Когия

Ольга Гуцол
                Из серии «Бабушкины рассказы»
 
     У меня много лет существует странная и, может, даже  дурацкая мечта-  увидеть миграцию китов.
    А родилась мечта эта так.
    В девяносто шестом году, несытом и криминальном, каждый день до возвращения всех членов моего немаленького семейства домой я жила в страхе за них.   Этот страх меня просто съедал живьем. И как-то понадобилось мне почему-то узнать, что означает слово «когерентность».
    Компьютеров, тем более интернета, тогда не только не было, но, по-моему, о них даже не слышали. Так что я полезла искать это слово в толстый бумажный «Энциклопедический словарь».
    Нашла.
    А следующим за ним  оказалось еще одно неизвестное слово - «когии».  Я и тут  прочитала. Оказалось, так называются карликовые  кашалоты. В словаре было написано, что   они достигают 3,4 м в длину, их два вида, обитают в  тропических и умеренных водах Мирового океана, а в СССР - у южной гряды Курильских островов. Очень редки. 
   И вот я, сидя одна поздним вечером, немного успокоившись до утра, потому что  семейство уже не просто дома, а мирно  спит,  вдруг четко - в цвете, объеме, времени и пространстве  представила, как эти малютки киты плывут в огромадном пустынном мировом океане на той же планете, на которой сейчас сижу и я. Плывут одновременно со мной, склонившейся под настольной лампой и читающей  вот прямо в этот момент - о них. Такими трогательными и родными они мне тогда показались.
   И внезапно в те тревожные, трудные, длинные   и  бесцветные годы я   ощутила  сильное, многцветное  счастье.   
   
    А через пятнадцать лет, когда я была в Сан-Франциско,   куда-то я  забрела  и уселась  на высоченной рыжей и колкой  круче метров семьдесят высотой над водой и стала смотреть на океан.
    Надо сказать, что Тихий океан в тот момент был действительно тих. Только мелкая рябь шевелила его поверхность. И еще в моей памяти он, тогдашний, остался синим.   
    Метрах в ста от моей кручи в воде виден был островок. Этакий   небольшой обкатанный мокрый и чёрный камень. И в какой-то момент я стала думать: «Как странно, ведь этот камень совсем   другой породы, чем  круча. И торчит же из глубины! Какой  он формы там, под водой? Как палец, что ли? Так штормами снесло бы, наверное. Как он соприкасается с береговыми породами?»  Не складывалась у меня в голове эта вся геология с гидрологией.
   И тут островок начал медленно перемещаться влево. Я  затаила дыхание.  Он переместился метров на тридцать и остановился. Что такое? И вдруг из него выбрызнул небольшой фонтанчик.  Вот оно что! Это   какое-то китообразное, спящее на поверхности! 
   И тогда мне пришла в голову мысль, что может быть, я вижу   сейчас   именно когию. Одного из тех милых маленьких кашалотиков, чьё существование на Земле дало мне когда-то так запомнившееся необычное   ощущение счастья.  И от мысли, что это может быть когия, я стала еще счастливее, чем была за минуту до этого.

   Позже, вернувшись в свой холодный и зимний Красноярск, в интернете я прочитала про когий подробнее. Фото их посмотрела.
   С тем, кого я видела, почти все приметы сходились. Согласно теперь уже интернету,  когии водятся в том числе и в Тихом океане. И еще в сети про когий написано, что  они всего 2,5 метра длиной. То есть, еще меньших размеров, чем те, что позволил иметь им   мой бумажный словарь. Согласно сети они любят подолгу неподвижно лежать на поверхности.   И не сказано, что они всё время держатся стаей!  Вот только о них там написано, что   они серого цвета и держатся вдали от берега.
   Но быть может, мой когия был не того, про которого  сеть говорит, а другого, второго вида? Может, словарь подразумевал, что и черные существуют? Ведь   в  сети говорится,   что когии не только редки, но еще и мало изучены.

   Вот потому  я и мечтаю увидеть миграцию китов. И всё в моей мечте очень логично. Ведь   если даже карликовые   киты производят такое сильное впечатление одним только знанием об их существовании, то представляете, какой невероятный восторг  – увидеть  воочию много   мчащихся и выныривающих, а может  даже  синхронно переворачивающихся громадных китов?  Прочувствовать этот масштаб океана, планеты, может даже самой вселенной? Вот это  было бы счастье.  На всю предстоящую жизнь.