Вильнюс. Январь 1991-го

Белов Владимир
На днях будет уже 12 лет после тех событий, свидетелем и невольным участником которых я стал. Вот я и решил вспомнить об этом.
Зачем? Потому что та пропасть, в которую мы начали падать тогда, растет и умножается сейчас. И пропасть эта, на мой взгляд, заключается в том, что и простые люди и политики стали мало заботиться об общечеловеческих ценностях, морали и праве. Впрочем, наши западные оппоненты, наверное, всегда и были такими.

Я не буду стараться делать выводы, формировать политические суждения. Пусть это сделает каждый из Вас!
 
Фото в иллюстрации к этому рассказу сделано в Вильнюсе в 1991-м году после партийного собрания. Многие, из сфотографированных здесь, это предмет отдельных историй и публикаций. В том числе и Я! Шучу!
 На этом собрании был решен вопрос о расформировании нашей партийной ячейки. Почему это было тогда сделано, надеюсь Вам понятно? Но сейчас я не о том!
Вглядываюсь в лица. «Иных уж нет, а те далече...» Я думаю: «Может быть тогда, в 91-м это все началось?» Конечно, нет!

Еще в 1988-м году у меня был сослуживец, Олег. Сам он был родом с Западной Украины. Если он жив и здоров, то может, прочитает эти строки и вспомнит то время. Зная, что я родился и вырос на Западной Украине (и к тому же знал и владел украинским языком лучше, чем он, хотя в школе по нему получал, в лучшем случае 4), он часто вступал со мной в полемику по политике.
Как-то он привез мне какую-то украинскую газетенку, в которой на 3 полосы была статья В. Черновила. Кто он такой? 
... Махровый украинский националист! Но суть статьи была о  бандеровщине, укрофашистах и прочей гадости, происходящей в его сдвинутой башке. Там еще делался вывод о том, что Украина – это территория до Урала… Бред! Я эту чушь внимательно прочитал, и сказал ему:
 - Олег! С такими взглядами, в скором времени эти придурки (не медицинский термин!), разведут нас тобой по окопам!
Он ответил, что этого не может быть. А что сейчас?
Еще он меня провоцировал вопросом:
- Вы за коммунистов или за демократов?
Я ему отвечал: - За коммунистов!
А на вопрос «почему?», - уточнял, что если победят демократы, - над коммунистами будут просто смеяться, но если победят коммунисты… Конечно, в этом ответе был сарказм и шутка, но он сразу смирял свой пыл.
 
Да! Ведь именно тогда, в 80-е, на мой взгляд, и формировалось все то, что у нас происходит сейчас.

Так опять про фото. За нашей спиной, здание музея боевой славы 107-й мсд, в котором и проходило это собрание. А слава эта закончилась в январе 1991-го... Как и пытались закончить все воспоминания об СССР.
Оказалось, это фото с чьей-то легкой руки уже не раз было опубликовано в Интернете. Но сейчас я хочу только об одном человеке на этом снимке.

Он стоит в центре снимка, в гражданской форме. По возрасту видно, что он гораздо старше нас. Назову его, дядя Миша, как звали его все наши сослуживцы. Когда я первый раз увидел его, он был в форме подполковника, и я, как младший по званию отдавал ему воинское приветствие.
Потом ребята сказали:
- Зачем ты с ним здороваешься? Он гражданский пенсионер?
Но потом, когда я узнал о дяде Мише подробнее, - мне всегда хотелось отдавать ему воинское приветствие!
Как-то спросил его:
- Дядя Миша! А зачем Вы ходите в военной форме? Вы ведь давно уже на пенсии!
Он ответил мне:
- А чтобы не рассыпаться!
У этого человека была непростая и очень трагичная судьба. Но о нем, может быть, напишу отдельную историю.

 
В 1986-м, после 5 лет службы в Монголии, я заменился в Прибалтийский военный округ. Когда в штабе округа меня спросили, где хочешь служить ответил, что в Калининградской области уже был, и хочу служить в одной из республик. Так я и попал в Вильнюс. О самой службе расскажу позже. Там тоже есть много интересного! А сейчас хочу вспомнить события 91-го.

Я тогда уже был начальником штаба дивизиона, и в моем дивизионе было примерно 60% солдат из республик Прибалтики. Зачем я на этом ставлю акцент? Об этом чуть ниже. Сейчас расскажу только об одном эпизоде.

Где-то в 89-м году осенью из учебки, ко мне пришел дальномерщик. По национальности, - эстонец. Когда я только с ним познакомился, - обомлел! Зрение у него было  - 7. Он носил очки, похожие на микроскопы. Тогда я сразу повел его к врачам-окулистам. Осмотрев его, они сделали вывод, что его нужно комиссовать. Комиссовали мы его почти полтора года. И уволился он только осенью 90-го. Когда его родители приехали за ним, привезли мне ящик ликера «Vana Tallinn». Я отказался от такой благодарности, но они узнали где я живу, и приволокли его ко мне домой и отдали жене.

С этим солдатом связана еще одна история. Он не выговаривал цифру «шесть». У него она звучала как «чест», «четсот» и т.д. Наш командир полка – Масхадов А.А. (тот самый!), тоже страдал этим невыговариванием. Как-то он рассказал мне, что для того, чтобы его понимали, он часами тренировался у зеркала, учась правильно произносить злополучную цифру. Этот метод исправления дикции я и предложил моему горе-дальномерщику.
Как-то на стрельбах… Командую ему:
- Дальномерщик! Доложить дальность!
Он докладывает:
- Три тысячи честсот честесят чест метров!
Все это слышит и Масхадов. Он обращается ко мне:
- Он что? Меня дразнит?
… Все, кто был на командном пункте, - попадали от смеха. Потом эту историю с «дразнилкой» мы неоднократно обхохатывали в кулуарах. Там еще есть несколько историй. Но сейчас я о другом.
Сама служба, как и быт в то время были непростыми. Первые 2 года с семьей жили в гостиницах города, платили за гостиницу из своего кармана. Вещи хранились в одной из транспортных машин в парке боевой техники. Только в 88-м получил комнату в общежитии на Вяркю 25-А.
 
 Сейчас его уже, по-моему, и нет! А тогда, это было супер! Масхадов тоже там жил с семьей на 1-м этаже. Тогда я получил эту комнату только потому, что готовился ехать в Афганистан.

Продукты тоже тогда были по талонам. Тут такая история. Наш нач. продовольственной службы, Миша, в 88-м должен был получать звание старшего лейтенанта. Звание положено обмыть! Мы начали его готовить к присвоению. Уговор был такой, что Миша «экономит» свои талоны на водку (2 бутылки в месяц!), чтобы к моменту присвоения звания иметь запас. Но в час празднования заготовок не хватило! Миша был снаряжен ночью для  похода на точку с целью подпольного приобретения недостающего до нормы спиртного.
Когда Миша вернулся, первыми его словами были:
-Только не бейте меня!!
Оказалось, что спиртное продавали цыгане на какой-то хате. Миша пришел к ним. Продавцы сказали, что где-то рядом облава, поэтому купля-продажа должна произойти очень быстро. Миша сунул им червонец, схватил врученный пакет и пулей вылетел из того дома, где отоваривался. И только при подходе к месту празднования своего звания он понял, что в пакете как-то не бутылочно звенит. Он открыл пакет и увидел там 2 пластиковые бутылочки пива и банку Дихлофо;са... С тем и пришел удрученно! Что оставалось делать! Мы согласились на пиво, а вот Дихлофо;с предложили употребить Мише. Посмеялись! Но это тоже ирония того времени!

А теперь о главном! В печати то, что случилось в Вильнюсе в 91-м, называли «репетицией августовского путча». Я не буду пересказывать хронологию событий того января. Вы можете почитать все это в сети. Единственное, что меня поражает и настораживает во всем этом, - неутихающая волна лжи, недомолвок, искажения фактов которые я вычитал из источников про события декабря 90-го, января 91-го в Вильнюсе. Генерал Варенников и заместитель министра обороны Ачалов были в это время в Вильнюсе. Помню, что я их видел на протяжении нескольких дней начала января, проходящими мимо казармы моего дивизиона в офицерскую столовую.
 
Кстати, ребята из «А», останавливались у нас в казарме на 1-м этаже перед событиями у телецентра… Туда же они вернулись ночью 13 января примерно в 5 утра, но уже без Виктора Шатских, предательски убитого в спину (я в этом уверен!) бандитом или наемником проамериканского «Саюдиса». Вечная память Виктору!.. Мне почему-то он запомнился в ту ночь. А лиц остальных ребят из группы «А» не помню. Хотя мы тогда немного пообщались…

До этого, еще 8-го января вечером, меня вызвал в штаб полковой командир. Это был не Масхадов. Масхадов в это время занимал должность начальника артиллерии дивизии. А этот командир, - назову его полковник Василий. Думаю, мои сослуживцы знают о ком идет речь. У него тоже есть своя военная, и даже политическая карьера и история в другой стране.
Так вот. Василий отдал мне распоряжение быть в готовности развернуть самоходную артиллерийскую батарею гаубиц 2С3, подготовить установки для открытия огня по площади у здания Верховного Совета Литвы. В это время колонна псковских десантников уже выдвигалась к Вильнюсу, а на площади шел многотысячный митинг. Разве не похоже это на события в Тбилиси?..

Я сразу стушевался. Спрашиваю:
- А команда на открытие огня будет в виде письменного приказа?
Услышал в ответ: - Нет! По радиостанции!
Чтобы Вы понимали, - это могло значить только одно. Вся ответственность за открытие огня ложится на меня! Я спросил тогда у полковника Василия:
- Вы ведь понимаете, что там многотысячная толпа, и в случае попадания (а я не промахивался!) хотя бы одного снаряда число жертв пойдет на тысячи!…
Молчание… - Идите!…
Когда вернулся в расположение, обрисовал полученное распоряжение командиру батареи, Гене. У него глаза пошли на выкат! Построили личный состав. Объяснил им, что в случае получения приказа мы должны будем открыть огонь по площади. Потом сказал:
- Кто не готов выполнить задачу, - выйти из строя!
Тишина, молчание. Опять повторил: « Кто не желает выполнять тот приказ, который может поступить, - могут подойти ко мне после построения!». Подал команду «Разойдись!»…
НИКТО НЕ ПОДОШЕЛ! ЗНАЧИТ, - ВСЕ БЫЛИ ГОТОВЫ К БОЮ! А я уже писал выше об особенностях национального состава дивизиона. С гордостью могу сказать, что наш дивизион, как и полк, возглавляемый тогда Масхадовым А.А., был тогда лучшим в округе! Об это как-нибудь отдельно расскажу…

И это правильно! Приказ не поступил! Все-таки, были трезвые головы во главе нашего руководства в той заварухе, в отличие от клики литовских националистов, которых науськивали из-за бугра! 
13 января был захват телецентра. Я непосредственно не участвовал в этих событиях. Но все мы были в готовности. Расскажу еще о нескольких эпизодов в связи с этими событиями. Почему-то о них молчат…

Первоначальная сводка о погибших была значительнее. В те январские дни ходили слухи, об этом писали в газетах (я что-то этих газет сейчас не могу найти в Интернете!), что при штурме телецентра погибло то ли 54 то ли 68 человек… На деле все оказалось не так! Но я хорошо запомнил ситуацию, когда к нам пришла женщина в те дни, - вдова бывшего майора. Он был начальником клуба у нас.  За год или 2 до этих событий был уволен (злоупотребление алкоголем). Тогда эта вдова слезно просила забрать тело мужа из того места, куда свозили всех «жертв» с телецентра. Когда разобрались, - оказалось, что он 12 января пьяный переходил дорогу в неположенном месте, и его сбила машина. Жертва оккупантов? Разобрались! Еле забрали тело горемыки…

У меня был командир батареи. Назову его Шурик. Все сослуживцы тоже помнят о ком разговор. Как-то, уже в середине января, он рассказал историю, услышанную от его подруги. Она у него работала в детском доме в окрестностях Вильнюса. Ночью 8 января к ним в детский дом пригнали 2 автобуса «Икарус». Несколько ребят спортивного вида начали пытаться грузить детей в эти автобусы. Это было примерно в 2 часа ночи. Крики, плач детей, вопли администрации детского дома «отрезвили» этих ребят. Старший мужичок, который прибыл с ними сказал, что с детьми будет все в порядке. Просто они должны пару часов побыть на площади у Верховного Совета. Девчонки из администрации еле отбили детей, мотивируя это тем, что у них нет теплой одежды…

А в это время колонна псковских десантников была уже на подъезде к Вильнюсу! Все понятно?..
Если бы вдруг десантники получили приказ разгонять демонстрацию, то наверное, и дети пострадали в первую очередь! Чьи дети? Литовские! А уж второй вопрос, что они без родителей. Как это напомнило мне те же события в Тбилиси! Когда десантники «бегали» с саперными лопатками за беременными женщинами, которые ночью тусовались на площади. Все по одному провокационному сценарию написано!
Вот, что я хотел сказать в канун годовщины январских событий в Вильнюсе. Потом еще хочу рассказать о нашем выводе из Вильнюса, о том как пытались уничтожить памятник дважды Героя Советского Союза И.Д. Черняховского. Там тоже все непросто было… Особенно в отношениях литовцев и поляков, свидетелем которых я невольно тогда стал.

Написано в январе 2023 года.