бы извне. Она состояла из материи различных состояний. В ее вибрациях звучал музыка и струился творящий свет. И музыка Скрябина, звучавшая в его внутренней вселенной, открывала перед ним бесконечный ми иной Реальности. Там, в таинственных глубинах самого существа композитора, звучали Беспредельность и лучезарная песня Космической эволюции, которая безошибочно вела его по пути творящего Духа. «Видимо, найденный Скрябиным композиционны метод, - пишет А.И. Бандура, - был в его понимании трансцендентен, так как позволял подняться над внешним обликом явлений отражая в единой звуковой системе структуру разных миров. Законы “Творящего Духа”, “отпечатленные” в каждой из скрябински музыкальных Вселенных, - это наиболее таинственная часть феномена Скрябина, дающая “ключ” к его творчеству. По существу, реч должна идти о космической эстетике - неких универсальных для всех мыслящих существ Вселенной законах Красоты» [20].
Космическая Красота слышалась в произведениях композитора, в его «Божественной поэме», в «Поэме экстаза», в «Прометее» («Поэм огня»). Его музыка несла на Землю новое космическое мироощущение, в ней звучали Тонкие и Огненные Миры и рождалась энергетик того Нового мира, Новой эпохи, которая была заповедана Земле эволюцией. Огненная философия его музыки звуком и светом формировала на Планете то энергетическое пространство, которое было необходимо для этого Нового мира и для Нового человека. Эт была энергетика духовного Преображения, излучавшая Свет горы Фавор.
«Фактически, - отмечает Бандура, - с 1903 года Скрябин жил в иной Реальности, ином мире, ставшим для него, по словам Б.Ф. Шлецера “столь же несомненным, как всем нам видимый мир”. Философские записки Скрябина отражают стремление гениального музыкант осмыслить то, что происходило с его сознанием, научиться “ориентироваться” в новом, открывающемся его духовному взору мире»[21].
Он искал выхода своим иномирным открытиям не только в музыке, но и в определенном действе, в котором, как он предполагал, в одн целое сольются музыка и свет, поэзия и мысль, художество и архитектура. Это действо он назвал Мистерией Преображения, смысл которой состоял в коллективном, соборном действии - в соединении миров различных состояний материи. Мистерия, по его замыслу носила Космический характер и должна была пролить на землю поток энергетики иных миров, без которой было невозможно эволюционное восхождение человечества и преодоление им Пути Творящей Красоты в движении к Новому миру. Для Мистерии о решил построить сферический Храм, в центре которого должна была творить преображающая мысль Того, Кто нес в себе эту иномирную Реальность. В этом мистериальном действии он, композитор и художник, должен был уподобиться Богу-Творцу, но не противостоят последнему, а быть ведомым его рукой в полной гармонии с ним и сотрудничестве.
«Я <.> хотение стать истиной, - писал он, - отождествиться с ней. Вокруг этой центральной фигуры построено все остальное <. Центральное переживание как бы излучает вселенную в формах времени и пространства <.> Действительность представляется мн множеством в бесконечности пространства и времени: причем мое переживание есть центр этого шара бесконечно большого радиуса [22].
По замыслу композитора, сфера Храма должна была в сознании участников превратиться в большую Вселенную.
«Открылись бездны времени. Рассыпались звезды в бесконечном пространстве. Разлился огонь моих стремлений» [23].
Огонь этих стремлений (воля творца-теурга) как бы повторял на мистериальном уровне процесс творения Нового мира и разрушении старого. «Храм “последнего свершения” являл собой своеобразный пространственно-временной тоннель для перехода в иной мир находящийся в других измерениях и не соприкасающийся с нашей Реальностью»[24]. Мистерия, считал Скрябин, должна была открыт Новую космическую эпоху, эпоху Новой Красоты, продолжающей свое творчество в энергетическом канале Космической эволюции. Н арену этой эволюции должен был выйти Новый человек - теург и обладатель божественного сознания. «Новая волна творчества, отмечал композитор, - другая жизнь, другие миры»[25].
Замыслом своей Мистерии он опередил свое время на много лет, а может быть, и веков. В лице гениального композитора эволюции стремилась показать человечеству пример Преображения и обратить его внимание на средства достижения такого Преображения - н Высшие Миры и Красоту. То и другое было сплетено в скрябинской Мистерии в одно великое целое. Новый мир, зарницы которого был едва видны в двадцатом столетии, уже послал к нам своих Вестников, своих «кочевников красоты». И Скрябин, несомненно, был одним из них. Его Мистерия, которая одним казалась развлекательным зрелищем, а другим - капризом гения, на самом деле не была ни тем н другим. Ее философскую и эволюционную суть нам еще предстоит осмыслить. И чем больше времени будет проходить с момент появления замысла Мистерии, тем яснее и ярче в космических просторах будет вырисовываться теургичность задуманного гениальным Скрябиным действа.
Мистерии не суждено было свершиться. Ранняя, загадочная смерть композитора остановила жизнь «на скаку».
Мистерия собрала вокруг Скрябина тесный, но удивительно творческий кружок выдающихся индивидуальностей Серебряного века Вячеслава Иванова, Константина Бальмонта и Юргиса Балтрушайтиса. Идея соборной Мистерии владела Ивановым, так же как Скрябиным. Тем более что Иванов глубоко понимал эволюционное значение музыки. «Сама душа искусства музыкальна»[26], - писал он.
Скрябин и Иванов встретились в январе 1909 года в редакции журнала «Аполлон» в Петербурге. С того момента начинается и регулярное общение. Почти в одно и то же время зазвучала «Поэма огня» Скрябина, вышел сборник стихов Иванова «Cor ardens («Пылающее сердце»), а Николай Рерих набрасывал эскизы к своей картине, которая тоже называлась «Cor ardens».
Сам Скрябин тоже был поэтом, и неплохим. Размышляя о Преображении и роли в нем тонкого огня, он писал:
В этом взлете, в этом взрыве,
В этом молнийном порыве,
В огневом его дыханье
Вся поэма мирозданья [27].
Композитор сочинил для Мистерии текст и фрагменты музыки. Вся Мистерия давно жила в нем, и ем бумаге. Из оставленных им записей и высказываний становится ясным, что Мистерия была целью его жизни, ее Заданием. «Я не пережил бы часа, в который убедился, что не напишу Мистерию»[28]. В нем жили теургическая уверенность в необходимости дел Преображения и понимание своей роли в этом процессе.
«Я думаю, что зачем же мне была открыта эта идея, раз не мне ее осуществлять? И я чувствую в себе силы для этого. Каждом открывается та именно идея, которая была ему предназначена. Бетховену была открыта идея Девятой Симфонии, Вагнеру - иде “Нибелунгов”. А мне - это. У меня есть ряд веских данных так думать, но я не все могу и не все имею право говорить» [29].
Он не скрывал от своих близких друзей, что ощущает себя мессией, «мессией рас», которые «появляются в пограничных эрах»[30]. О как бы чувствовал себя Космическим Иерархом, от которого зависит судьба эволюции нашей Планеты. Полагаю, у него были для этого основания. Он стал писать «Предварительное действие», которое «помогло бы человечеству подготовиться к участию в Мистерии» [31]. «Ведь я не делаю Мистерию, я только знаю, что Мистерия будет, я сообщаю о ней и содействую. “Предварительное действие” есть одна и форм этого содействия»[32]. Но и «Предварительное действие» также не получило своего полного завершения.
Вячеслав Иванов тем не менее считал, что вся скрябинская музыка последнего этапа его творчества и есть то «Предварительно действие», в котором Скрябин запечатлел «совершившуюся полноту времени и рождение нового человека»[33].
Оценивая роль Скрябина в духовной жизни России и Планеты, Иванов писал, что он есть «одно из важнейших свидетельств знаменательного переворота, совершающегося в духовном сознании современного человека <.> огромное событие в общей жизни духа» [34].
«Но мы бы жестоко ошиблись, - считал Иванов, - если бы предположили в Скрябине малейшее самомнение и самодовольство Напротив, именно огненное рвение послужило целям Того, Кто открывался ему в сознании сверхличном (вплоть до упразднения свое личности)»[35].
Николай Константинович Рерих высоко ценил музыку Скрябина и то, что тот совершил в своей земной жизни. Он был единомышленником композитора. Оба они намечали планы творческого сотрудничества. Много лет спустя, в Индии, о которой так дерзновенно мечтал Скрябин, Рерих писал: «Известны широкие взгляды Скрябина. Предполагалось наше сотрудничество по инсценировке его симфоний. Ничтожная неосторожность вызвала отравление и унесла композитора в самый расцвет его творчески сил. Одна из самых безвременных потерь»[36].
Последним, кто видел Скрябина перед его уходом, был Вячеслав Иванов. В ночь с 13 на 14 апреля он задержался допоздна у больного Скрябина, чтобы обсудить с ним план его концертной поездки. Композитор был уверен, что его гастроли состоятся, а случайная болезнь пройдет. Утром 14 апреля его не стало.
Побежден иль победитель? Таинственным оказался глубочайший смысл его творчества и судьбы. Но что он провидел? Что искусство “будет рождаться из корней самого бытия и рождать бытие.” [37], - писал Иванов позже. Им же написано в апреле 1915 года одно и самых пронзительных его стихотворений.
Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней
На взморие, где новозданных дней
Всплывал ковчег таинственный. Истлела
От тонких молний духа риза тела,
Отдав огонь источнику огней.
Исторг ли Рок, орлицей зоркой рея,
У дерзкого святыню Прометея?
Иль персть опламенил язык небес?
Кто скажет: побежден иль победитель,
По ком, - немея кладбищем чудес, -
Шептаньем лавров плачет муз обитель? [38]
Много лет спустя поэт напишет стихотворение-воспоминание о последних часах, проведенных у ложа гениального русского композитора:
И мнилось мне - всех меж нас - едва начало Того, что вскоре станет совершенным. Иначе Бог судил, и не свершилось Мной чаемое чудо - в час, когда Последняя его умолкла ласка
И он забылся; я ж поцеловал
Священную хладеющую руку - и вышел в ночь. [39]
Примечания
1 Бальмонт К. Избранное. М., 1980. С. 625-628.
2 Бальмонт К.Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. М., 1917. С. 22-24.
3 Бальмонт К.Д. Светозвук в природе и световая симфония Скрябина. М., 1917. С. 13.
4 Балтрушайтис Юргис.Лилия и Серп. М., 1989. С. 205.
5 Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства. В двух томах. М., 1954. Т. 2. С. 402.
6 Иванов Вячеслав. Родное и вселенское. М., 1994. С. 385.
7 Там же. С. 384.
8 Памятники литературы и искусства. М., 1979. С. 103.
9 Иванов Вячеслав. Родное и вселенское. М., 1994. С. 385.
10 Иванов Вячеслав. Прозрачность. 1904. С. 133.
11 Иванов Вячеслав. Родное и вселенское. М., 1994. С. 385.
12 Хан Хазрат Инайят. Мистицизм звука. М., 1997. С. 12-13.
13 Там же. С. 13.
14 Бандура А.И. Иные миры Александра Скрябина. М., 1993. С. 11.
15 Там же. С. 10.
16 Там же. С. 8.
17 Там же.
18 Там же. С. 9.
19 Бандура А.И. Иные миры Александра Скрябина. М., 1993. С. 9-10.
20 Там же. С. 5.
21 Там же. С. 12.
22 Бандура А.И. Иные миры Александра Скрябина. М., 1993. С. 12.
23 Там же.
24 Там же.
25 Там же. С. 13.
26 Томпакова О.М. Скрябин и поэты Серебряного века. Вячеслав Иванов. М., 1995. С. 4.
27 Там же. С. 8.
28 Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2000. С. 207.
29 Там же. С. 150.
30 Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М., 2000. С. 190.
31 Томпакова О.М. Скрябин и поэты Серебряного века. Вячеслав Иванов. М., 1995. С. 12.
32 Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М., 1925. С. 104.
33 Памятники литературы и искусства. М., 1979. С. 104.
34 Памятники литературы и искусства. М., 1979. С. 103.
35 Там же. С. 16.
36 Рерих Н.К. Листы дневника. М., 1996. Т. 3. С. 420.
37 Памятники литературы и искусства. М., 1979. С. 113.
38 Цит. по: Томпакова О.М. Скрябин и поэты Серебряного века. Вячеслав Иванов. М., 1995. С. 13-14.
39 Цит. по: Томпакова О.М. Скрябин и поэты Серебряного века. Вячеслав Иванов. М., 1995. С. 18
https://icr.su/rus/
************
3.Из Серебряного века - в двадцать первый

Книгу Л.В. Шапошниковой «Тернистый путь Красоты», изданную Международным Центром-Музеем имени Н.К. Рериха в 2001 году, можно по праву назвать одним из выдающихся событий в культурной жизни. Жанр этого объемного труда не поддается определению. Искусствоведческое исследование? Трактат по философии культуры? Публицистика? Художественный альбом?
Как ни странно, все эти определения будут верны. Перед читателем разворачивается грандиозное полотно духовных исканий русского общества последних двух столетий. От символизма к космизму, от начала одного века к началу другого переброшен мост духовной преемственности, и слова Бердяева, В.Соловьева, Блока, Рериха оказываются жгуче современными. Впечатление - поразительное. Но этого мало: оно во много раз усилено изобразительным рядом этой книги. Свыше четырехсот цветных иллюстраций - а на них фаюмский портрет и древние иконы, картины символистов и современных космистов, таинственные маски венецианского карнавала и уродливые формы техногенного натурализма. Ужасной и прекрасной предстает эпоха на страницах этой книги. И этот полифонический подход делает книгу публицистичной по сути - через искусство, через философию, через литературу автор стремится дать ответ на вопрос, как нам строить культуру в новом, наступившем тысячелетии, как уберечься от повторения трагических ошибок прошлого. Ответ заключается в ёмком понятии «Красота».
Продолжая традицию Достоевского и Рериха, Л.В. Шапошникова выводит понятие Красоты за рамки эстетической категории, придавая ей космическое, универсальное звучание. Художник здесь предстает как теург, Творец, не выдумывающий образы, идеи, сюжеты, но воплощающий то, что существует в каких-то высших сферах мироздания. Эту мысль активно развивали философы и писатели Серебряного века, собрание высказываний которых вызывает у читателя почти мистическое ощущение приобщенности к горнему, несказуемому. Идея ответственности автора за те мысли и чувства, которые пробудит его творение, всегда была чрезвычайно важна для русской культуры, однако для одних художников (в широком смысле этого слова) она решалась в плане социальном, а для других - в духовном. Обращение к духовным высотам Серебряного века русской культуры, к идее космической ответственности художника как нельзя более важно сегодня - на перепутье исканий духовной опоры.
Однако опустимся на землю. Эта книга адресована отнюдь не только тем, кто живет высоким духовным поиском. Она будет по достоинству оценена специалистами в самых разных областях. Начну с педагогики.
Бедой современного образования является изолированность гуманитарных дисциплин друг от друга. Эта книга соединяет разрозненные науки: история искусства, литературы и философии предстает в ней единым культурным процессом, целостным и многогранным. Язык книги -свободный и богатый, образный и выразительный, глубокий без наукообразия и доступный без развязности. Сам процесс чтения этого труда доставляет огромное удовольствие. Можно только пожелать нашим студентам (да и их преподавателям тоже) радости встречи с такой книгой.
Искусствовед почерпнет для себя не только богатый сравнительный материал по культуре Серебряного века, но и уникальную информацию как по космическому искусству 20х-30х годов (общество «Амаравелла»), так и по современному искусству космистов. Книга знакомит нас с творчеством малоизвестных (и совсем неизвестных) художников, каждый из которых -яркий талант. В их творчестве наследие минувших веков преломляется удивительным образом, достаточно назвать, например, улыбающуюся Нефертити. Древний Египет и Китай, народное православие и космические абстракции - таков мир друзей Музея имени Н.К. Рериха. Глядя на эти картины, смотришь в будущее оптимистически.
Для тех, кто интересуется жизненным и творческим путем Рерихов, эта книга представляет особый интерес. Краткий очерк жизни и творчества этой выдающейся семьи художников и мыслителей находится в контексте исканий эпохи, отчего становятся ясны многие внутренние связи. Духовный поиск Рерихов, принесший миру учение Живой Этики, предстает органично
вырастающим из культуры Серебряного века, устремленной к Надземному; многие цитаты из Живой Этики, приведенные в книге, звучат чрезвычайно актуально или даже пророчески.
Наконец, хочется отметить чрезвычайно высокий полиграфический уровень этого издания. Богатейший подбор иллюстраций, изумительное качество передачи цвета, оригинальный дизайн в стиле Серебряного века, прекрасная бумага - такое уважение к собственной работе редко встретишь у современных публикаторов!
Одним словом, встреча с такой книгой - настоящий праздник для русского интеллигента. И очень хочется пожелать «Тернистому пути Красоты» победы на книгоиздательском конкурсе «Лучшая книга года»!
https://mith.ru/alb/art/tern.htm
******************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
29 января 2024 года