Глава 16. Советы самому себе

Анатолий Просняков
( Заключительная часть "Моей философии здоровья": http://proza.ru/2024/01/30/234)

Диагностика – важно!

Главный совет при желании устранить недомогание с помощью нестандартных средств: установить диагноз. Допустим, была боль в правом боку – наложил лист лопуха или капусты, боль стала стихать, но проблема ощущается: увеличение, тяжесть, жжение внутри. Проблема есть – нельзя затягивать. Лист лопуха в данном случае – доврачебная помощь. Есть специалисты – обращайся.

Геннадий Филиппыч как-то рассказывал, что в поликлинику привезли некий чудо-прибор для общей диагностики организма. Новинку решили испытывать вначале на врачах, но процедура была платная. Геннадий Филиппыч заплатил солидную сумму, ему сделали диагностику. Он мне весело рассказывал: «Анатолий Петрович, у меня выявили пять смертельных болезней, я пять раз должен был умереть, а я – живу!». Как говорится, дай бог здоровья и дальше!

У младшей дочери нога заболела, пошла к врачу – сделали рентген. Врач - молодой мужчина посмотрел фото и написал резюме: «некроз такого-то сустава», с рекомендацией «срочнейше» идти куда-то, чуть ли не на операцию. Дочь показала мне это. Девушке было лет 20, какой некроз? У нее, бывало, болели ноги в период активного роста, возможно, было связано с плохой экологией в городе. Я натирал настойкой багульника (который цветет розовым, рододендрон даурский), только это помогало. Мне не надо фото, она стоит передо мной – сустав заныл. Прекрасно помню, как она билась копчиком на наших детских горках, на которых убиться можно. Травмы есть, для этого детство и существует. Но некроз – это омертвление тканей. Если врач такое пишет, то какое лечение будет? Сказал ей никуда не ходить, фото оставить на память. Так и сделала. Все само прошло, как и положено у молодого организма.

До этого была история диагностики с преувеличением, сейчас – наоборот. Получил я травму левого плеча, поскользнувшись на ледяной ямке. Обратился к травматологу в железнодорожной клинике с просьбой отправить на томографию. Там была очередь. Направил на рентген, сделал вывод, что возрастной артроз, назначил массаж и электрофорез. Я всегда слушаюсь врачей, потому что считаю, что слишком субъективно к ним отношусь, несправедливо. Обе процедуры довели мое плечо до невыносимых болей. Очередь подошла, сделал МРТ. Заведующая отделением, посмотрев, схватилась за голову (так и было). Лечением медики еще больше усугубили мое нездоровье. Теперь зная диагноз, что мне и требовалось вначале, прекратил эти муки. Это был дневной стационар: ходил с работы в свободное время. Травматолог-мужчина, прощаясь, сказал, что такое за всю жизнь не вылечу. Не сомневаюсь: с таким врачом и жизнь была бы недолгой. Я вылечил (вернее, оздоровил) плечо за 10 месяцев, используя два курорта (один - дикий) и целебные травы. У врачей я был в конце января, в ноябре почувствовал, что сустав восстановился.

У нас в городе Ш. диагнозы ставятся врачами без использования аппаратуры, анализов, тестов и прочих глупостей. Настолько они гениальны. Еще в советское время повел я свою жену-истеричку к психиатру по фамилии Образцов. Он поглядел на обоих, послушав меня, сразу сказал диагноз: «Это у вас – семейные разборки». Пришлось уйти, не солоно хлебавши, и мучиться всю семейную жизнь.

В этом же городе маму, жившую у брата, увезли в больницу из-за сильного отека живота. В приемном покое дежурил хирург. Он направил ее на операцию. В палате ее готовили. Пришел я проведать. Сижу у нее. Вызывают меня к врачу, надо дать согласие на операцию. Спрашиваю: «А зачем? У нее – водянка. Может, мочегонное дать?».
- Какая водянка! – скривился хирург от моего невежества. – У нее – асцит! Если не сделать прокол, то завтра будет все!
- Что будет? – не понял я.
- Все!
Я пожал плечами, не зная, что сказать. Вернувшись в палату, сказал маме, что я против любых операций, «но ты сама решай».
Мама сказала, что тоже - против. Пришлось покинуть обитель. Довез маму до квартиры брата. Затем у себя сделал мочегонный чай из трав, принес ей. Я работал в Иркутске, с раннего утра до вечера отсутствовал, и не мог часто посещать. Вначале ей стало лучше, но отвар кончился, опять начался отек. Вновь ее увезли в тот же приемный покой.
В приемном покое дежурил терапевт. Он отправил маму в палату. Поставил капельницу с мочегонным средством; жидкость, накопившая в брюшине, удалилась естественным путем. О чем я и просил хирурга. Маме был 91 год. До сих пор не понимаю, что имел в виду хирург под словом «ВСЁ!». Это загадка. Но диагноз он сказал верно: асцит. Я тоже сказал правильно: водянка. Эти понятия идентичны. Если человека научили латинизмам, это не означает, что он стал врачом.

В этом же городе есть алюминиевый завод, где я работал в отделе инженером. Заболел зуб. Женщины из отдела посоветовали к лучшему зубному врачу заводской поликлиники. Записался к этой женщине. Она просверлила, дернула неудачно, сверло сломалось. Полчаса она пыхтела, пытаясь вытащить. Не смогла. Нисколько не сомневаясь, замазала зуб, сказала два часа не есть, ну, как положено. Врач всегда - без исключения - считает, что пациент идиот. Но я не подал вида, что понимаю. Нормальный человек пошел бы к главврачу, но я всегда с врачами вел себя лояльно, проверяя их на определенные качества - как эксперимент. Прошло полгода - зуб заболел. Я ждал этого раньше. Действительно - лучший стоматолог. Записался, понятно, к ней. Она отправила на рентген. Принес фото. Посмотрела и спрашивает грозно: "А что у вас там такое? Кто вам делал?". Я пожимаю плечами. Она открывает, ворча что-то про себя, медкнижку, и вдруг затихла. Тихонько стала готовить все блюда (цемент и прочее), видимо, психологически готовилась к атаке - вспомнила. Главное, она забыла! Я-то, наивный, думал: женщина переживает, что так неудачно получилось! Ведь сверла оставляют не часто в зубах пациентов, а вдруг - часто? Подготовилась - выдернула, запломбировала, не сказав ни слова.

В этой же заводской поликлинике проходил профосмотр. Эндокринолог - мужчина под два метра ростом, объемный, рыхлый, бледный и басистый, явно эндокринные нарушения в организме. Записал в книжку, сказал встать. Я встал. Он стал щупать щитовидную железу. Кстати, это единственный случай в моей жизни, когда эндокринолог щупал пальцами железу, считаю такое недопустимым. Главное - впереди. Дверь открывается, заглядывает миловидная медсестра. Мы с ней были знакомы - она отвечала за медицинские весы, а я вел учет и возил их на поверку в Иркутск. Наш эндокринолог оборачивается к ней, весело беседует, забыв обо мне, но рука его сжала до предела мое горло и щитовидку. Я не мог вырваться. Хорошо, медсестра сказала: "Ты его задушишь!". Тогда только он отпустил. После этого дня три я своими методами восстанавливал здоровье железы, но боль еще долго чувствовалась.

Так ставят диагнозы в нашем городе. Задушить, чтобы поставить диагноз: "Здоров".
Если вы читали о приключениях бравого солдата Швейка, то данный эндокринолог - копия солдата Швейка, только больше размерами. Манеры и поведение - те же. Швейку, если вы не читали, врачи поставили диагноз "Идиот".
В китайской медицине другие этические правила. Специалист не имеет права дотрагиваться до пациента: только пальцами ощущать пульс на запястье пациента и глядеть ему в глаза. Дополнительно врач оценивает походку пациента, когда тот подходит к нему. Этого достаточно для постановки диагноза.
В Таиланде, когда был на Пхукете, специально поехал на экскурсию в клинику китайской медицины. Туристам делали бесплатно диагностику. Я тоже решил испытать себя. Китаянка, женщина лет тридцати на вид, в белом халате посадила меня рядом, взяла за руку и, глядя в глаза, стала на ломаном русском языке говорить о пульсе - это я не понял. Потом сказала, что у меня склеротические изменения в мозге, хотя и небольшие, но приводят к головным болям. Это было правильно. Есть изменения в почках, особенно в левой. Тоже было верным - левая почка иногда беспокоила, а в целом я старался придерживаться бессолевой диеты именно из-за почек. Еще сказала, что простата слегка увеличена. Здесь я задумался. Диагностика в железнодорожной клинике всегда показывала, что простата у меня в норме. Тут я решил, что китаянка намекает, что желательно пройти курс профилактики. Но этого в планах не было, да и китайская клиника находилась в неудобном месте. Это надо ездить на "тук-туке" или брать местных байкеров.
В основном, диагнозы были верные. А, может быть, и все - нормы в европейской и китайской медицинах совершенно разные. То, что у нас нормально, у них уже неважно. Сама диагностика оставляет приятное чувство, проходит спокойно, благожелательно, пальцы диагноста лежат мягко на моем запястье, глаза смотрят мне в глаза - диагноз поставлен. Только в страшном сне может привидеться, как китаянка хватает меня за горло и душит. А у нас это - в порядке вещей.

В железнодорожной больнице, куда послали после медосмотра, считая, что низкий гемоглобин, мне делали комплекс исследований: ФГС, колоноскопия, анализы. Гемоглобин был - 118. Если учитывать, что я регулярно голодал - раз в неделю, мясо практически не ел, чувствовал себя нормально, то мои показатели были в норме. Об этом говорит руководитель Школы здоровья Надежда Семенова в книге "Мы и паразиты", стр. 151, данные в таблице: норма гемоглобина 110-160 для мужчин и женщин. Она же утверждает, как специалист, что гемоглобин будет ниже показателя 100, если кишечник очищен от паразитов, это будет нормой. Официальные нормы на сайте "Здоровье": "У мужчин норма гемоглобина в крови составляет 130-160 ммоль/л, а у женщин – 120-140 ммоль/л. Норма гемоглобина в крови у мужчин старше пятидесяти лет составляет 117-138 ммоль/л".
Я был старше 50 лет, показатель даже официально входил в норму. Но врачам захотелось посмотреть, что у меня внутри.

В горло вставили шланг, через который идет глазок видеокамеры с кабелем в виде шнура, я наблюдал на экране. В конце концов кишка встала под прямым углом. Диагност-мужчина средних лет стал долбить шнуром, чтобы прошло дальше. Шнур жесткий, а кишка мягкая. Оставалось сантиметров десять до нормы прохода. Он стал долбить так, как сантехники чистят тросиком трубы, вдобавок чертыхаясь. Я стал извиваться, издавать звуки, показывая, что больно. Сказать не мог – горло было забито трубкой. Он не сразу прекратил. Но вдруг сказал: «Да черт с ним!» и стал вытаскивать. Я понял, что мои ангелы, знающие, что мой срок не подошел, стукнули ему в темечко. Старшая моя сестра Галя говорила, что у меня два ангела. Видимо, один из них не вытерпел. Было это лет десять назад. Память у меня плохая, но такое можно забыть?

Более свежий пример. В разгар эпидемии коронавируса я с температурой под сорок лежал в постели. Пришла участковый врач Баранова в костюме космонавта. Я попросил сделать тест на коронавирус. Было начало июня 2020 года. Она поглядела на меня, сидящего на постели, встать не мог, и сказала: «У вас не коронавирус, а просто вирус!». Через два дня она меня выписала с больничного листа с фразой: «Вы же себя считаете здоровым» - только из-за того, что я не мог сходить в аптеку, чтобы закупить длинный перечень лекарств на данной мне бумажке (не рецепте). Я не мог ни есть ни пить. В таком виде был на приеме. Для меня голодание всегда на пользу – видимо, она почуяла. Когда в бане рассказал, что болел весь июнь барановирусом, иркутяне заинтересовались. Они меня критиковали, что в парной содой парился. Я пояснил, что у нас новый тип вируса, симптомы и последствия полностью совпадают с коронавирусом, назван по имени автора. Через месяц этот термин уже носился по всему свету. Правда, смысл в него вкладывали уже другой. Мой «барановирус» - свидетельство черствости и невежества конкретного врача.

Подобные истории не означают, что диагностика порочна. Надо быть настойчивей. Перед посещением врачей консультироваться в Интернете, у знающих людей. Сейчас аппаратура настолько совершенна, что захочешь скрыть что-то – не получится!
Хотя бывает иногда, что диагноз не могут поставить даже на современной аппаратуре.
 
Пример двухлетней давности. Женщине стало плохо. Вызвал «Скорую», повезли на диагностику. У нас – новенький центр с современнейшим оборудованием. Сделали томографию. Ничего не выявили. Дело было в полночь. Повезли в областную больницу. Практически это был живой труп. Имелись внешние признаки инсульта, как подсказал обслуживающий персонал центра. Человек ничего не узнавал, не говорил, идти не мог самостоятельно, нога «подволакивалась». ПЦР-тест был отрицательный. Температура 37,0 - по меркам ВОЗ считается нормой. В половине четвертого утра «Скорая» привезла ее домой с диагнозом «Здорова или Симулянт». Мне сказали и то и другое. Еще сказали, что диагноза нет. Бумаг не дали. При выгрузке санитар чуть не сломал ей ногу – решили выгрузить через боковую дверь. Когда назвал их «фашистами» и спросил, почему не работает обычный выход для неходячих больных и носилок, тогда открыли выход. Все работало.

С шести утра до шести вечера мне пришлось возвращать труп из небытия: поставить диагноз, придумать систему лечения и реабилитации, не считая ухода, все расписал по минутам и записывал действия. Задача была поставлена: оздоровить за три дня. Поил настойками, делал различный массаж. К вечеру (в течение 12 часов) она уже стала узнавать меня, вспоминать детей и внуков (тренировал мозг ей вопросами и задачами).
Когда сознание отсутствует (у детей или в этом случае), мое лечение идет оперативно, без помех, соответственно, и оздоровление происходит быстрее.
К моей удаче вечером ее забрала дочь – практически в нормальном состоянии. Этот случай в моей практике считаю выдающимся успехом народной медицины. Подобный успех еще был – восстановление тазобедренных суставов (измененных). Разумеется, никакие врачи не поверят, что было именно так, а не иначе (в обоих случаях). Исключения из этого правила есть: Галина Шаталова, Иван Неумывакин – известные врачи, ставшие скептиками в отношении официальной медицины. Уверен, что они подтвердили бы мои слова – о реабилитации здоровья данной женщины. Поведение санитаров – просто нервы. На них – белые халаты, как бы высокое предназначение, а зарплаты – низкие. Как тут не сломать ногу кому-нибудь!

Совет об использовании БАТ (биологических активных точек)
Точки первой помощи от китайской медицины могут не работать при воздействии пальцами. Обычно я их пробиваю ногтем с мужской силой. Усилие должно быть резким, так как узловая точка энергетического канала может находиться на отдалении от кожного покрова. Найдя точку, определив по характеру боли, что это она, необходимо зажать ее так сильно, что после нажатия будет оставаться темный (синий или черный) след, что говорит о правильном воздействии. Специалисты наоборот не рекомендуют, чтобы после проведения массажа точки оставался синяк. Если вы внимательно читали предыдущее, у меня все не так. Я заметил, что синяк или пятно на БАТ после воздействия быстро проходит. Зато первая помощь получается эффективной.

Допустим, в этом случае вы не удалили недомогание (например, кашель), то делаете вывод, что затор идет по ходу канала. Определяете по справочнику канал, находите ближайшие точки и массажируете или простукиваете точки и линии между точками – на конечностях это прямые линии между точками. То же самое делает электрик, проверяя электропроводку. Но бывает, что канал имеет извилины, поэтому лучше приобрести атлас каналов и меридианов человека в бумажном исполнении. В отличие от электронных версий вы найдете на атласе много интересного: появится возможность тренироваться самостоятельно, а консультации по сочетаниям точек можно получать в Интернете. В этом сонмище советов под названьем Интернет вы найдете много преувеличений: блогер будет расписывать любую из 400 (их больше) точек, как чудесную. Дело в том, что сочетание двух-трех точек может давать совокупный эффект на порядок выше. Такие сочетания может делать только опытный человек, изучивший каналы, их взаимодействие, а также физиологию человека. Поэтому лозунг мудрецов «Учиться, учиться и учиться!» для любителей китайской медицины актуален всю жизнь. Вполне может быть, что в последний день жизни мы скажем известную фразу Сократа, что знаем, что ничего не знаем. Главное, чтобы прошедшая жизнь была долгой и здоровой.

Дисбаланс энергии ци
Может случиться, что у вас холодные конечности, нос и уши, что говорит о дисбалансе энергии в организме. Обычно такое бывает при простудах, вирусных заболеваниях или как предвестник заболевания внутренних органов. В китайской медицине устраняют дисбаланс энергии массажем точек. Есть простое решение, придуманное мной. Для этого необходима электрическая плита. Делаю так: включаю конфорку до красного каления, приближаю нос близко и нагреваю, руками упираясь в безопасные места, поворачиваю голову – нагреваю по очереди уши, разогреваю ладони. Этот способ рассчитан на взрослых и разумных людей – так прогреваются биологически активные точки. Есть способ прогревания БАТ сигаретой мокса (из полыни). А здесь прогреваются несколько точек сразу.
Необходима предосторожность. Если у девушки длинные волосы, она решила вылечить насморк, что является быстрым и лучшим решением, забыв спрятать волосы под косынку, и они загорелись - будет виноват метод или девушка? Делайте выводы сами. В любом деле важна техника безопасности. Если вы решили погреть нос над газовой плитой, то надо, думаю, лечить не нос, а голову. Врачи ругают народную медицину не из-за того, что она отнимает потенциальных пациентов – их вполне достаточно, а из-за подобных случаев.
Способ оперативный, как и нагрев ног в горячей горчичной ванне. После процедуры надо одеться для сохранения энергии, чтобы продлить лечебный эффект.

Массаж пальцев
При массаже ступней и протирании настойками трав (чистотел, календула) кончики пальцев ног  ногтем указательного пальца надо зажимать до невыносимой боли, тем самым открывая ключи ножных каналов (меридианов). Достаточно ногтя – кончики пальцев очень чувствительны.
То же самое можно сказать в отношении пальцев рук. При массаже необходимо до боли ущемлять  кончики пальцев, а потом разминать весь палец. Так активируются ручные каналы.
Не случайно есть ненаучный метод профилактики инсульта: при первых признаках уколоть кончики пальцев иглой, чтобы выступила капля крови. В этом случае поражение инсультом будет минимальным.

Безопасный йод
Как выпить чайную ложку йода? Надо разбавить половину или полную чайную ложку настойки йода в литре молока (жирного кефира), размешать, пить по 2-3 столовых ложки два-три раза в день (или начинать со столовой ложки перед приемом пищи), хватит на 10-20 дней. Это профилактика многих заболеваний, в молоке йод безопасен, излишек выводится из организма. Это метод священника Флоренского. Курсы повторять при эпидемиях или два-три раза в год. Территория всей России является йододефицитной.

О селене
Так же, как с йодом, территория России является дефицитной в отношении селена. В 90-е годы Читинский мединститут разрабатывал препараты селена в виде жидких препаратов (селен в серной кислоте) с названием «Биоселен» и «Неоселен». Сейчас делают подобное: селен в соляной кислоте. Пенициллиновая баночка разбавлялась литром или половиной литра воды. Надо было пить 2 раза в день или один раз в день – для профилактики. Я сделал «Биоселен» в соответствии с прописью, некоторое время употреблял, потом как-то забылось. Для меня это был эксперимент. Стояло в шкафу на веранде. А работал я тридцать лет назад на кабельном заводе – электромонтером в третьем цехе, где приходилось дышать вредными испарениями. И вот в какой-то момент почувствовал, что у меня растет на шее опухоль. Совершенно безболезненная. Это и настораживало. Первой мыслью было обратиться к врачу. Потом сказал себе: «Ты занимаешься народной медициной - думай». Три дня я думал – опухоль росла. Я придумал. Достал банку с селеном, пил три дня по столовой ложке три раза в день. То есть, увеличил максимальную дозу в полтора раза. Через три дня опухоль прошла. Я продолжал  принимать и дальше – в качестве закрепления успеха и для профилактики, но в меньшей дозе.
С тех пор уверен, что селен необходим организму. Какое-то время принимал «Неоселен», разведя так же, как и «Биоселен», но эффекта не почувствовал. При профилактике эффект – нечто эфемерное, как понять: есть или нет? Одна баночка осталась. Срок годности истек 20 лет назад. Вот и думаю: развести или нет? Зато  постоянно ем чеснок, содержащий селен. Все-таки развел последнюю баночку и начал принимать.

Обязательность процедур
Если поставлена задача: быть здоровым, то каждое утро должны быть проведены процедуры. Желательно  вести запись обязательных процедур с датой: от и до.
При нехватке времени – минимум самых необходимых: утренняя зарядка, гигиена – обработка покраснений, шелушений на коже настойками чистотела или календулы, прием горячей воды, бальзамов (ферменты Болотова) или соков – в соответствии с выработанным режимом и независимо от состояния здоровья.
Исключение могут составлять только путешествия или командировки.

Проснуться вовремя
Если не можешь проснуться по причине бессонницы, болезненного состояния или недостаточного времени для сна, необходимо умыться утренней мочой, растирая уши и затылок с воротниковой зоной – для усиления кровотока к мозгу; такая процедура приведет к полной бодрости.

Литература, желательная для самообразования

Рекомендую литературу:
Г.П. Малахов «Здоровье человека»;
Кацудзо Ниши «Золотые правила здоровья»;
Б. Болотов «Бессмертие по Болотову» (разделы о восстановлении сердца и других органов),
Надежда Семенова «Очистись от паразитов» и «Счастье жить в чистом теле»,
И.П. Неумывакин «Бессмертен ли человек»,
Ричард Хитлман «Йога для здоровья».

Вкратце упомяну главное в этих книгах.

Г.П. Малахов: создание собственной программы оздоровления (определение конституции, питание, образ жизни, учет суточных биоритмов, оздоровительные системы и практики), очищение органов, полевой формы жизни; голодание, уринотерапия.

Кацудзо Ниши, правила здоровья: твердая постель, твердая подушка (валик), «золотая рыбка», питание позвоночника, упражнения для капилляров, смыкание стоп и ладоней, упражнения для спины и живота; принципы естественного оздоровления: воздух, вода, голодание.

Восстановление органов по Болотову: употреблять сердце (домашнего животного) перед баней (или печень, почки), в бане пить потогонный чай и квас, чтобы усилить обмен веществ. Для восстановления сердечной мышцы после инфаркта – массаж тела и употребление фермента (чистотела или заячьей капусты, каланхоэ или другой травы), употреблять морскую капусту, через месяц начинать посещение сауны и так далее.

Надежда Семенова: основой экологии организма является кремний, который пожирают паразиты. Автор определяет СПИД и рак как паразитарные заболевания. Паразиты являются причиной не только физических, но и психических заболеваний. У автора имеется собственная школа здоровья. В книге указаны основные правила для желающих быть здоровыми. Приводится подробный анализ паразитов. Описаны позы йоги для здоровья, парадоксальная гимнастика Стрельниковой, рецепты питания. Во второй книге: вопросы и ответы на темы очищения организма, макробиотики, раздельного питания, уринотерапии и медитации.

Иван Неумывакин: почему болеют люди, в чем причина аутоиммунных заболеваний, процесс питания и иммунитет, правильное питание, дыхание, биокальций – здоровье без таблеток, природные лекари (проростки пшеницы, пчелиный мед, хрен должен расти на каждом садовом участке, соки овощей, йод). Он приводит пример, что по данным американских исследований у 60% хронических больных и 100% больных рассеянным склерозом обнаружены глистные инвазии, особенно это относится к владельцам домашних животных. Его метод излечения – перекись водорода.

Ричард Хитлман: утверждает, что йога не религия, но является прародительницей всех систем и методов самосовершенствования. Изобретатели йоги знали намного лучше нас, современных людей, как сделать так, чтобы организм человека функционировал, как прекрасный и точный инструмент. Занятия йогой выявят способность организма к самоперестройке. Используя книгу в качестве гида, как обещает автор, мы сможем стать стройными и подтянутыми, обретем изящность и красоту, гибкость и эластичность, станем уверенными и жизнерадостными.
Особенно хорошо расписана стойка на голове. Я всегда делал ее неправильно.
Эту книжку, и всё в списке, вы сможете найти в моей дачной библиотеке. А если до моей дачи далеко добираться, то поисковик всегда рядом: за две минуты найдете в Интернете все интересное, не отрываясь от чашки с травяным чаем.

Какую воду пить?

Теперь – о самом лучшем и надежном напитке, проверенном моими внуками. Они не пьют никаких чаев – ни травяных ни черных, ни зеленых. Они пьют чистую байкальскую воду. Даже пьют просто из-под крана – в городе Ангарске, потому что в городах близ Ангары вода – байкальская, по пути в реке (60-100 км) попадают примеси, но они очищаются фильтром в квартире. Байкальская вода – слабоминерализованная, в советское время считалась не очень хорошей только из-за этого качества. Советская медицина считала, что минералы в виде солей из воды усваиваются организмом и, тем самым, оказывают ему пользу. На самом деле все иначе. Чем больше жесткость воды, тем больше солей в виде нерастворимых соединений оседают в организме, нанося ему вред.

Это доказал Поль Брэгг, американский натуропат. Сам он пил только дистиллированную воду. Даже на горных ледниках выпаривал себе дистиллят, хотя горный лед – это чистейшая вода. Погиб он в 94 года, катаясь на виндсерфинге – на доске по морским волнам. Вскрытие показало, что у него было тело 16-летнего юноши.
13 лет назад я был в Харькове в гостях у племянницы Ирины. До приезда у нее был приступ инсульта. Я заметил, что в чайнике, куда налил воды, находится толстый слой отложений. Разумеется, сразу объяснил Ирине причину ее инсульта – в жесткой воде. Написал в письменном виде свои рекомендации – с собой были книги Болотова и Брэгга. Солевые отложения забивают капилляры в головном мозгу, что приводит к их закупорке. К сожалению, для дистиллированной воды необходима установка, этим надо заниматься. Все осталось по-прежнему. Через несколько лет Ирина умерла, хотя ей было около 55 лет. Такая же история была с Полем Брэггом, у которого умерли отец и дядя в возрасте 50 лет, хотя оба занимались спортом. Вскрытие показало, что их сосуды были забиты твердыми отложениями. Именно поэтому Брэгг стал химиком, изучал натуральные методы лечения и создал собственную систему оздоровления. По Брэггу, минералы (макро- и микроэлементы) организм человека должен получать из фруктово-овощных соков.

Кстати говоря, мои внуки, кроме воды, любят пить фруктовые соки. Организм детей, не испорченный воспитанием, лучше разбирается, что необходимо для здоровья. Пожалуй, нам надо брать с детей пример. К сожалению, не все люди, взрослея, сохраняют свои привычки.
Итак, воду пить (отдельно от пищи) необходимо дистиллированную, если жесткость воды велика, или кипяченую, в которой меньше растворимых солей. Кроме воды, употреблять фруктовые и овощные соки.

Вредна ли поваренная соль?

Врачи-диетологи утверждают, что соль можно употреблять в ограниченном объеме.
Поль Брэгг категорически был против употребления соли, доказывая это собственным примером.

Поль Брэгг:

                «Мой переход через Долину смерти в Калифорнии.
   Чтобы  доказать, что в жару соль совершенно не нужна, я отправился в
Долину смерти в Калифорнию, одно из мест с наиболее жарким климатом на Земле в июле и августе.  Для начала я нанял 10 молодых спортсменов из колледжа для перехода от Фернес-Крик-Ранчо в Долине смерти до Стоувпайп Уэллс, что составляет приблизительно 48 километров. Я снабдил спортсменов солевыми таблетками и водой, которая может им понадобиться.
Фургон, который сопровождал их, был набит пищей на  любой вкус: хлеб, булочки, крекеры, сыр, тушенка, сосиски. При  желании  в  любой продукт  было  можно добавить соли. Для себя я  вообще  не взял  соли, и в течение всего  перехода голодал. 
   Эксперимент  начался в  конце  июля.  Термометр показывал  плюс 41
градус  по  Цельсию.  Мы  стартовали  в  начале   девятого  утра.  Чем  выше
поднималось солнце, тем более жестокой становилась жара, ртуть на термометре ползла вверх и  достигла, наконец,  к полудню 54 градуса. Сухой жар, который, казалось, нас расплавлял.
    Ребята  глотали солевые таблетки, вливали в себя кварты холодной  воды.
За завтраком они ели сандвичи с ветчиной и сыром,  пили колу. После ленча мы
отдохнули полчаса  и  продолжили  поход  по  раскаленным  пескам.  Вскоре  с
сильными здоровыми  ребятами стали происходить странные вещи. Сначала  троих из  них  стошнило,  они почувствовали себя плохо, побледнели, и ими овладела страшная слабость. Их отправили в  Фернес-Крик-Ранчо в плохом  состоянии.
Но семеро  остальных  продолжали  эксперимент.  Они  по-прежнему  пили  большое количество воды и принимали много солевых таблеток. Затем неожиданно  пятеро из них  почувствовали спазмы желудка,  и им  стало дурно.
Этих пятерых также отправили на ранчо. Осталось двое из десяти. Было уже четыре часа пополудни, и безжалостное  солнце  нещадно  пекло наши  спины. Почти  одновременно двое ребят  упали от теплового удара и были  доставлены на ранчо,  где им оказали медицинскую помощь.
     Только тот, кто не принимал соль, завершил этот поход.
     Это  был  великий дед Брэгг! Я остался  на дистанции  один и чувствовал
себя свежим, как маргаритка!  Я  не только  не  принимал соль,  но и  вообще
обошелся  без пищи, так как голодал и пил только теплую воду, когда хотел. Я
закончил  переход  за 10, 5  часа  и  не  ощутил  никаких признаков  плохого
самочувствия.  Переночевал  в палатке, а наутро проделал обратный маршрут на
ранчо, опять без всякой пищи и солевых таблеток.
     Врачи  меня  тщательно  обследовали  и  нашли,  что  я  в  превосходном
состоянии. Я  готов повторить  этот  эксперимент  в Долине  смерти  для  тех
ученых, которые захотят исследовать влияние соли на организм».


Борис Болотов использует соль в оздоровлении организма – например, в увеличении молодых клеток по отношению к старым. Для этого необходимо вызвать выделение желудочных ферментов – пепсинов, которые, попадая в кровь, разносятся по всему организму и переваривают старые и поврежденные клетки, не причиняя вреда молодым и здоровым клеткам. Это он называет Первым законом здоровья. А для стимуляции выделения желудочного сока необходимо употреблять растения определенного типа (точнее метод – в его книгах).

Существуют простые методы, вот один из них.
«1 г соли положить на язык на несколько минут и проглотить соленую слюну. Процедуру делают сразу после еды, а также через час после приема пищи. В течение дня можно повторять до 10 раз. Можно употреблять подсоленные, а также квашеные овощи и фрукты. Причем, подсаливать надо и арбузы и дыни и творог, и сливочное масло, и сметану. Растительное масло желательно временно не употреблять».
Второй способ тоже – с употреблением поваренной соли.
Для стимуляции желудочного сока используют также острые приправы: горчицу, перец, хрен, редьку и прочее. Но суть методов в том, что соль для Болотова – важное вещество в оздоровлении. Поль Брэгг – противник соли, считавший, что при правильном питании ее хватает в пище.

Мое мнение: соль NCl – хлористый натрий при попадании в жидкую среду желудка расщепляется на ионы, как и соляная кислота HCl. По сути, они действуют в желудке идентично. Соляная кислота необходима для здоровья желудка и организма. Помню, в Саратове была эпидемия холеры, в каждом предприятии общепита – столовых, пельменных – стояли графины с раствором соляной кислоты. Ее можно было заменить на солевой раствор. Оба вещества убивают холерный вибрион.
Представим, если в организме будет недостаток соляной кислоты, то он будет иметь возможность заразиться инфекцией. Острые приправы и соль предохраняют от инфекционных болезней.
Поэтому совет Болотова употреблять соль при некоторых недомоганиях (изжоге, икоте) считаю заслуживающим доверия. Что касается Поля Брэгга, то его питание отличалось от нашего. Думаю, что в его фруктах было много натрия. Что полезно американцу, русскому будет вредно.

Разумеется, наши диетологи правы: в питании поваренную соль ограничивать до нормы, а в лечении или профилактике по Болотову использовать курсами. Соль важна для консервации продуктов. Без соли нет жизни. Бессолевые диеты необходимы больным людям, а условно здоровые должны относиться к употреблению соли разумно.
Ведь не зря в народе – много поговорок о соли.

А в чем соль?