Сделай вид, что поступаешь в техникум колледж

Михаил Сафиканов
    Когда я приехал в отпуск в родной город, от одного близкого родственника услышал такую канительную истории про его сына, который заканчивал   среднюю  школу. Оказывается,  для сына отец стал живым рабочего, который,  если трудится на совесть,   может стать уважаемым человеком заслуженным строителем республики,  к  тому же еще многократным депутатом  городского совета.  В то время профтехучилища еще не  назывались колледжами.
Сын неоднократно заявлял отцу:
   - Пойду учиться в профтехучилище № 26 на токаря или слесаря.
   Отец возражал: – Твоя старшая сестра в институте учится,  другая техникум кончила, На север уехала с мужем, а ты все про ПТУ талдычишь, как будто у тебя ты самый отстающий в классе.
       Сын  опять за свое:
   – У меня все друзья по классу в училище идут. Я с ними хочу учиться.
   – На них не смотри.- опять настаивал на своем  отец,- У  тебя в школе и пятерки были. Значит, учиться можешь.
    Но сын ни в какую.  Он отцу возражал. На на уговоры не поддавался.

               КАК СТАЛ Я  ПОСЛЕДНЕЙ НАДЕЖДОЙ

    Родственники стали ждать моего приезда, считая, что для  их сына могу быть авторитетом.  Как никак МГУ в Москве закончил, журналист, который  регулярно выступает на всю страну СССР. Не думал, что стану для родственников последней надеждой, чтобы переиначить его замысел с профтехучилищем.
Когда родственник познакомил с ситуацией, твердо  сказал:
   – Не хочу, чтобы сын повторил мою ошибку.
   – В чем же она?- спросил я.
   – В молодости я посчитал, что не стоит дальше учиться.  А когда присвоили звание «Заслуженного строителя республики», и стал пятикратным народным депутатом в Горсовета и меня пять раз избирали секретарем парткома,  я посчитал, что жизнь удалась. А потом жалел об этом. А между тем мой сменщик Николай пошел учиться институт, потом выучился, стал  начальником  и дорос до управляющего нашего Управления механизации.  А я помогал ему конспекты делать. Я тоже мог стать большим человеком, если бы учился. Теперь думаю, что надо чтобы   хотя бы сын выучился. Поговори с ним. Меня он не слушает. Может, ты  для него авторитет, он тебя послушает.
   – Ладно, поговорю ,-ответил я. - Вы уже привели все аргументы в пользу учебы. Тут надо дать какой-то такой нестандартный совет. Подумать надо.
     Когда Марат  вернулся домой, мы вышли с ним для разговора в соседнюю комнату. Он  расположился на одном кресле, я на другом.
   – Марат, с чего ты взял, что учеба в профтехучилище – это твой потолок? – начал я.
   – Я не думаю; что это потолок,- ответил парень,- Потом я дальше пойду учиться.
   – А если рано женишься, семья, дети?
   – Надо будут совмещать учебу и работу.
   – Если жена с этим согласится. Тут дело тонкое.
     Парень задумался, тогда я задал неожиданный для него вопрос:
   – Знаешь ли ты такого  тренера  футбольной  сборной страны  Семина?
   – Слышал,- ответил парень.
   – Так   вот одном  из  интервью в свои  70 лет  на вопрос телеведущего:
   - Чего вы больше всего хотите? 
     Тренер сборной дал для мужчины его лет неожиданный  ответ:
   – Нравиться людям. Как думаешь, почему он так сказал?
   – Не знаю,- не задумываясь, ответил Марат.
   – Ты с ответом не спеши бы. А ведь Семин  мог сказать, что хочет в очередной раз привести команду в чемпионы страны. А мечтает не о новой победе. Он заслуженный тренер хочет  нравится людям. Как этого добиться?  Минимум для этого нужно быть интересным человеком. Запомни* Чем выше у человека образование, тем увереннее он в обществе, может поддержать разговор, быть в центре внимания.
    - Ты хочешь быть таким? – этим вопросом я закончил мысль.
    - Я бы не против,  - ответил Марат.
    – Тогда почему в начале пути сам себе подножку ставишь с профтехучилищем? Это же не твой уровень. Бери планку выше. Нельзя себя недооценивать.
   - Что жке для этого делать,- спросил Марат.
   – Умные книги гениальных авторов  читать. Один из них французский писатель Стендаль. Герой его романа Жюльен Сорель  из книги «Красное и черное»  сделал для себя вывод: «Не для школы учимся, а для жизни». Мне эта мысль понравилась,  и  взял её на вооружение, именно на вооружение, поэтому прошел после школы 15 видов учебы на различных курсах, чтобы быть универсалом по любой теме. Для себя я сделал вывод« Вся жизнь учеба».
   – Если с друзьями не поступать в профтехучилище, что же мне делать?- с
     повышенным интересом спросил Марат.
    В голове мелькнула неожиданная, провокационная мысль  Настолько необычная, что я задумался, стоит её произнести. И все-таки решился:
   – Сделай вид, что ты поступаешь в Нефтяной техникум в соседнем городе Ишимбае.
   – А если не поступлю в техникум?  У меня оценки одни  тройки и четверки.
   – Повторяю,  а ты сделай вид, что поступаешь в техникум.- Родителей успокоишь, покажешь себя послушным сыном, который  тянется к знаниям. На экзаменах узнаешь, чего стоят твои мозги, сколько в тебе ума и сообразительности. Сможешь сравнить с другими ребятами и девчатами свои способности. Экзамены тебя взбодрят, и скучно  при поступлении не будет,
  Не поступишь – родители тебя ругать не будут. А профтехучилище от тебя не убежит. Туда всегда успеешь. Стоять за станком годами – это не для всех. У тебя другая дорога. Нефтяная и газовая промышленность имеют такие перспективы, о которых человечество еще не  знает, так что дерзай.
   – По первой профессии я оператор атмосферно-газофракционирующей установки,-  продолжил я.-  Мама настояла, чтобы я поступил перед армией в учкомбинат  при Нефтехимкомбинате, и выучился этой профессии.  В Ракетных войсках стратегического назначения мне эти знания очень пригодились. Я стал механиком установщика балистических  ракет. Марат, нужно выбирать ту профессию, где нужно работать не только не только руками, но и головою, чтобы узнать её возможности.
    – Ладно, сделаю вид, что в нефтяной техникум поступаю. Попробую. Буду собирать готовить документы. 

                ПРОШЛО  30  ЛЕТ СПУСТЯ

    А очередной раз я приехал в отпуск к родственникам. За столом  как водится разговор о детях.  – Скажи-ка, - обратился ко мне родственник,- а почему ты настаивал, чтобы сын  поступал в техникум? – Просто ваш сын поставил   перед собой малую он планку – училище. Туда поступить  никаких усилий не надо, подал заявление и ты уже там. А человеку нужно, чтобы было чем гордиться. – Ну, а, если бы он я не поступил.
   - Кто от такого учащегося откажется?  Ваш сын видный парень, спортивного телосложения, симпатичный,  глаза умные. Экзаменаторы – народ опытный .Сразу видят, какой парень  пришел в группу.. Никто не возразит.
    Марат оказался достойным учеником, Его даже избрали старостой курса. После техникума он уехал вахтовиком  на Север, ездил на буровые за сотню километров. Потом решил  продолжить учебу и поступил в Нефтяной институт, успешно его закончил. Ныне он один из главных специалистов нефтегазовой компании, живет в крупном Сибирском городе. Два его сына тоже трудятся на Севере, оба на хорошем счету.
    Чтобы так сложилась судьба, оказывается нужно только сделать вид, что поступает  в техникум(колледж).

                воскресенье, 11 ноября 2018 г.