Письма Учителю. Ложь во спасение

Евгений Садков
 
 "                Какой насыщенный, Лев Николаевич, ваш 1853 год.

 Не на действия, мысли, отраженные в дневниковых записях. Каждая строчка наполнена новым смыслом. Рискну предположить, настоящее нравственное взросление. Да, ещё с шлейфом пороков, но уже более глубоко осознанных, а следовательно исправимых.

 Увы иные, дожив до седин и плешин, так и не признаются в допущенных ошибках. Да таких, что коверкают не только душу самого, но и множества жизней иных, вовлеченных в эту круговерть лжи и всеобщего обмана.

 А Вы доверяете дневнику этот грех. А значит и нам, читателям.

 "Один из главных и более всего неприятных для меня моих пороков есть ложь".

 Само это признание дорогого стоит. Искренность, пусть и с дневником, но выведенная собственным почерком. Без прикрас. И мотивация:

 "Побудительная причина большей частью-хвастовство, желание выказать себя с выгодной точки".

 Экстраполируя эту мысль  на иных наших деятелей, приходишь к грустному выводу.Уж до того "гражданин, соврамши", что и не смаргивает. А уж подхваченная и объясненная любезной публикой ложь на глазах превращается, нет, не в правду, в иррациональное поглощение безвольной массой. Большинство, убоявшись собственных мыслей, принимает на веру самое чудовищное измышление, направленное только на удержание в покорности и без того безвольный социум.

 Так создаются мифы о неких наделенных сверхспособностями существах, незаменимых агнцах божьих.

 Лишь время, упущенное для целых поколений, в конце концов расставляет все по своим местам. И небожители превращаются в скопище пороков, "пиры Валтасара". Лишь тени загубленных душ витают над всем этим заплесневелым роскошеством.

 А Вы, граф, молодец. Не упустили возможность в двадцать пять лет бороться с этим пороком:

 "Поэтому,чтобы не допускать себя до той степени развития тщеславия, в которой нет времени одуматься и остановиться, даю себе правило: как только почувствуешь щекотание самолюбия, предшествующее желанию рассказать что-нибудь о себе, одумайся"

 Вам-то, Лев Николаевич, это легко. А когда за твоей спиной огромная система насилия, подобное смерти подобно. Но Вы чуть позже находите для такой личности прекрасный выход, больше похожий на легенду о раскаявшемся.

 Через полвека после нынешних сточек о лжи пишите о Федоре Кузьмиче. Зачем идеализировать душевное преображение подобных личностей? Думаю, никогда у них не было и не будет нравственного осознания собственных прегрешений.

 Лишь время им суд.

              Ваш преданный ученик ЕС.

 И чтобы не заканчивать заметку на миноре, вспомню как Вы отметили новый, 1854 год. Весьма оригинально и труднопонимаемо для нас, живущих в XXI веке..."