Немка

Виктор Юлбарисов
В нашей средней школе выбора для изучения иностранного языка не было - только немецкий. С учителями были проблемы. Их направляли после института к нам в поселок, но они подолгу не задерживались.  Получившим молодым специалистам направление, выделялась квартира в двухэтажном бараке с печным отоплением. Дровами, правда, обеспечивали. Полный учебный год никто не выдерживал, уезжали. В результате, в моем аттестате о среднем образовании вместо оценки по иностранному языку стоял прочерк. Никаких отрицательных эмоций по данному факту  не испытывал, пока не пришлось сдавать вступительные экзамены в университет. Автоматические три балла меня не устраивали из-за конкурса. После самостоятельной подготовки чудом удалось получить четверку, что в конечном итоге сыграло свою положительную роль.

В то время в школах большинство учеников по возможности выбирали английский язык и по этой причине в УрГУ, при численности потока в 75 человек, немецкий язык изучало всего человек 10.

Занималась нами Анненкова Нина Макарьевна с кафедры иностранных языков. Всегда подтянутая, стройная, аккуратно одетая, беззаветно преданная своему предмету, доцент. Отличалась всегда положительным настроем, энергией и энтузиазмом. Каждый год летом ездила в ГДР для улучшения своего разговорного языка в качестве переводчика. Вот в такие мы заботливые руки и попали. Три года по две пары, а на третьем курсе и вовсе по три пары в неделю семинарских занятий. Не сделать домашнее задание было невозможно – всего-то 10 человек, а поскольку я был мужского пола в единственном числе, то вообще караул!

Половина студентов после ее семинаров могли спокойно обучать детей немецкому языку в средней школе, а многие действительно так и делали. Ко мне, да и не только, относилась очень благожелательно. Такой светлый человек, такой пример для подражания.

Учился я хуже всех за небольшим исключением. Когда девчонки по-доброму иногда подсмеивались над моим произношением, либо другими ошибками Нина Макарьевна говорила:

- Смейтесь, смейтесь. Вот вы все будете работать учителями в школе, а он – директором!

Занятия по немецкому языку всегда были после обеда и заканчивались в 16.35. Мне часто нужно было на работу успевать к 17.00. За 10 минут до окончания я показывал Нине Макарьевне на часы, и она понимающе указывала мне рукой на дверь. Я бежал в раздевалку до звонка, а потом на автобусную остановку, но на завод  всегда опаздывал на 15 минут. Начальник дожидался меня. Знал, что я не могу раньше приехать, и каждый раз делал замечание:

- Опять опаздываешь?!

Экзамены я сдал на «удовлетворительно». При ответе Нина Макарьевна с таким сопереживанием и надеждой смотрела на меня:

- Ну что ж ты, Виктор, так подготовился плохо. Я думала четверку тебе поставить. Давай, приходи на пересдачу через два дня. Я у историков буду экзамены принимать и у тебя еще раз приму.

Так любила она своих студентов и так ей всякий раз было больно за плохие или посредственные ответы, как будто это она в первую очередь виновата. И я бы мог лучше подготовиться, честно. Но вот, как будто отомстил ей своим отказом за отнятое у меня время. Я тогда уже знал, что немецкий язык в жизни мне не пригодится. Потраченное время на изучение немецкого языка, лучше бы я употребил на изучение той же античной литературы или зарубежной.

Библиотека в УрГУ была замечательная. Я брал книги на дом. Приносил домой. Мог взять в руки и полистать. Мог даже их понюхать. Они хорошо пахли, несмотря на свой возраст и потрепанность. Но вот читать я их не мог, потому что нужно было уже к завтрашнему дню перевести энное количество текста или подготовить маленький рассказ на заданную тему.  А кроме немецкого еще была куча дисциплин по лингвистике и семинары, семинары каждый день.