Синтетическая философия. Жизнь

Владимир Сукосян
Жизнь

     В настоящий момент существует огромное количество определений понятия «жизнь». Свои формулировки дают филологи, социологи, философы, биологи и врачи. Этих формулировок сотни. Синтетическая философия наиболее удачной считает формулировку:   

     Жизнь – есть способ проявления Духа в материальном мире.

В более развернутом виде:
     Жизнь — это разумно созданная и постоянно разумно поддерживаемая система, открытая для обмена энергией, веществом и информацией с окружающей средой; это - самовоспроизводящаяся и эволюционирующая, согласно замысла, система, вектор развития которой направлен на уменьшение энтропии и хаоса, и на увеличение сложности, многообразия и упорядоченности.

     Жизнь разумно сотворена согласно замысла.
     Жизнь невозможна без воздействия жизненной силы, - постоянно действующей энергии;
     Жизнь возможна при сочетании материальной, энергетической и полевой форм, в разных пропорциях;

Материя вторична, и в высших проявлениях жизни, видимо, не обязательна.

По образу и подобию

     В первой книге Торы и Ветхого Завета сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». (Быт. 1:26-27)
     Наиболее часто образ Божий находят в душе: «Душа сотворена по образу Бога, и стремится к соединению с Богом». Образ Божий лежит не просто в душе, он тесно сопряжён с Духом. Человек есть не только земная, но и духовная личность, и именно этим он похож на образ Божий.  Кроме Духа, от Творца неотъемлемы: Разум, Свобода, Вечность; эти три качества в человеке, также божественного происхождения. Образ Божий есть духовная основа человека, он есть также и его вечная будущность, которая наступит в момент слияния Творца и творения.
    
     Богоподобие человека проявляется в его духовных свойствах, таких, как: Творчество, Искусство, Познание, Любовь, Сострадание, и так далее. Во всех видах творчества сам человек раскрывает в себе подобие Божье, обнаруживает вложенную в него божественную мощь и талант.
     Любовь, милосердие, сострадание, совесть — голос Бога в человеческом сердце.
     Перечень богоподобных свойств в человеке является открытым - ведь за этим перечнем духовных свойств и возможностей стоит Сам Творец или Создатель Мира, - во всей своей беспредельности, во всей неисчерпаемости своих сил и возможностей.

     Постепенно приближаясь к Богу через Любовь, Творчество, Познание, Милосердие и прочие добродетели, человек открывает для себя все новые и новые глубины и выси творения, всё больше и больше осознаёт величие Творца.
     Библейская идея «Образа и подобия Божия» есть предмет осмысления богословского, философского, научного и художественного мышления.   
     Специфика любых идей, относящихся к Божественному Откровению и мистическому духовному опыту, заключается в том, что они не до конца поддаются привычному для человека выражению на языке слов, категорий и понятий, а также художественных образов и символов. Всегда остается момент тайны, что побуждает продолжать поиски неведомых свойств Творца.
    
     Человек духовно однороден с Богом. Его потенциальная божественность обнаружится, когда он сбросит пелену неверных представлений о Мире, исполнит своё предназначение и, освободившись от цепи рождений в человеческом теле, перейдёт на следующий, более высокий уровень.