Что такое капитализм, социализм

Владимир Леонов
Удивительно, как сегодня многие «серьёзные учёные», эксперты на центральных каналах российского ТВ говорят о  "никуда не годной идее социализма", формулируя свою оценку на основе того, что "социализм приказал долго жить во многих странах с разными стартовыми позициями, разными условиями, разными руководителями и т.д."

А то, что во всех этих странах были извращены принципы социализма, то это, мол, говорит только о том, что эти принципы не жизнестойкие.
При этом все они уходят от того, чтобы дать определения тому, что они обсуждают, например, что такое капитализм, социализм, поскольку, мол, классики марксизма ошиблись, и сформулированные ими способы производства (социально-экономические формации) не существуют.

А если и пытаются дать свои определения, то они поражают своей безграмотностью.

Хотя на самом деле всё очень просто, если учесть, что социально-экономические формации, в том числе капитализм и социализм, есть   лишь способы хозяйственной деятельности человечества. И, исходя из этого, их определения можно получить достаточно просто. Что мною было сделано в статье  http://proza.ru/2023/02/23/1555. Но поскольку  данная статья весьма объёмная (как сейчас говорят: «слишком много букв»), и посвящена рассмотрению более сложных вопросов, то публикуемую статью посвятим только тому, что представляют собой социально-экономические формации.

Чтобы существовать, человечеству необходимо удовлетворять свои потребности, и оно взаимодействует с окружающей средой, разрешая имеющиеся противоречия. Введём понятие потребность, учитывая, что это только та надобность (нужда), для удовлетворения которой необходимы затраты труда.    
      ПОТРЕБНОСТЬ – противоречие между человечеством (человеком или любой общностью людей) и окружающей средой, которое разрешается ТРУДОМ, создающим необходимые продукты, потребляемые людьми. Именно определяемые таким образом «потребности» и являются обобщением всех эмпирических фактов экономической жизни. 

Как известно, ТРУД содержит так называемые «простые моменты»: НЕПОСРЕДСТВЕННО ТРУД - деятельность людей по превращению предметов труда в продукты (предметы) потребления; ПРЕДМЕТЫ ТРУДА - объекты, на которые направлен труд; ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - средства труда (орудия, при помощи которых совершается труд) и занятые в производстве люди, обладающие определёнными знаниями, имеющими трудовые навыки и производственный опыт; ПРОДУКТЫ (ПРЕДМЕТЫ) ПОТРЕБЛЕНИЯ -  созданные трудом вещи, услуги, потребляемые людьми.

При этом потребляемые вещи могут быть созданы либо с использованием труда, либо только природой (без затрат труда).  В последнем случае потребность в экономическом смысле не возникает. Например, в обычных условиях для дыхания человеку не надо затрачивать труд, но чтобы под водой дышать, водолазу требуется подавать воздух, который в данном случае становится продуктом потребления, созданным трудом, то есть, возникает потребность.

Услуги создаются трудом по обслуживанию людей.

   Исходя из данного определения «потребность», выделяется структура потребностей, включающая семь видов продуктов потребления: три из них – в сфере вещественных предметов потребления (человеку непосредственно необходимы пища, одежда и жилье со всей инженерной инфраструктурой, средствами связи и сообщений), и четыре – услуги с сопутствующими им предметами потребления в сферах здравоохранения, образования и воспитания, безопасности и свободного времени (предоставления возможностей отдыха, просвещения, деятельно-творческого самовыражения и удовлетворения культурных потребностей).

Эти виды продуктов потребления удовлетворяют потребности человека в питании, защите от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды (и от других людей), потребности в общении, передвижении и совместной деятельности, потребности быть здоровым, подготовленным к труду (образованным и трудоспособным) и т.д.

      В процессе трудовой деятельности по удовлетворению потребностей человечество осуществляет хозяйствование и создаёт способ производства. ХОЗЯЙСТВОВАНИЕ – трудовая деятельность человечества, которая заключается в приобретении предметов труда, в производстве средств производства и продуктов потребления и потреблении продуктов потребления.
Определение способу производства дадим позже.

       Поскольку хозяйствование осуществляется людьми, объединёнными определёнными обстоятельствами и в определённых рамках, то введём следующие понятия:
- ЕДИНИЦА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ - самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий необходимыми ему производительными силами, предметами труда и предметами потребления, принадлежащий своему собственнику;
- СОБСТВЕННОСТЬ - единица хозяйствования, которая взаимодействует с другими единицами хозяйствования.

      Именно эти понятия определяют всё многообразие экономической деятельности людей. Поскольку она осуществляется именно в рамках единиц хозяйствования.

      В данном случае введено принципиально иное, отличное от общепринятого, понятие собственности, как единицы хозяйствования со всей инфраструктурой, принадлежащей своему либо единоличному, либо коллективному, либо государственному (общенародному) собственнику, и взаимодействующей с другими единицами хозяйствования.
 
      И вполне закономерно понятие собственности сужается до собственности единицы хозяйствования, а понятие собственник - до собственника единицы хозяйствования.

      Все виды собственности можно разделить на индивидуальную (личную), семейную, общинную, групповую (кооперативную), муниципальную, (всё это - виды частной собственности) и государственную (общенародную), которая у нас существует в виде федеральной собственности и собственности субъекта федерации.

      Каждая собственность принадлежит своему собственнику, который стремится использовать её с наибольшей для себя эффективностью, определяемой каким-либо соотношением между результатами хозяйственной деятельности и затратами (такой оценкой в каком-то частном случае может служить, например, прибыль).

      Каждому человеку потребны пища, одежда, другие вещи, находящиеся в  индивидуальной (личной) собственности. Семье потребны крыша над головой, предметы (вещи) для ведения домашнего (семейного) хозяйства, находящиеся в семейной собственности - собственности домохозяйства.               
Любому частному предприятию, в том числе акционерному обществу, необходимы производительные силы, предметы труда, и предметы потребления, находящиеся в индивидуальной или групповой собственности.
Населенному пункту потребны коммунальное хозяйство, системы образования и воспитания, здравоохранения, безопасности, проведения свободного времени и прочая муниципальная собственность.
Пока мир поделён на отдельные государства, каждому из них потребна государственная (общенародная) собственность, способная обеспечить удовлетворение потребностей этого государства.

Организация удовлетворения потребностей осуществляется собственниками, которые самостоятельно определяют хозяйствование и способ потребления (распределения) внутри своей собственности.

Основными элементами хозяйствования собственника являются ПРОИЗВОДСТВО (хозяйственная деятельность собственника по приобретению предметов труда, средств труда, созданию продуктов потребления и производительных сил) и ПОТРЕБЛЕНИЕ (хозяйственная деятельность собственника по приобретению, сбыту и непосредственному использованию, расходованию продуктов потребления для удовлетворения потребностей людей, имеющих отношение к этому виду собственности).

       Собственники между собой взаимодействуют на рынке. РЫНОК  – хозяйственная сфера взаимодействий между собственниками по приобретению и сбыту предметов труда, продуктов потребления и средств производства. Эту сферу также можно назвать сферой обмена: купли-продажи (торговли).

Рынок может быть неорганизованный (СВОБОДНЫЙ), когда собственник взаимодействует (обменивается, торгует) с заранее неизвестными другими собственниками и (или) у него нет гарантий, что приобретение и сбыт на рынке в запланированных номенклатуре, объеме, сроках поставок и цене предметов труда, продуктов потребления и средств производства состоится. И - ОРГАНИЗОВАННЫЙ, когда его деятельность на рынке осуществляется по заранее заключённому договору.

       Внутри собственности хозяйствование должно осуществляться по плану. ПЛАН – хозяйственная деятельность собственника по определению порядка выполнения функций собственника - http://proza.ru/2023/02/23/1555.  Причём, у каждого собственника обязательно должен существовать план в сфере производства. А в сфере внешнего потребления (на рынке) – номенклатура, объем предметов потребления и средств производства, предполагаемые сроки их поставок и цена, которые при организованном рынке подтверждаются договорами с другими собственниками.

Из данных определений следует, что единицы хозяйствования не могут быть «рыночными» или «плановыми», (как считают сегодня многие так называемые «учёные») поскольку рынок и план невозможно противопоставлять: рынок представляет собой сферу взаимодействий между собственниками, а план - характеризуют деятельность собственника по определению порядка выполнения функций собственника.

В любой собственности (единице хозяйствования) существует СПОСОБ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ  (предметов потребления), содержащий и  стимулы к труду.

Рассмотрим, наконец, СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – трудовая деятельность человечества, состоящая в определенном соединении труда, предметов труда и средств труда, при котором в процессе производства предметов потребления формируются определенные виды собственности и распределения, зависящие от уровня развития производительных сил.

При формировании того или иного способа производства проявляются  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМАЦИИ (от ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ до КОММУНИЗМА).     Уровень развития производительных сил, определяющий  тот или иной способ производства и социально-экономическую формацию, характеризуется степенью общественного разделения труда и развитием средств труда, прежде всего техники, а также степенью развития производственных навыков и научных знаний.

Из вышеизложенного следует, что социально-экономические формации должны определяться видами преобладающей в обществе собственности (единиц хозяйствования) и уровнем развития производительных сил.

Первобытно-общинный строй - аграрно-ремесленный способ производства преимущественно с общинной собственностью.

Рабовладельческий строй - аграрно-ремесленный способ производства преимущественно с частной собственностью, использующей труд рабов.

Феодализм - аграрно-ремесленный способ производства преимущественно с собственностью домовладений, основанных на землевладении.

Капитализм - индустриальный способ производства  преимущественно с частной собственностью.

То есть, при капитализме существует множество частных собственников и собственник государство, которые взаимодействуют между собой на рынке посредством купли-продажи предметов труда, средств труда, продуктов потребления – товаров. При этом каждый из них стремится обеспечить себе максимальную эффективность - прибыль. Но для того, чтобы исполнять функции собственника, каждый из них внутри своей собственности действует по плану.

Социализм – индустриальный способ производства преимущественно с государственной (общенародной) собственностью и приоритетом интересов рабочего класса и трудящихся.

Из данных определений следует, что капитализм и социализм, как способы хозяйственной деятельности человечества, отличаются, в первую очередь, лишь тем, что при социализме государственная собственность существенно преобладает, а государственный аппарат руководствуется доктриной  защиты интересов рабочего класса и трудящихся.

При социализме основное производство подчинено общенародному собственнику (в лице верховного представителя государства), который выполняет свои функции собственника и организует производство для удовлетворения народных потребностей. Естественно, внутри этой единицы собственности рынка нет, поскольку рынок существует только между собственниками. Каждое из производящих средства производства и продукты потребления предприятий – это цеха единой фабрики. И, естественно, все хозяйство подчинено единому государственному плану.

Напомним известное  определение, которое пока никто не опроверг. Классы – возникающие в зависимости от способа производства группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию их места в хозяйствовании.

Теперь о том, почему социализм должен опираться на приоритет интересов «рабочего класса» (в трактовке классиков марксизма - на «диктатуру пролетариата», в те времена слово «диктатура» означало «приоритет»). 

Дело в том, что мир (и современный тоже) делится на рабочих и нерабочих уже потому, что место рабочего никто добровольно занять не хочет. Эксплуатация рабочих нерабочими столь велика, что ведёт к сокращению самой продолжительности жизни рабочих. В целом во всём мире рабочие в среднем живут на треть меньше, чем их эксплуататоры. Всё это в значительной мере связано с условиями труда.

Казалось бы, это – невыгодно всем, ведь теряются обученные руки, которые многое могли бы ещё произвести. Но общество делает вид, что оно этого не видит: не быть самому занятым в материальном производстве – дороже. Поэтому у рабочих свои интересы, которыми они противопоставлены прочим, не желающим быть привлечёнными к материальному труду.

Социальный бандитизм – таково отношение общества к рабочему классу. Рабочий не просто ограблен. Он подлинный раб в производстве. Рабочий класс, производитель всех материальных благ на земле, сегодня гибнет, оттесняемый на задворки общества. Он подавлен экономически, бессловесен политически, вырождается физически, умирает духовно.
 
Сегодня всё сделано так, что всегда одни везут, другие погоняют, одни кормят, другие едят, ничего не давая взамен. Для одних жизнь – вечный труд, монотонный, жёстко занормированный, тягостный, убивающий. Для других, что ни день – праздник: с наращиванием знаний, занятиями искусствами, наукой, спортом, с увлекательными поездками, с приятным общением в ресторанах и офисах. При этом первые вечно копошатся в грязи, чтобы другим было комфортно. Получается, что в этом мире одни живут за счёт других. Рабочие фактически жертвуют господам свою жизнь – единственную и неповторимую.

Всякая группа людей стремится к сплочению. И это естественно. Вместе легче решить проблемы, отстоять свою корысть. Цель почти всякого объединения людей – это делёж и переделёж того, что в невыносимых условиях чужими руками и ценой чужой жизни произведено.

У нас в стране захребетники рабочего класса ежегодно плодятся сотнями тысяч, рекрутируясь в том числе и из рабочих. Процесс этот неуправляем. Взгромоздясь на рабочую шею, бесконтрольно пухнет управленческий аппарат. Иные присваивают себе право «строить культуру», другие уходят в науку, спорт, политику. И только те, за счёт кого эти повязанные круговой порукой люди решают свои проблемы, - рабочие, производители всех материальных благ, именно они сегодня никак не объединены.

Причин тому много. Главная из них: единства рабочих никто не хочет. Нахлебники, захватившие в мире власть, их единства боятся. Ведь рабочие, сплотившись, продиктуют свои законы, установят свою, рабочую справедливость. И первым делом – позаботятся об исключении в обществе всей и всяческой эксплуатации рабочего класса.

Перестраивая общество, рабочим выгодно, чтобы все занимались необходимым трудом, для чего все, кто не работает на общее благо, должны быть переведены на необходимую работу. Если мы хотим насыщать потребности всех (в том числе и потребности в творчестве), более полно, чем это происходит сейчас, такого привлечения к необходимой деятельности (по сути репрессий) нам не избежать.
 
Необходима ревизия всех рабочих мест, и, главное, рабочих мест нерабочих. Критерии для этого разработаны. Хотя у официальной экономики их, конечно же, нет.

Также необходимо заставить нерабочих работать столь же интенсивно, как и рабочих, с условием, что вредный труд постоянно устраняется, и вредная работа компенсируется сокращённым рабочим днём. И что обязательно, необходимо на каждом рабочем месте предусмотреть творческий труд. С этой целью необходимо вводить определённые стимулы, создающие условия для постоянного роста производительности труда.

Как класс именно рабочие удерживают в конкретный момент в головах и руках всю мировую техническую культуру. И рост производительности труда на 90 % обеспечивается творческим вкладом рабочих, поскольку никакое новшество со стороны, если рабочий в нём не заинтересован, не приживётся.

Труд артистов-писателей не должны оплачивать своим трудом рабочие, а только те, кто этот труд потребляет. У нас в сфере культуры работает очень много евреев. И ответ, как быть «с культурной прослойкой», даёт тот же Израиль. Там подавляющее большинство культурной элиты творит после работы «на общественных началах», а зарплату имеет за необходимый всем труд.

Справедливость организации общества в том, чтобы по мере сокращения нагрузки на рабочих сокращалось не их число, а продолжительность их рабочего дня.

Известно, что «классовые интересы» рабочих воплощены в принципах социализма (первой фазы коммунизма), которые реализуют рабочие, взявшие власть в свои руки:
1. Власть рабочих – защита рабочих от нерабочих. Политического равенства быть не может: голос имеет лишь тот, кто на момент голосования – рабочий.
2. Экономическое равенство – всё во имя и для блага каждого, но не за счёт остальных. Каждый обязан работать: и не только головой, но и руками.
3. Общенародная собственность на средства производства. Практика показала, что эта форма собственности исключает эксплуатацию лишь при решающей политической роли рабочих.
4. Обязанность каждого работать по способности и право каждого получать по труду – при равной плате за равный труд (именно за труд, а не за результат труда).
5. Исключение эксплуатации человека человеком путём реализации требования «кто не работает, тот не ест» (то есть тунеядство, воровство, нетрудовые доходы – вне закона).
6. Разовые экономические привилегии, согласно экономическому эффекту, за разовые изменения норм – их получают лица, увеличивающие производительность труда (то есть увеличивающие выпуск конкретного числа изделий при нормальной интенсивности).
7. Снижение цен на продукты труда, производимые в интересах всего народа за счёт прироста производительности труда.
8. Экономическая защищённость неспособных трудиться.
9. Равное бесплатное медицинское обеспечение.
10 Общедоступное бесплатное образование любого уровня.
11. Общечеловеческая культура в национальной форме.
12. Цель развития – увеличение свободного времени.

Этих принципов никто не навязывает. Весь мир на протяжении тысячелетий идёт к их воплощению, а, значит, и к решению рабочего вопроса. Взяв власть в свои руки (обеспечив в обществе приоритет своих интересов), рабочие лишь ускорят этот процесс. Ибо рабочие больше прочих заинтересованы освободиться от вековечных рабских пут.

Конечно, следует понимать, что далеко не каждый рабочий видит свой классовый интерес. Классы, в том числе и рабочий класс, основаны на классовых интересах, которые существуют объективно, но многие представители классов их в силу каких-то причин могут не разделять.

Как правило, рабочему не понимать классовый интерес рабочих может мешать не только малограмотность и навязанные буржуазными СМИ стереотипы, но и система оплаты труда. Например, я неоднократно замечал, как против советской власти (и классовой борьбы) выступают рабочие, получающие сдельно (http://www.proza.ru/2011/04/11/1868).
 
В то же время среди класса капиталистов также были люди, разделяющие классовые интересы рабочих. Как правило, это - «совестливые» капиталисты-интеллигенты, тот же Энгельс (хотя «совестливость» основана на соответствующем мировоззрении). Кстати, Ленин правильно говорил о том, что интеллигенция (классовая «прослойка») потому и является интеллигенцией, что всего решительнее, полнее и настойчивее отражает развитие классовых интересов в обществе.

То есть, существуют и «несовестливые» интеллигенты, так же, как и «совестливые», образованные и имеющие широкий кругозор, которые в первую очередь не приемлют «трудовую повинность социализма» и превозносят своё право не быть занятыми в материальном производстве, поддерживая буржуазную идеологию.

Но рабочего (в среднем) гораздо проще рекрутировать в защитника социализма, чем капиталиста (а это вообще редкость, особенно в наше время) или интеллигента. Ведь для этого у рабочего есть социально-экономическая основа, его классовый интерес, который он лишь в силу каких-то исключительных обстоятельств, может быть и генетических, может не разделять. Уберите эти обстоятельства, и с высокой степенью вероятности его мировоззрение изменится.

А у интеллигента, и особенно у капиталиста, такого нет. Здесь, особенно у капиталистов, всё решается в первую очередь воспитанием и их способностью подняться над своим классовым интересом и таким образом увидеть в этом собственную выгоду: снижение преступности, отсутствие бедных людей, уверенность в завтрашнем дне, материальные и духовные преимущества равенства людей и т.д.

У меня спросят: «Но почему рабочие в своём подавляющем количестве в 1991 году поддержали крушение социализма?». Отвечу: то, что случилось в 1991 году, не могло произойти в 1960 или даже в 1985 году. Для этого нужно было в течение нескольких лет держать в руках врагов социализма практически все СМИ, поливая ложью всё ранее «святое» (мы, мол, раньше этого не знали). Ведь, к сожалению, «история не знает случая отказа в доверии тому правительству, в руках у которого все средства массовой информации».
В 1904 году Ленин писал: «у пролетариата нет иного оружия в борьбе за власть, кроме организации… Пролетариат может стать и неизбежно станет непобедимой силой лишь благодаря тому, что идейное объединение его принципами марксизма закрепляется материальным единством организации, сплачивающей миллионы трудящихся в армию рабочего класса. Перед этой армией не устоит ни одряхлевшая власть русского самодержавия, ни дряхлеющая власть международного капитала».

А этой организации в 1991 г. не было, и нет до сих пор. 

Кстати, коммунизм, в трактовке тех, кто его придумал (Маркса и Энгельса), есть идеология освобождения рабочего класса. И ничего другого. Энгельс неоднократно подчёркивал: «До тех пор, пока у меня будут силы, я буду стойко бороться за освобождение рабочего класса».

Эта идеология предусматривает необходимость ликвидации общественного разделения труда, освобождение человека для творческой деятельности, для самосовершенствования его личности.

Или ещё одно понятие, которым оперировали классики: «Коммунизм – ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех». Конечно, это не определения коммунизма, а лишь его понятийные характеристики. Для того чтобы добиться построения такой ассоциации, необходимо в первую очередь изменить способ производства и много чего ещё...