Недалёкое детство. Бубыри

Лидия Скрипкина 2
               
Мне было  пять лет, я с дядей Гришей ходила на рыбалку на озеро.  Ловился в основном чебак. Нежная и вкусная рыбёшка.  Пришла сенокосная пора и дядя Гриша уехал на сенокос, моя рыбалка сошла на нет.
     Как-то бабушка сказала:
 - Скорее бы Гриша приехал,  что-то  рыбки хочется.
 
        Нас детей, без взрослых или старших детей  на озеро не отпускали. Через деревню был проведён  арык, разветвлялся и протекал вдоль улиц, а около каждого дома его расширяли и углубляли.  Утром, когда была ещё чистая вода её наливали в кадушки для нужд, а в остальное время дня в ямке купались гуси, утки, а иногда и свиньи. Мы их выгоняли и  обычно всей аравой прыгали в эту жижу, ешё и нырять  пытались.  За деревней вода из арыка утекала в болотце.
Мальчишки, которые попроворнее ловили в арыке кепками пискарей, бубырей  и гальманов – это рыбья мелюзга - мальки.

         Однажды мы с подружками бродили по тёплой стоячей воде и вдруг увидели большую лужу-озерцо. А  в ней кишмя кишили большие тёмно серые головастики. Пискарей и гальманов я видела, а вот кто такой бубырь – нет. Я недолго думая,
сбегала домой взяла на кухне стеклянную литровую банку и  на рыбалку. Наловила до краёв и счастливая пошла домой.

    Бабушка  по просьбе председателя, пекла хлеб  и варила борщь на сенокос, колхозникам. Когда я пришла домой бабушка крутилась у плиты в летней кухне. 
 Подхожу к ней радостная с банкой бубырей и говорю:
     - Ба-аб, ты хотела рыбки свеженькой, я бубырей наловила,  давай пожарим.
      Надо было видеть лицо бабушки. Зазаикалась, мешая русские слова с мордовскими, замахала руками:
      - Азё тестэ, азё т-ес-те, уйди, отнеси туда, где взяла.  И не вздумай вылить их в арык, иначе через недельку они все приползут к нашему крыльцу.
     -Ты что такое говоришь, рыбы не ползают.
     -А эти приползут, это же головастики, жабята, у них уже задние лапки есть, как передние появятся, они начнут прыгать. 
     Я своим детским умом представила всю картину будущего.

     Лягушек и жаб очень боялась. Обычно перед сном нас детей бабушка сопровождала в туалет.
 Во дворе  везде горел свет. Когда его включали, то вся эта лягушачья нечисть расползалась кто куда. Бабушка им ещё веником помогала.
Вот я представила, сколько их  теперь будет…
    -Ба-аб, а давай их утопим…
    -Где ты их собираешься топить? Они живут в воде, в любой воде.

      Я заплакала, мне стало страшно. Бабушка сказала, что должен  приехать  посыльный за хлебом на телеге,  она   попросит и  он их увезёт.
    -А куда он их увезёт, он же не знает,  где они жили?
   - Этот человек работает на полях, он всё знает.

    Вскоре к дому подкатила телега.  Загрузили два фанерных лотка с хлебом и тут бабушка  мужику  рассказала про бубырей.
Он смеялся долго, вытирая рукавом рубашки  глаза. Бабушка вынесла ведро, вылила в него из банки «бубырей»и сказала:
  - Увези, Христа ради увези этих «бубырей» и махнув ему рукой, облегчённо вздохнула.

азё тестэ  - уйди тсюда (мордовский)