Что казаки переняли у чеченцев

Новосельцев Григорий Петрович
Терских казаков, которые проживают на Северном Кавказе, иногда могут спутать с чеченцами даже на внешний взгляд. За долгое время сосуществования они усвоили многое от своих ближайших соседей. Вероятно, терские казаки появились на Северном Кавказе в конце XV столетия. Термин "казаки" использовался для обозначения свободных людей, которые работали наемно или служили в армии на границах России. На Северном Кавказе казаки впервые появились в 1578-1579 годах, когда русская крепость на реке Сунже была разрушена по требованию Турции. Российские власти отправили казачьи отряды из Волги в этот регион, чтобы "мониторить" ситуацию. Эти прибывшие казаки были приняты под опеку чеченским князем Ших-Мурза Окоцким (Аккинским), который был в союзе с Москвой. Вначале их называли гребенскими, от древнего казачьего слова "гребень", что значит "гора", а позже переименовали в терских, по имени реки Терек, которая протекает в этих местах. В середине XVII века местные казаки стали оседлыми, а их община была названа "войском" и управлялась выборным атаманом и войсковым кругом. В казачьих поселениях на Тереке постепенно собирались беглые крепостные крестьяне и посадские люди из Центральной России, Поволжья и Украины. Среди этих людей также были черкесы, кабардинцы, чеченцы, кумыки, грузины и армяне, которые вынуждены были покинуть свои родные места по разным причинам. Среди них было также много христиан, так как до принятия ислама горские народы исповедовали языческие и христианские верования. Многонациональный состав казакских станиц и их соседство с горскими аулами способствовали перенятию многих обычаев и культурно-бытовых традиций. Как и их соседи чеченцы, казаки также занимались земледелием и скотоводством. Они также совместно с чеченцами и ингушами охраняли границы русского государства и строили военные укрепления. Подобно чеченцам, казаки проводили соревнования по джигитовке, во время которых проявляли смелость, находчивость и мастерство верховой езды. А женщины-казачки, подобно чеченкам, занимались уходом за конями. Домашний быт терских казаков также отражал влияние соседних горцев, и они часто строили свои дома в стиле чеченских саклей.
Внутреннее устройство жилищ казаков мало отличалось от горских жилищ. И те, и другие имели две части и схожее убранство комнат. Лев Толстой, который жил в этих местах молодым, написал, что "гребенские казаки устраивают свои жилища по чеченскому обычаю". В каждом казачьем жилище, аналогично горскому, находился целый арсенал оружия. Одна из стен служила для его хранения. Там висели кобуры с пистолетами, револьверами, винтовками или двуствольными ружьями, несколько кинжалов, в том числе с серебряным или кожаным обрамлением, а также шашка с серебряными накладками. Все это, как правило, заказывалось у чеченских мастеров-оружейников. Одежда казаков мало отличалась от чеченской одежды. Мужчины носили кавказские бурки, бешметы, папахи, башлыки и черкески. Они также обязательно надевали кавказский пояс, у которого были кинжалы и газыри (патроны) с наконечниками из серебра или другого металла. На ноги надевали сапоги, ноговицы или чувяки с обшитыми галуном или бархатом чулками. Одежда, подобно чеченской, разделялась на повседневную и праздничную. Казачья кухня также заимствовала некоторые блюда из чеченской кухни. Сегодня в кухне терских казаков можно встретить такие чеченские блюда, как лепешки с начинкой из сыра и овощей, пресный хлеб-паста и дат-кодар - смесь творога с топленым маслом. Музыкальные инструменты из горской музыкальной традиции, такие как зурна, свирель и пондур, быстро вошли в жизнь терских казаков. И горская лезгинка стала казачьим национальным.