Мастер и Маргарита Михаила Локшина Все вверх ногам

Дмитрий Георгиевич Донской
    Посмотрел сегодня фильм «Мастер и Маргарита» в постановке режиссера Михаила Локшина. Режиссер совершил действительно невозможное! Развернул идею произведения на 180 градусов!
    Если Михаил Локшин однажды возьмется за экранизацию «Семнадцати мгновений весны», то у него в финале победят немцы.

    Сначала отвечу на самые популярные вопросы:
    Посмотреть фильм стоит, хотя бы раз.
    У Юлии Снигирь больше, чем у Анны Ковальчук, хотя, быть может, и дорисовали.
    Детей на фильм с собой лучше не брать, все-таки 18+.

    Теперь к главному.
    В чем суть романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова?
   
    Сатана (Воланд) через медиума (Мастера) пишет «Евангелие от Сатаны», суть которого показать и доказать людям, что Иисус Христос – добрый, душевный, понимающий человек со способностями целителя, но никакой не сын Бога, а всего лишь смертный человек. И вот в книге Булгакова большевики мешают Сатане сделать так, чтобы Мастер опубликовал это «Евангелие». Верующий христианин Михаил Булгаков делает выбор из двух зол: Сатана (абсолютное зло) и большевики (атеисты, вроде бы зло, но не такое ужасное). Михаил Булгаков выбирает меньшее из двух зол – большевизм.

    А вот режиссер Михаил Локшин показал, что выбор между социализмом и сатанизмом надо делать строго в пользу Дьявола. Для господина Локшина большевики гораздо ужаснее Сатаны. Именно Сатана побеждает в конце фильма, взрывая Москву.

    Перед взрывом Москвы зрителям показывают лозунг одной популярной компании «газ в каждый дом». Потом этот газ взрывается вместе с домами в Москве, убивая тысячи людей, женщин, детей и стариков. Интересно, а на что это режиссер Михаил Локшин намекал нам, когда снимал такой финал фильма? «Прочь из Москвы, а то сейчас взорву все нафиг»?

    Через весь фильм идет определенный совсем не скрытый посыл, что "социализм – это ужасное зло". Система, при которой до власти дорвалось быдло, которое получило материальные блага. А вот талантливый скромняга Мастер – живет в подвале, и именно там пишет шедевр. Но его гнобят, ему не дают подняться, получить признание, заработать денег. Система его душит. Быдло завидует гению и мешает расцвету Мастера. И он своей книгой сражается с Системой. Пытается, по крайней мере. Наверное, Мастер так же пытается бороться с Системой, как пытается бороться с ней режиссер Локшин, показывая зрителям, как в конце фильма вся Москва взрывается к черту.

    Режиссер словно говорит каждому зрителю: я знаю, дружище, что ты – умный, талантливый человек. Сейчас ты не богат, возможно… Но это исключительно потому, что Система вокруг такая…. Несовершенная. "Это все Матрица, Нео! Сражайся с ней! Борись" и "Заграница нам поможет!". А вот где-то рядом есть западный мир капитализма. И когда этот западный мир придет к нам, ты сразу же станешь востребован, знаменит и богат. И ни один человек не сможет устоять перед соблазном согласиться с такими словами. Еще бы! Уж я-то про себя точно знаю, что я - самый умный в Мире! А вокруг одни идиоты, которые меня не понимают.

    Так думает каждый, кто не способен мыслить критически. Гордыня – один из семи смертных грехов. Но режиссер Мокшин обращается именно к гордыне зрителя, делая «хитрые» намеки.

    Сюжет фильма построен на смешении вымысла и реальности. При этом весьма витиевато с помощью компьютерной графики высмеиваются достижения социализма. Нам показывают какие-то дирижабли, легендарный Дворец Советов высотой в 415 метров, который не удалось построить из-за вероломного нападения фашисткой Германии.

    Режиссер тем самым намекает на альтернативную историю. И хочет тем самым или избежать ответственности, дескать, я ж фантастику снимаю. Или постебаться над тем, что коммунисты хотели построить, но не смогли из-за вторжения Гитлера в 1941 году.   

    На улицах люди в оборванной одежде постоянно что-то строят, чем режиссер опять-таки намекает на мечту пролетариата построить справедливое общество социализма. Ибо с точки зрения режиссера социализм – это тюрьма для умного, талантливого, одаренного человека, коим себя Михаил Локшин, видимо, и считает.

    В самом начале произведения отчетливо запоминается фраза: «То, что раньше было можно, теперь нельзя». Не помню, кто именно из героев ее произносит, но фраза запоминается лучше, чем знаменитое "рукописи не горят" Воланда или "чистый спирт, королева" Бегемота. Автор как бы жалуется на нашу действительность, на Россию 2024 года, критикует реальность. Старается сделать все намеками, но получается если не в лоб, то по лбу.

    В фильм автор включил несколько эпизодов, которых у Булгакова нет. Например, спектакль с перемещением коммунистов в будущее в декабрь 2022 года. Актеры у Михаила Локшина говорят о том, что в 2022 году к СССР присоединились все страны Мира, став союзными республиками, мол, все в мире будущего отлично. И вот после этого в постановку немедленно вмешивается Воланд (Сатана) и его свита, показывая всем, что в том, что мы живем не в идеальном мире, виноват некий злодей, может, Сатана, а может и кто-то из его приспешников…

    Кстати, о свите… Актер Юрий Колокольников, на мой взгляд, блестяще сыграл Коровьева-Фагота. Кот Бегемот нарисован с помощью компьютерной графики. Азазелло уступает Коровьеву по игре, но тоже неплох. А вот Гелла… Это не та Гелла, которая у Булгакова. Увы.

    Другая сцена, которой не было у Михаила Булгакова… К слову, в фильме много сцен НЕ из книги, но они подразумеваются Булгаковым, как бы «за кадром». Но вот сцена подпольной вечеринки в «нехорошей» квартире. Там Мастер пьет водку чуть ли не литрами, а некая актриса и комсомолка раздевается до нижнего белья. Переодетый в женщину актер Верник поет и танцует. Вообще в фильме акцент делают на переодевании мужчин в женское платье. Зачем? Дань западной моде? Пропаганда трансвеститов? Глумление над киевлянами, которые переодеваются в женщин, чтобы их не скрутили военные комиссары прямо на улице Киева?

    И вот там Мастер на этой вечеринке залезает на стул и произносит тост: «За коммунизм в отдельно взятой квартире!». Этими словами режиссер в очередной раз убеждает зрителя в правильности капитализма, в том, что при капитализме деньгами и властью одарены достойные люди, а тупое быдло сидит в гетто и помалкивает. А тут, понимаешь, деревенщина корчит из себя элиту, устраивает оргии…

    Потом режиссер Локшин показывает нам как бы настоящую оргию. Бал Сатаны. Юлию Снигирь раздели, что-то дорисовали, а вот гостьи в большинстве своем шли одетыми. Но не танцевали. То есть бал Сатаны прошел без танцев. Режиссер потратил деньги на спецэффекты, но сэкономил на услугах хореографа. Жираф большой, ему видней… Но товарищи, бал – это место, где танцуют. 

    Кстати, немецкий актер Аугуст Диль сыграл Воланда почти таким, каким я его представлял, когда читал книгу. Очень меткое попадание! Браво!

    Но вот в целом, после просмотра фильма у меня остались сомнения относительно уровня интеллектуальных способностей чиновников из Минкульта РФ. Почему фильму вообще выдали прокатное удостоверение? Что хотели донести до зрителя? Что социализм не справедлив, ибо расчетливый делец не может стать барыгой, миллионером, магнатом, олигархом и начать пить кровь из тех, кто победнее? Так об этом уже давно снят неплохой фильм «Золотой теленок». Или чтобы показать гражданам России, как взрывается Москва в финале? К чему, интересно, такому нас готовит режиссер Локшин и чиновники из Минкульта?

    Или в Минкульте отечественные фильмы не смотрят вообще? Говорят что-то вроде «многа букав» и просто пропускают в прокат раз уж фильм отснят в России.

    Мне просто любопытно стало, а вот если сейчас снимут фильм о левых идеях, например, о революции, о приходе к власти большевиков в 2025 году, например. Как у капиталистов отбирают заводы, фабрики, полезные ископаемые, дают всем по квартире, по машине и списывают долги по кредитам и ипотекам. Такой фильм Минкульт РФ одобрит? Выдаст прокатное удостоверение? Или нет?

28.01.2024г.