Ох уж, Галька эта... 20 стр

Галина Михайлова 5
 Автобиографическая повесть в 3 частях.

 Продолжение.

 Часть вторая. Пришла школьная пора.

 Был в деревне аромат...

 Начало марта, весной пахнет! Ива уже свои пушистые комочки распускает. Наталья любит эту пору, пробуждение природы радует пожилую женщину. Скоро и солнце пригревать начнет, с каждым днем поднимается все выше и выше. На солнце здоровье быстро поправляется, его золотые лучи полезнее меда, ценнее любой больничной микстуры. Не за себя волновалась, да радовалась старая мать, за детей своих, внуков. Весна, да солнышко весеннее полезно и Гальке, и Кате, а уж Вере с малышом оно полезнее всего. Не зря Наталья приготовила старую кадку от капусты, рассохлась, для дела не годится, а вот маленького Николашу посадить на подушку в эту кадку можно, удобно ему будет на улице сидеть, да во все стороны глядеть. Наталья всю жизнь прожила для своих детей, о себе она не привыкла думать, все для них, родимых! Потому и больно ранили некоторые поступки домочадцев, необдуманные, беспечные, пожилую женщину. Может, и впрямь я строга к ним, время другое идет, может, уж отступиться от них, пусть живут, как умеют! Много разных мыслей думала Наталья, но мысли ее прервали мальчишки, Сашка Милин, да Витька Егоров бегом прибежали:
- Тетка Наташа, дядя Толя сегодня мясо коптить будет, сказал, кто хочет, несите!
- Спасибо, - поблагодарила Наталья ребятишек, - сейчас и принесем. Как раз в феврале солили, мясо готово, пора коптить.

  Анатолий Максимович умел коптить мясо, всей деревней несли люди ему свои куски. Заворачивали кусок в марлю, делали метку, тряпочкой цветной, чтобы куски не перепутать, и ждали радостный момент, когда мясо будет готово. Три дня и три ночи мясо доходило в черной бане, ароматный запах распространялся по всей улице, он был необыкновенно вкусным. Вся деревенская ребятня крутилась вокруг этой бани, ждали, когда дядя Толя начнет пробовать мясо на готовность, хлеб уже в кармане у всех был. Дождавшись, аппетитно пробовали мясо, дядя Толя давал каждому, мясо было теплое, пахло оно дымом, да не простым, дымовая завеса делалась стружкой ольхи, яблони, можжевельника. Это было натуральное холодное копчение. Здесь дорогие читатели я забегу немного вперед, вот эта любовь к копченому мясу у нас, деревенских ребятишек, осталась на всю жизнь. Было столько юмора по этому поводу в наших уже взрослых семьях.

 Шел 1987 год, у Гальки дети давно появились, Дмитрию было 8 лет, а Павлику 4 года. Галька, она уже Галина Поликарповна, сельская учительница, ей 28 лет, а мужу Василию 29, серьезные люди, замочили мясо по весне для копчения. По привычке коптили мясо кажый год. Всегда все проходило идеально. Но на этот раз Василий не захотел сидеть в саду за домом у бочки три дня и три ночи, это очень хлопотно. Он решил ускорить процесс! Сократил дымоход вдвое, по технологии от костра до бочки траншея должна быть 6 метров, он укоротил до трех. Бочка была деревянная, ее периодически нужно было смачивать водой. Процесс пошел быстрее, вот уже и аромат привычный слышен. За сутки мясо прокоптилось, Василий прибежал за бачком эмалированным для мяса, радостная супруга уже стол готовит, наливочку домашнюю из смородины, картошечку вареную... Заходит изобретатель с мясом, мясо румяное очень, красивое, а коптильщик еще краше! Весь черный, лохматый, кудри черные были, стали вдруг местами рыжие... Чудо, да и только! Что случилось? Что не так?
- Да, бочка резко вспыхнула, только начал открывать, бах, пламя вылетело! Перегрелась бочка, пламя курткой потушил, мясо спас, сам, правда, немного пострадал! Волосы подпалил!
- Ну, кормилец! Отмывайся уже, бочку найдем железную, все нормально будет!
- Слава Богу, во время успел, две, три минуты, водой бы заливать пришлось!
Мясо очень хорошо дошло, оно получилось копчено - вареное.
Вскоре уже купили мини - коптильню завода Сельмаш, она герметична, в форме бочки, выход мяса, либо рыбы 3 кг, 45 минут на мелком огне, на  газовой плите, прямо на кухне продержать, да 25 минут на томление! Вот такой быстрый процесс копчения, жаль, бабушка Наталья Платоновна до этих дней не дожила.

 А в деревне Пунгино уже беготня, люди разбирают свое мясо, в гости друг друга приглашают, кто то коптильщику чекушечку принес, Анатолий Максимович этой чекушечкой всех угостил, раньше много не пили, так, пригубил каждый, хорошее дело отметив! Колбасу в магазинах продавали, но привычки такой не было, ее покупать, то ли дорого это было, то ли ехать за нею времени не было, больше в вольной печи, да в бане мясо варили, коптили, колбасу томили. Кишки же не выкидывали, когда скот забивали, в реке их хорошо промывали, выворачивали, а желудок промыть как трудно было, он шершавый изнутри, все нужно было на примостках, в холодную погоду выскоблить, вычистить. Но делали и свою колбасу, и желудок крупой с луком набивали, зашивали. Кровяную колбасу тоже каждый раз делали, умудриться нужно было кровь быстро взять, густеет же она. Трудяги в нашей деревне жили, все умели делать, у каждого свое ремесло было.

 Ужин в тот день был очень веселый, даже маленький Коля рад был незнакомому доселе запаху, Вера дала и ему подержать во рту кусочек мяса, но мясо ребенку показалось не вкусным, он его вытолкнул и принялся сосать свою любимую пустушку.
К дому подошла машина, радостный Жора бежал с большим пакетом в Катину половину, но услышав голоса, повернул к Павлу. Вот это неожиданность!
- Что случилось? - испугалась Катерина.
- Во время заехал, - обрадовался Павел, - как раз мясо закоптили!
- А я в Горький поехал, за запчастями на завод отправили, вот, как раз, по пути, купил кое что, пригодится в хозяйстве!
Простой сельский ужин уже превратился в праздник! От выпивки Жора отказался, а вот мясо попробовал.
- До чего ароматное мясо, в магазине такое не купишь!
Жора выложил гостинцы, никого не обидел, всем привез подарки, Гальке конфеты, маленькому Коле погремушку, Наталье Платоновне мармелад, Павлу чекушку, Вере платок батистовый, а Катерине большой сверток от мамы. Тут лицо его помрачнело:
- Похоронил я маму, две недели назад!
- Ой, ой, ой! Что случилось то? - Наталья запричитала, - молодая же она совсем!
- После операции на желудок только 28 дней пожила, рак ей поставили. Поздно в больницу обратилась.
Всей семьей дружно помянули Анну Степановну, маму Жоры.
- Что поделаешь, жизнь быстротечна, - Георгий с трудом сдерживал слезы.
- Катя, мама перед больницей тебе этот сверток приготовила, сказала, Кате лично в руки передай, выживу, не выживу, здесь у меня все самое дорогое!

 Продолжение ждите...

Фото Клавдии Тарасовой. МЫ ЖИВЕМ В МАРИЙ ЭЛ.