10. Снова в первый класс

Алексей Самсонов 2
Чем выше ветви дышат светом, тем глубже тьма питает корни. (с) Губерман

Свет. Снова Чехов-2. Баня, первоклашки идут по все той же знакомой тропинке вдоль хрущевок, усеянной увядшими листьями. Аномален сейчас тут только свет, он буд-то летний. Хорошо им, мелким, они счастливы. Первые социальные обязанности, первые социальные соревнования в оценках, завидую. А куда иду я? Опять пыжиться получать аттестат? Зачем он мне? Я уже был там, сидел с ними, мое присутствие и отсутствие будет почти незаметно. Стать бы как они и искупаться бы в первых беззаботных эмоциях этих первоклашек. Передвигаясь за ними в след я заметил что сила моей инкарнации сделала меня таким же как и они по возрасту и я буквально потерялся среди них. Но вот мы вошли на территорию школы, каждый занял свое место в группе и я снова отпочковался. Дети вошли в школу и на территории остались только я и женщина. «Проходи, Алексей» - сказала она: «у нас с тобой будет особенная программа.»
Я не мог узнать ее, внешне она была незнакома, но от нее исходила неестественная для этого места положительная энергия. По ощущениям она была точь в точь как добродушная экономка из замка хранителя.
Экономка: Узнал меня
Я: Да, но какими силами вы здесь?
Экономка: По какой-то непонятной причине наши миры оказались сопряжены так что стал возможны не только искажения законов мира, но и переход людей между мирами.
Я: То есть я могу попасть к вам?
Экономка: Увы. Ты мог только ребенком. Тяжелые вибрации низших из эмоций отягощают душу так что в вашем мире дети взрослеют раньше и просто не могут перейти.
Я: Тогда зачем вы здесь?
Экономка: Я здесь классный руководитель. Моя задача дать знания, разжигая естественное детское любопытство, а не убивая его. Если случится так что детская чистота продлится на какое то время и они смогут попадать к нам и быть с нами по дольше, по крайней мере до тех пор пока дух вашего мира до конца не испортит наш, как он испортил деревню Арины, с которой вы подружились.
Я: я могу поучиться с твоими первоклашками
Экономка: Конечно, сама хотела предложить. И знаешь, это не совсем одноклашки. Когда то, во времена твоих дедов у вас тут жила идея, что труд возможно сократить до 4 часов в день и добавить в него время на самосовершенствование. Почему не повторение пройденного но более углубленно?
Я: И какие у нас сегодня уроки?
Экономка: Музыка, Русский язык, Чтение, да и хватит. Их не должно быть много.

УРОК МУЗЫКИ

Здравствуйте, дети! Я ваш классный руководитель, который будет погружать вас в мир новых знаний. Сегодня у нас урок музыки. Не важное первое ли у вас детство или второе, но каждый из вас задавал себе вопрос, а может ли он петь? Хуже ли он тех ребят, которые ходят уже в музыкальную школу? Да и что вообще такое музыка? Вернуться бы в прошлое лет на 30, да провести беседу с собой 8летним, да Алексей?  На самом деле все просто. Будь то музыка или какой другой предмет, вся разница между мной и вами в двух вещах. Это понимание происходящего процесса и опыт, который буквально перейдет в мышечную память, в условный рефлекс. Не верьте взрослым, которые скажут, что это не твое и нет у тебя таланта, что ты необучаем. Иногда мы плохо понимает невидимый процесс из-за склада ума. Одни процесс чувствуют, другим, людям с математическим складом ума, его нужно представить. Представить его и представить законы, по которым он существует. Если вы из первой категории и уже попали в музыкальную школу, то вам ничего нового я не расскажу, я поговорю с отвергнутыми.
Вы стесняетесь, чувствуете как не попадаете, пытаясь кричать любимые песни? Не оставайтесь на продленку. Ловите эти несколько часов пока родители не вернулись с работы, сделайте по громче и кричите, пытайтесь подпевать и пусть громкость перебивает ваш голос так что вы его перестали слышать. Вы перестанете комплексовать, а тем временем вы будете развивать ваши мышцы в попытке дотянуться до исполнителя.
Вам, математики. Весь звук, который вы слышите это вибрации частот переходящих из гула в свист. В звуке различают 7 октав. Частота нот каждой последующей октавы в 2 раза больше предыдушей, а после 440Гц (ля первой октавы почти вдвое). У низких частот выше затухание, по этому точным частотным повторением, мы получаем их резонанс, усиливаем по громкости. Устройства для воспроизведения очень низких частот очень сложны. А вот после 440 гц нам от частот нужны гармоники. То есть последующие ноты находятся в очень близкой точке к удвоению. Частоты не суммируются выдавая громкость как через громкоговоритель, они идут рядом, но мозг все равно распознает это недоналожение как созвучие. 7 таких увеличений и звук уходит в свист. Знаете почему все так интересно? Потому что прежде чем гуманитарии прочувствовали музыку, математику ее законов придумал Пифагор. Она пронизана математикой.
Например, математически ноты «до, соль и ми» совпадают гармониками на всей этой 7октавной линейке чаще чем с прочими и для богатства звучания вместо обычной ноты воспроизводят аккорд. Этот называется «до мажор». Есть и другие. Математически я вижу это так. В древности искали более тонкие звучания, скажем, не удваивая частоту, а увеличивая ее на четверть или треть. Резонансные точки наложения этих частот на протяжении всего 7кратного увеличения изучались и некоторые из них стали нотами. По этому какие то ноты гармонируют друг с другом математически лучше чем другие.
В музыке даже есть понятия квинты и кварты, это и есть те самые поднятия и опускания всей музыкальной композиции по частоте звучания при которой изменяются ноты, но вся они так же гармонируют как и прежде, просто звучат в целом чуть ниже или чуть выше.
Музыка, мои дорогие будущие математики, физики и электротехники – это психо-акустическая иллюзия гармонии, которая заключается в созвучии совпадающих близи неких резонансных частот гармоник. И те кто научится понимать ее математические законы, научится чувствовать ее в нотах, в аккордах, распознает ее магию и влияние на психическое состояние человек, тот станет композитором.
Но все еще интереснее, у этих частот есть и другая магия, иные психо-акустические иллюзии. Ваши голоса изменятся и вы будете звучать в определенной тональности. Плохих и хороших нет, но есть у каждой тональности своя магия.
Бас, особенно та его часть, которую называют «профундо» оказывает на душу гипнотический подавляющий волю эффект, особенно если если сохранять монотонность. Баритон, голос где то в районе малой октавы оказывает утверждающий эффект, внушает уверенность. Голоса первой октавы, где тенор, оказывает вдохновляющий и распаляющий эффект. Голоса второй октавы, где женское сопрано, эффект очарования. И где-то там у свиткового регистра в третьей октаве, похожий на молитву ангельский голос. Я бы охарактеризовал его как взывающее очарование. А где то там за басом, ниже профундо скрывается что то страшное. Оборудование ваших мобильных телефонов не может воспроизводить частоты от 20Гц до примерно 100Гц на сколько-нибудь приемлемой для человеческого уха громкости, помните? Хорошо это или плохо? Ученые говорят что это резонансные частоты деструктивных отрицательных психических состояний, от долей герц до 26Гц. Такая вот она магия звука.
Переваривая новую информацию я попытался подобрать на фортепьяно «Прекрасное далеко» У меня получилось достаточно быстро и от этой моей маленькой победы я буквально ожил заново и стал больше поход ментально на этих первоклашек.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

Проходите дети, разбирайте свои кармашки с красными синими и зелеными картонками. Ваша учительница, которая должна была вам сегодня рассказывать про фонетику заболела, думаю я к концу урока вас к ней подведу и вам даже станет интереснее ее изучить самим. О, многострадальный русский язык, сколько же экспериментов с тобой было… Вы ведь знаете что мы не всегда писали так, полтора века назад и твердый знак писали всюду, три века назад даже буквы Й не было, а еще раньше даже сами слова звучали иначе. Знаете кто виноват? Нет, не Луначарский и Ленин… Не дворяне времен Екатерины… И не Кирилл с Мефодием… Есть много конспирологии, но я предлагаю взглянуть глубже их, туда где наличие или отсутствие заговоров не важно. Все эти начертания и написания – лишь грамматика. Стоило бы назвать урок «грамматика русского языка» так было бы правильнее, ведь вам здесь в дальнейшем будут ставить оценки именно за нее. Но раз назвали дисциплину иначе, то поговорим о понятиях более широких. Буква – это минимальный начертательный грамматический символ языка, а минимальная смыслоразличительная единица любого языка – это фонема. И именно этими фонемами и отличаются все языки. Есть языки где много цыкающих или свистящих звуков, наверное, их даже получится записать буквами нашего алфавита, но там эти звуки будут фонемой, а в русском нет.
Например, есть буква Г и буква г (как она слышится в словах "ага" или "бухгалтер") Формально у такого "г" есть свое написание и на доске звонких и глухих согласных не хватает пары к-х и Г-г (звонкой г и глухой г) Но в русском языке нет глухой "г", она есть лишь в украинском, белорусском и чешском языках. По этому у них две фонемы, а у нас одна.  Почему так? Кто виноват? Кого наказать? Один из виновников такого искажения – закон вселенской лени. Он гласит: «Все, что может быть написано проще, должно быть написано проще» Глухую г, просто убрали с доски, не потому что ее не бывает, а потому что она не изменяет смысл слов, а вот в чешском «гала» (с глухой г) – это зал, а со звонкой – праздничная одежда. Давайте ее торжественно напишем на доске звонких и глухих согласных, может быть кто то из вас потом пойдет учиться на лингвиста и вы не придете туда с твердым убеждением что ее не бывает, как вам рассказывают преподаватели. В общем, сначала идёт фонема, потом начертание, а потом уже грамматика. Вы приходите со знанием фонем и уверенностью в знании языка, а уходите с тройками и полными непониманием разницы между ней и грамматикой. Самый неграмотный гастарбайтер, говорящий на русском языке распознает язык фонемами, как и двоечник школьник не понимающий этих ваших корней и суффиксов. И здесь на уроке мы приподнимаемся над всякими правилами во имя смысла:) Можно пошутить что не стоит нападать на страну с двумя фонемами Г, когда у тебя одна, это моветон. Если шутка не зайдет, то сказать что не стоит с ходу клеймить детей двоечников по русскому дебилами.
В русском языке так много правил, что фонема и грамматика сильно не совпадают, так как гласные не под ударением ведут себя странно и звучат иначе чем написаны. Ничего экстраординарного не произошло, все логично) Язык помимо фонем различается ещё и правилами и тут у нас тоже работает великое правило лени" Все что можно выразить проще должно быть выражено проще" У нас есть звонкие и глухие согласные, но нет при этом твердых и мягких в алфавите. Но при этом они есть в фонетике, это ваши зеленые квадратики. Почему так? Потому что есть вторая беда: русскому языку свойственна РЕДУКЦИЯ.
В слове мОлОкО три фонемы О, которые звучат в каждом слоге по разному. Ударная как О, первая предударная как А, а вторая вообще невнятно, толи а толи ы. Вот такая вот редукция, не в каждом языке есть. Английское слово можно разобрать фонетически, разбери фонетически русское и все равно не угадаешь. Фонетика - условность, правило, а фонема с редукцией это такая живая минимальная составляющая языка из-за которой даже изменяются слова и сами правила языка идут на компромиссы.
Произношение древнерусских и церковнославянских слов отличалось от наших. Это сейчас дети в 1-м классе изучают гласные не влияющие на мягкость согласных и их Йитированные пары гласных, которые влияют.(а-я, о-ё, у-ю, э-е и-?) А раньше случилось фонетические изменения в языке и звук Э перешел в О. А если такая О стоит перед мягким согласным и под ударением, то пора писать новые правила. Еще Гоголь писал слово чОрт через О. Это не мем, такие были правила в 19-м веке. Трансформация происходила плавно, сначала ошибка, потом просторечье, потом разговорная версия слова и только потом, возможна принятие слова литературной нормой. В общем, возникла проблема в обозначении мягкости согласной перед такой О и долгое время этой мягкостью выступал звук Й. io, но это слишком часто употребляемая фонема чтобы ее писать двумя буквами, так появились йитированные гласные и твердый знак, который убирает смягчение согласной перед такими гласными. Кстати в русском языке йитированной пары букве И нет, она звучала бы как Йи, но онаЙО есть в украинском :) Она пригодилась бы при написании слова "Яичница", но слишком редкая фонема, по этому пошли на компромисс и такая гласная тоже пропала. Давайте ее тоже нарисуем как-нибудь, во имя будущих филологов и лингвистов. Компромисс йитированных гласных не позволил превратиться знакомому нам алфавиту в чешский с его твердыми и мягкими согласными, это против правила Великой лени, они лишь вариант нейитированных фонем. Фонема языков может быть очень близкой, а грамматика и ее компромиссы и есть то самое разъединяющее в казавшемся когда-то едином.
Казалось бы все разложено и не должно больше существовать в русском языке сочетания ЙО, но оказывается йо и ё существуют в грамматическом поле даже при том что это по прежнему одна фонема. Дело в том что не все слова являются составной частью с фонемами а о у э и, то есть не произошли от них, то есть не имеют однокоренных проверочных слов, то есть имеющих нерусское происхождение. Смотрите что с ними творит редукция языка
Слово Йогурт не всегда писался так. В 1972-м он писался и ягурт и югурт в значении простокваша, по этому такие слова стали писать через ЙО. Тоже самое йод. Два десятка лет и не придумай такого правила его бы писали и яд и юд и так до потери смысла слова.
Помните вы учили как аксиому, на букву ё всегда падает ударение. Поверьте не всегда, вам просто не дадут таких примеров чтобы вы усомнились. Все те же заграничные слова и редукция. Например, в слове сёрфингист. В слове Кёнинсберг ударение на последнем слоге. И двусоставных словах вроде: самолётостоение. трёхмерный, итд. Просто двухкоренные слова вы будете изучать там, где с вас перестанут спрашивать уже про ударение.
И так, объявляю урок оконченным и помните особенно когда кажется что мир скукожился, что мир многогранен, не ограничивайте его для себя искусственно.
«Завтра я расскажу вам о чтении. Признаться сейчас у меня недостаточно материала для конструктивной подачи, но в школе вас учат как читать как реагировать на знаки препинания и как давать интонацию совершенно не так как обучают тому же в школе по подготовке актеров дубляжа. Мне с этим еще надо разобраться самой».
Дети разошлись и мы снова с экономкой остались вдвоем. «Твой угол зрения на образования изменился, горизонты твоего мира расширены, тебе больше не придется возвращаться раз за разом в школу и техникум и кому-то доказывать свои знания, вечно соревнуясь и всегда проигрывая. Твои уроки теперь начнутся только рамках твоего творческого поиска.» - довольным голосом сказала экономка и яркий свет разорвал мою связь с зазеркальем.