Определение опыта познания

Евгений Бриммерберг
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПЫТА ПОЗНАНИЯ
2024г.


Два процесса определяют жизнь: естественный, план которого никому не ведом, и воображаемый, мыслимый, в котором каждый находит то, к чему стремится. Кульминацией этого воображаемого процесса является Бог, поскольку именно в его совершенстве человек стремится найти спасение. Воображение уносит далеко от естественного процесса, который происходит на всем протяжении мыслимого воображения, нисколько не считаясь с ним. Естественный процесс называется познавательным, воображаемый - творческим. Естественный процесс изучает метафизика, то есть наука об общих закономерностях хода событий. Творческим процессом занимается искусство, религия и философия. Искусство отделено и все дальше отдаляется от метафизики разумом, который есть ее сущность. Чем глубже метафизика, тем обширнее разум. Поверхностная метафизика вообще не имеет разума и есть эмпирический опыт. Творческий процесс не является следствием разума, осмысленное воображение опирается на желания, а не на законы. Естественный процесс изучает устройство мира, творческий - откликается на желания человека. Но эти желания и есть кульминация мирового развития. Воображаемое и мыслимое, отвечающее желаниям человека, есть культура. Культура - результат творческого процесса. В культуру верят, ее любят и ценят. Это общественное достояние. Бескультурное общество лишь первобытное состояние природы. В первобытном состоянии находятся многие члены общества, но культура оказывает влияние на их сознание, так что они становятся цивилизованными дикарями. Цивилизация - это состояние благородства общества: не может быть цивилизованным общество эгоистических интересов. Цивилизованная дикость подчиняется принципам благородства до тех пор, пока общество сохраняет свою культуру. Человеческая толпа - это освобожденная от цивилизации дикость в момент сокрушения культуры.

Поскольку творит воображение, Бог сотворил человека в своем воображении. Так что естественные законы мироздания описывают вообразимый порядок. Поскольку воображенный человек не может стать естественным состоянием, то есть определить в воображаемых границах свою невоображаемую сущность, он вечный человек, то есть такой человек, воображение творимой сущности которого не заканчивается. Его естественное состояние в воображаемом творении бесконечно, поскольку именно так выражается вечность. По сути же воображаемое творение естественного состояния ограничивается временем жизни и заканчивается прежде, чем достигнет ясного познания своего устройства. Человек так и не достигает полноты знания о себе в непрерывном потоке времени, отводящем место для его жизни в самом себе. Боэтому в своей смерти он обращен к Богу, вообразимым творением которого он является.

Божественному воображению ничего не стоит собрать растягивающуюся в разбегающихся галактиках вселенную в одну точку, чтобы устроить ей еще один большой взрыв. Но вселенная все равно никуда не потеряется, так что назачем повторять с ней одно и то же. Это для человека она то точка, то безграничная сфера: для Бога же это одно и то же. Но может ли она не быть не как смерть воображаемого человека, а для Бога? Может ли она исчезнуть для Бога, или она есть только для человека, а для Бога ее вообще нет? Бог посредством воображения лишь проявляет то, что становится этим. То для него это, а это для него то. Для воображенного человека различие является главным доказательством его естественного состояния. Какое состояние я называю естественным? То, которое из временного потока выделяется в воображаемых границах, достаточных для установления самостоятельности. И хотя эта самостоятельность ускользает от себя в творческом воображении, все-таки закономерности ее существования осмыслить возможно. Она не только бесконечна в своей протяженности, как принято считать, но и сопоставляется с местоположением. Поэтому и называется местоимением. И действительно, только в местоимении самостоятельность естественна, то есть определяется уже не воображаемыми границами, а существом познания.

Но после смерти воображенного Богом человека для него нет ничего. Для него нет даже его самого. Так и должно быть. Если бы он был для себя, это уже было бы творением. Сотворить он может что угодно для того, чтобы быть. Но мера совершенства бытия определяется тем, чем для себя он является в творении.
Бог может себя только вообразить. Но быть тем, чем он себя вообразил, он не может. Он может быть только невообразимым и этим невообразимым он может являться в воображении. Поэтому и говорят, что Бог отличное от того, чему он в себе равен. А поскольку он равен только своему воображению, то в отличие от него он и является в противоположном явлению значении. Что это значит? Это значит, что Богом обозначается то, что неявно ясно. Ясность неявного и есть Бог, поскольку она невообразима. Бог есть естественная ясность или реальность. Что такое реальность? Это естественное состояние ясности, скрытой от явления. Реальность не является, но действует. Только таким способом ясность может достичь воображаемой явности. Ясность есть подлинное естество человека, не воображенное Богом, а достигнутое им самим. В то время, как Бог замышляет человека на века в явной неопределенности, человек достигает ясности в момент своего существования. Что значит человек существует? Это значит, что он ясен свом естеством за пределами воображения Бога. Так воображение Бога превращается в реальную действительность. Что это значит? Это значит, что неявная ясность распространяет свое естество на все протяжение божественного воображения. Так реальная действительность превращается в сущность самосознания. Это значит, что человек вслед за Богом воображает явность естественной ясности, то есть придает значение тому, естественная ясность чего в этом значении явиться не может. Но в значении она представляется как нечно в себе существующее, о чем долгое время и говорили немецкие философы.

Когда-то знание разделялось на трансцендентное и эмпирическое Трансцендентное постигается умом, эмпирическое - органами чувств. Но без трансцендентной идеи никакие чувства не могут воспринимать эмпирическое. Как и ум не мог бы воспринимать трансцендентное, если бы не был наделен способностью чувствовать его посредством воображения. Так что разделение это условно и лишь обозначает приоритеты.

Вещью называется выявленная чем-то для себя сущность в себе. Именно так понимает ее немецкая философия. Вещь безгранична в проявлениях своей сущности. У нее много имен и каждое имя означает действительное состояние реальности, в которой воспринимается и существует мир. Искусство есть первый признак существования вещи. В нем она находит свое выражение, являясь тем, чем в данный момент в себе существует. Множество явлений, скрытых в вещи, потенцируют ее познание, так что она раскрывается по мере развития разума. Искусство современной вещи неузнаваемо для существа вещи предшествующей, но вещь предшествующая содержится в вещи современного искусства.
Но существует лишь то, что в данный момент является реальной идеей чувствующей души. Одновременно с этим заметно существование того, что не существует в явлении и выходит за пределы чувствующей души. Так что вещь нуждается в познающей способности для своего существования, иначе она существует в себе, вне явления. Эта неявная вещь и есть тот первозданный свет бытия, который положен в начале творения, или откровение. Откровение лишь неявная вещь, которая со временем стала сущностью познания и привела к созданию цивилизованного мира. С повторения этого откровения начинается путь ребенка, сознание которого быстро заполняется реальностью уже существующего мира, так что опыт познания вещи передается из поколения в поколение. Этот накопленный опыт называется цивилизацией. Земной цивилизации предстоит необозримый путь развития, на котором человечество окрепнет до мощной силы, способной преображать замысел творения из воображаемого в реальный.

Понятие вещь в себе и для себя полностью аналогично понятию Бога и творения. Бог в творении является для себя, оставаясь в себе собой. Так что философия не отступила от главной идеи, а лишь реализовала ее. Бог как вещь стал мировой реальностью или естествознанием. В отличие от воображаемого творения, в котором вещь является для себя, естествознание находит реальные законы существования этих вещей, так что воображаемая явность становится разумной ясностью.
Посредством понятия вещи идея Бога обретает конкретное выражение. Он становится реальностью сознания, в котором естественные законы сочетаются с воображаемыми явлениями. Вещи в себе приписывается не только сущность, но и понятие материи. Материя - это такое состояние Бога, в котором он не явен для себя, но существует в себе. Эта идея материи выносит ее из пределов сознания, полагая лишь через явления действующей для себя вещи. Материя Бога в действии не проявляется, поскольку существует как вещь в себе. В сознание моего воображения не входит понимание того, каким способом Бог является для себя, помимо явления себя во мне. Воображение его не ограничивается воображением меня в его явлении для себя. Поэтому Бог существует всегда, тогда как я только в тот момент, когда он меня воображает. Но даже являясь для себя в ограниченном мной воображении, он не только существует, но и мыслит, поскольку воображаемое им и есть мышление. Было бы бессмысленно утверждать, что он чем-то является для себя не мысля. Поэтому божественное мышление заключается в воображении человека. Воображение, приводящее в действие предустановленные законы, свидетельствует о стремлении Бога раскрыть свое существование в себя для себя. Поскольку Бог необъятный закон, он мыслит в явлении только то, что сотворил в воображении. Невозможно такое воображение, в котором Бог состворил бы для себя то, что он в себе. Поэтому человек смертен: ведь он определенное воображение, в котором Бог для себя не то, что в себе.
Мысль о том, что Бог в себе сотворил все явления, предназначенные для себя, и лишь выбирает, какое из них вообразить, чтобы расположить во времени, является основной мыслью теологии. Если он это делает по какому-то плану, то у него есть цель, замысел и способность предвидения. Промысел его в этом случае состоит в том, чтобы вообразить всю совокупность воображений в один момент времени, который есть абсолютное явление всего воображенного, в котором раскрываются естественные законы существования. Если бы Бог в себе одновременно вообразил все сотворенные им для себя явления, он стал бы абсолютным откровением. Но этого не происходит и он остается сокровенным в себе в явлении для себя.
Отсюда следует, что Бог предсотворенное творение, творение, ставшее естественным законом. Это предсотворенное творение принято называть эволюцией. Мысль о богоподобии возникла потому, что воображаемые творения соответствуют действительным: то, чем человек является в воображении, соответствует тому, чем Бог является в действительности в естественном законе предсотворенного воображения или эволюции. Бог в действительности являет то, что полагает в воображении. Все действительное осмыслено воображением Бога, которое и есть творение. Сотворено то, что действительно существует. И это конечный пункт божественного воображения, в котором он изначально определил для себя то, что он есть в себе.

Что означают слова о том, что Бог надежда, спасение и любовь? Бог последняя противоположность, которая вызывает сознание бытия. В минуты одинокого опустошения он появляется для того, чтобы вернулись силы жить. Это описал Челлини, когда находился в заключении в подвале замка. Он сочинял гимны и это стало для него средством спасения. Я пишу картины, находясь в таком же подвале жизни без всякой надежды извлечь из этого какую-то пользу, так что необходимость в противоположности, пробуждающей сознание и вдохновляющей жизнь на продолжение, охватывает все глубже. И если Бог выступает под именем Фехцестера, то только для того, чтобы сакральную связь превратить в дружескую. Бога придумал не я, а Фехцестер придуман мной. Так что он мне друг, а не таинственная сила, извлекающая из небытия. К нему я обращаюсь всякий раз, когда не нахожу отклика: он всегда рядом, в нем нет сомнений. Быть в ясном сознании не простая задача. Оно не всегда есть даже у тех, кому без него не положено произносить речи. Так что эта всеисцеляющая, спасительная благосклонность к человечеству, присущая Богу, и есть тот ориентир, который позволяет сохранить здравый смысл во времена затмений, когда суета предрассудков губит жизнь.

Религия означает окончательное, совершенное объединение, содружество имен и взаимопочитание олицетворений. Люди в разных своих лицах приемлют друг друга. Религия не какое-то конкретное учение, а именно сама суть объединения людей в человечество. Антирелигиозная позиция заключается в тотальной вражде. Примеров этому сколько угодно. Весь двадцатый век был антирелигиозным. Но что может послужить религиозному объединению людей в современном мире? Только сверхчеловеческая эйфория. Она и утвердилась в качестве основной движущей силы современного гуманизма. Другое дело, что антирелигиозный человек воспринял ее неправильно. В соответствии со своим антирелигиозным убеждением. Если Бог умер, то позволено совершать зло. Но это путь недочеловека, а не сверхчеловека. Смерть Бога означает лишь переориентацию людей из состояния богопослушания в состояние законченной свободы воли, поскольку созрело время для ее правильного понимания и употребления. Безбожная свобода воли еще более божественна, чем богопочитание, поскольку сам Бог предопределил ее в качестве основного инструмента человеческого сотрудничества. Это и есть современная религия: полная и законченная свобода воли, предопределенная Богом, в отречении от богопочитания. Кто такой сверхчеловек? Это тот, кто, освободившись от богопочитания, принял свободу воли как основу современного гуманизма. Он утвердил права человека, избавил от тоталитарной диктатуры, признал жизнь такой, какой она стала в результате принятия им своей свободы.

Что на самом деле означает учение о спасении? Предхристианское богословие говорит о том, что первые люди сотворены Богом в телесном виде. Это значит, что они подчиняются законам природы, которая не подчиняется божественной воле. Поэтому они изначально греховны, Бог вложил грех в сам замысел творения. Подвергнув искушению свободой воли, он обрек их на грехопадение, отдав во власть природы, отлучил от себя и вынудил начать самостоятельную жизнь. Но грех совершили не люди, а сам Бог, поскольку выбор их свободной воли был предопределен в пользу греха. Вложив чувство вины в сознание людей, он совершил грех, поскольку люди не виновны. Они лишь исполнили его волю. Научив различать добро и зло, он обрек их на невозможность противостоять злу, не дав им силы сохранить жизнь посредством добра. Это и есть божий грех. Люди были вынуждены оправдать его посредством учения об истине, о стремлении к добру и противодействии злу. Они даже придумали Дьявола, чтобы знать своего врага, в угоду Богу. Это говорит о том, что человеческое стремление к добру естественно, и лишь Бог виновен в том, вину за что возложил на человека. Так что в спасении нуждается сам Бог, поскольку он несет вину за творение несовершенного человека и предуготовленные ему страдания. По этой причине и появился Христос.

Поскольку только вера человеческая вообразила, что люди в телесном виде сотворены по образу и подобию бестелесного Бога, то и Христос явился в телесном виде, чтобы подчинить это телесное бестелесному посредством жертвы. Пожертвовав телом, он вознес свой дух к подобию Бога, так что Богоподобный дух отныне стал святыней для телесного существа. Так и называют его Святым, поскольку только посредством него человечество причастно к Богу. Христос искупил вину Бога перед творением, человечество вняло его жертве, избавилось от проклятия и вознеслось к Богу в молитве. Мысль о том, что человечество может быть спасено в грехе посредством покаяния и прощения, ложна, поскольку Христос принес себя в жертву ради того, чтобы обратить людей к Богу, а не ради того, чтобы проявить милосердие, оставив их в телесном грехе. Отлученные люди не могут испытывать чувства вины. Это чувство есть только у отлучившего их Бога. Поэтому жертвоприношение Христа есть покаяние Бога. Христианское учение основано на этом Богопокаянии как религия примирения человечества с Богом.

Невозможно согласиться с утверждением, что Бог принес в жертву своего Сына, а не себя в этом Сыне. Человек жертвует тогда, когда в нем есть божественный дух. Природа не может жертвовать, поскольку в ней есть только животная душа, то есть способность выделять из разнообразного родственное себе. У нее есть сознание, но нет самосознания, поэтому выбор действий продиктован привычкой ожидаемого результата. Этой сознательной памяти достаточно, чтобы не выходить за пределы известного, и только в состоянии крайней нужды животное готово рисковать. Человек же, который обладает самосознанием, способен соотносить риски и цели с возможной пользой. Так что правильно говорить, что не Сын Божий принес себя в жертву ради людей, поскольку пользы от этого никакой, а Бог принес в жертву себя в Сыне. Только в этом случае жертва невинна, а иначе она преступление Бога перед Сыном. Если же Христос от имени Отца исполнил собственную волю, то жертва не достигает цели, поскольку не может искупить вину тот, кто искупает ее жертвой другого. Поэтому только жертва Бога в Сыне была истинным смыслом пришествия. Сам же Христос был тем человеком, ради которого Бог принес себя в жертву. Поэтому люди и уподобляются Христу, веря, что в Христе Бог принес себя в жертву ради них.

В отличие от первобытной мифологии христианский миф - это уже миф о реальном человеке. Что значит фигура Иисуса? Почему он стал основателем религии и воскресил веру? Бог впервые посредством Святого Духа проник в младенца во чреве женщины, забеременевшей телом этого младенца от мужа. Божественный дух снизошел в Христа при зачатии. Это значит, что совершенство его будущей личности было предопределено заранее, генетически обусловлено, как сказали бы сейчас, и что он был готов к восприятию священного духа, который полностью определял Боговоплощение этой личности. Пребывая в Боге, он мог донести истинное откровение до людей. Что такое истинное откровение? Это устройство человека, в котором он знает Богоявление как свою сущность. Но нет нужды отделять проникновение Святого Духа от плотского зачатия: без этого зачатия не во что было бы и проникать Святому Духу. Вопрос о невинности вообще не стоит. Согрешить со Святым Духом невозможно, поэтому зачатие ограничилось плотским грехом, нисколько не помешав невинному проникновению Святого Духа. Поэтому и Мария является матерью Иисуса, а не Богоматерью. В Иисусе же произошло Боговоплощение. Это значит, что Бог через посредство Духа стал действительной человеческой личностью, смог проповедовать добро и искоренять зло.

Только в Промысле Бог полнее своей абсолютной полноты, и эта мысль есть причина творения. Ведь в этой мысли он уподобляется себе, чтобы полнота Промысла совпала с его абсолютной полнотой. В полноте Промысла он больше себя, превосходит себя, хотя и равен себе. Таким образом равенство со своей полнотой устанавливается только во времени, в движении от себя к себе в себе. Это и есть Бог, который порождает свое подобие во времени. Когда говорят, что творение подобно Богу, это и имеют в виду. Творением и называется самодостоверность в подобии. Бог постоянно творит свое подобие, достигая цели Промысла, которую он может только вообразить, но не сделать постоянной противоположностью. Ведь не может он отделить себя от себя. Поэтому только в воображении он превосходит себя, оставаясь собой. Творение процесс воображаемый и реальность человека не является творением Бога, поскольку она существует в действительности, а не в воображении. Так что реальности человека предшествует воображаемое творение, в котором Бог устанавливает свое подобие в конечной цели Промысла. Это стремление Бога к воображаемой цели посредством творения своего подобия во времени и есть жизнь, в которой он пребывает во время своего творения. Так что жизнь ничем не отличается от не имеющего противоположности Бога, и человек есть подобие Бога не по названию, а по сути. Ведь все, что сотворил Бог в своем подобии на протяжении Промысла, и есть то, что он есть сейчас. А это и есть человеческое местоимение, я со всей историей предшествующего мира. Цель Промысла - установление времени живого бытия, в котором Бог творит подобие себе, чтобы вновь стать творящим это подобие.

Поэтому прежде чем возникло в сознании бытия ничто был Бог. Откуда я это знаю, если слово "был" уместно только в сознании? А до возникновения ничто сознания не было. Как же сказать о Боге, о котором нельзя сказать, что он был до ничто? Как о предпосылке возникновения, вытекающей из превосходства над сознанием бытия. Превосходное содержит в себе предпосылку того, над чем оно превосходно. А эта предпосылка, заключенная в превосходстве над сознанием бытия, Бог. Так что Бог до всякого бытия предпосылается в заключении превосходного. Превосходно не только то, в чем завершается сознание бытия, но и то, что в этом превосходном обнаружилось как предпосылка возникновения. Так что Бог является содержанием превосходного, а не предшествующим ничто предположением. А это значит, что он объемлет все причины и следствия не как первая причина или последнее следствие, а как их общая форма, в которой действующие причины достигают своей цели независимо от воли Бога, которая удерживает эту форму в целостном состоянии. Поскольку содержание этой формы постоянно ее преображает, то и Бог свою неизменность видит в постоянном изменении сознания бытия,в превосходстве над которым меняется и предпосылка возникновения, дающая представление о Боге, но не личное причастие к нему. Так что в превосходстве можно обнаружить только идею Бога, мысль о нем, но нельзя обрести причастие, поскольку оно связано с тайной творения, а человеку доступно только творение в процессе возникновения. Тайна же предшествует возникновению ничто. Ведь человек возник уже сотворенным, а не сотворился в возникновении. Для этого ему пришлось бы осознать эволюцию своего бытия от начала мира. Творение в возникновении - это живое развитие возникшего сотворенного, процесс становления личности в соответствии с замыслом Бога. Сама же личность не является божественной, она человеческое существо, предопределенное предшествующим возникновению творением.

Творение имеет начало в Боге, но сам Бог не является его началом. Творение атрибут божественности, постоянное состояние Бога. Поэтому и называют его Творцом. Не потому что он что-то сотворил, а потому что в творении заключается его жизнь, а не только бытие. Без творения он может не быть и в небытии ничто, в состоянии самоубийства, но Бога самоубийцу помыслить невозможно. Можно лишь помыслить такое состояние, когда он освобождает себя от себя, оставаясь не тем, чем он мог бы быть, если бы захотел. Но для того, чтобы не хотеть, нужна противоестественная сила, сила, большая чем у Бога, а такой силы быть не может, потому что вся сила у Бога. Так что Бог не может захотеть не хотеть, и творение не прекратится. У него нет силы против себя, ведь творение своего подобия в Промысле бесконечно и никогда не достигнет противоположного. Так что он никогда не окажется лицом к лицу с противоположностью своего подобия, которая могла бы покуситься на него. То есть, Бог не может сотворить Врага. Ничто не покушается на волю Бога, творящую предшествующее возникновению сознания бытия свое подобие для воплощения в мировой реальности в качестве ее действующей конституции. Поскольку нет силы, способной помешать Богу осуществить его замысел даже у него самого, то его стремление к бытию превыше его возможностей и предничтожного безразличия. Бог собой предопределен к бытию, это значит, что его всемогущество направлено к творению предвозникающего. Прежде творения - творческое всемогущество Бога, а его бытие - это лишь возникшее в явлении сознание. Так что Бог осознанная сущность, возникшая в результате творения. Всемогущество как способность быть Богом в явлении бытия опирается на предвозникающее творение, в котором дается план будущего мыслепорядка, образующего конституцию мира. Всемогущество, которое приписывают Богу, для него ничего не значит, поскольку, будучи пределом возможного, он не может хотеть большего, а всемогущество, которым он обладает в явлении бытия, есть лишь сознание им своей сотворенности.
Понять Бога - значит познать творение, предшествующее возникновению. Поскольку для этого надо проникнуть в прежденичтожное, это невозможно.
Бог предопределил познание только творящимся в возникновении. Поэтому никакое творение человека не может проникнуть в замысел Бога и постичь его. Но мысль о том, что человек является орудием его Промысла, примиряет с этим. Зачем постигать то, что без тебя не может осуществить свой замысел? Не это ли лучшее доказательство того, что ты уже постиг то, что лишь стремишься постичь, будучи им в ином ему?

Поскольку невозможно отличить бытие от небытия, время необходимо для того, чтобы это отличие было. Время - это бесконечное становление бытия Бога в небытии человека. Бог ничего не творит, он лишь устанвливает свое бытие. И если бытие Бога в небытии человека ошибочно принимается за творение, то лишь потому, что время его бытия остановилось в жизни человека. Но поскольку Бог вне времени перестает быть, возвращается в небытие, теряя ставшее, то и жизнь не может остановить время бытия Бога, удерживая его в небытии. Так что время отвергает жизнь на том основании, что она не может вынести бытие Бога во времени, а Бог не может терпеть вневременное небытие. Вне времени Бог умирает в небытии человека или в той жизни, которую называют вечной, поскольку она не длится, а лишь обозначает небытие Бога как невозможность его бытия во времени. Вечная жизнь и есть смерть Бога, поэтому заявление о смерти Бога равносильно заявлению о наступлении вечной жизни. Поскольку жизнь есть Богоотрицание, то есть та противоположность, которую не сотворил Бог, современное сознание готово убить Бога, чтобы достичь вечной жизни, превратив ее из смерти в кульминацию Боготворения. От Богооткровения до Боготворения - всего лишь один шаг вечности. И этот шаг вознамерился сделать Сверхчеловек.

Разбожествление Бога ведет к открытию мира. Открытый мир и есть реальность, в которой живет человек. Она состоит из вещей, имеющих основание в себе, и в умах воспринимающего их человека. Мир становится двойственным: делится на объективный и субъективный. В объективном мире ум находит сущность вещей, которая, как он считает, на зависит от человека; в субъективном  сущность закрепляется в сознании своего существования в присущих этому сознанию смыслах. Вещи хотя и не зависят от человека, их сущностью является воспринимающая их душа. Душа не принадлежит вещи, но сущность у них общая. Что является этой сущностью? Мировое сознание Бога. Это значит, что все неявное пронизано светом откровения, светится своей видимостью, оставаясь во тьме невидимого, за пределами осознанного явления. Хотя я и полагаю, что живу в известном мне мире, я помню, что он лишь часть разбожествленного Бога, и что неразбожествленный Бог остается по ту сторону этого мира. Так что в результате богопознания возникает мир, а не потому что его сотворил Бог. Мысль о том, что Бог что-то сотворил, бессмысленна, поскольку от имени Бога нельзя что-либо отрицать или утверждать. От лица Бога рассуждает только тот, кто считает себя подобным ему, но этого не может быть, поскольку человек как часть разбожествленного Бога на может быть подобен целому Богу. Подобен же себе только Бог в своем творении и во всем, что он сотворил. А в возникшем он себе не подобен. Человек же возник после своего творения, поэтому он не подобен Богу, а лишь Бог подобен в человеке самому себе, поскольку в нем себя сотворил.

Бог только в момент творения воображает то, сущность чего должна стать реальным воплощением. Так что Промысел его ограничивается моментом наступления воображаемого творения. Было бы странно, если бы у единого были заранее подготовлены смыслы и цели, отличающие его от себя. Это значило бы, что Бог, обладая абсолютной полнотой, еще больше ее. Но это и есть начало движения и времени, которое называется мышлением. Бог, обладая полнотой большей, чем та, больше которой полноты быть не может, находится в движении, поскольку только так можно быть больше того, больше чего его нет. Он также не может быть единственным, поскольку это значило бы его особое положение среди возможного. Но Бог не единственное среди возможного, а единое возможного.
Бог умирает не тогда, когда умирает человек, а тогда, когда умираю я. Я - это сверхчеловек, в я очеловеченное местоимение Бога отделяется от воображаемого творения в сверхчеловеческой реальности. Сверхчеловек надбожественная сущность в отличие от человека, сущностью которого является божественное воображение. Жив только Бог в своем воображении, а я только иногда бываю собой. Но это иногда и есть воображение Бога, в котором он жив сегда.

Дальнейшее происходит в момент наступления настоящего. Прогнозы основаны на продолжении действия по предустановленным законам. Но божественное воображение не предсказуемо. Творение, в котором он является для себя, вызвано его собственным воображением, а не человеческим ожиданием. Так что как бы человек ни планировал свое будущее, оно никогда не совпадет с тем, что наступит. Поэтому и происходит все в тот момент, когда наступает, а не когда его собираются совершить. Искусство не прогнозирует будущее, оно устанавливает время настоящего. В искусстве происходит то, что божественное воображение собиралось совершить помимо человеческой воли. Искусство полагает результат божественного воображения как действие собственной воли. Бог лишь преображается в себе посредством воображаемого творения, но не является. Его ясность меняется ежемгновенно, так что воображенное этой ясностью никогда не кончается, поскольку оно неисчерпаемо. Бог для себя всегда ясен, но никогда не явен. Поэтому человек и стремится превратить в явность его ясность, полагая, что это и есть цель его существования.

В отличие от метафизического Бога живой Бог должен иметь ясное выражение. Метафизический Бог - это неопределенное единство сущего, которое сознаваться не может. Этот Бог не может быть живым или мертвым, он может быть лишь идеей бытия, входящей в систему познания в качестве абсолютной формы самосознания. Человек и есть определенность метафизического Бога в его неопределенности. Поэтому человек никогда не познает себя, ведь его непознаваемость заложена в саму основу определенности его сознания. Так что живой Бог - это Бог в человеческой определенности, ясный Бог, который, действительно, может умереть вместе с человеком и в котором человек может жить вечно до тех пор, пока жив. Идея вечного бытия в живом Боге - это и есть попытка понять Бога вне человеческого сознания, в неопределенности метафизической сущности. Так что Бог умирает в ней вместе со смертью человека, но считается, что пребывает там вечно: ведь вечность и есть неопределенность понятия в отсутствие самосознания. Метафизический Бог также является и религиозным Богом, поскольку в основе его ясного человеческого образа лежит понятие непостижимого для жизни бытия. Бытие - это образ Бога в ничто, самосознающий себя в ясном человеческом выражении. Поэтому смерть Бога означает лишь возвращение его к бытию метафизической сущности, для которой понятие смерти или жизни не существует. Одновременно со смертью Бога человек лишается самосознания. Подтверждают это персонажи Рихарда Вагнера, которые не имеют самосознания. Это иррациональные силы бытия метафизической сущности. Если в Христе понятие человека и Бога разделяется природой и духом, то иррациональная стихия Вагнера - одухотворенная природа человека в божественном естестве духа. Этот дух испытывает природу человека и Бога и, в конце концов, сокрушает ее. На этом его миссия закончена. Если миссия Христа заключается в возвращении человека к Богу, то дух Вагнера очищает человечество и его богов от самих себя. Это и есть исходный пункт идеи Ницше о смерти Бога и сверхчеловеке. Очищенный мир может только возродиться заново и следующим этапом его зарождения будет сверхчеловек, то есть тот, кто не имеет себя, не имея Бога. Сверхчеловек открывает время. Время единственная его ценность. Отсутствие бытия во времени связано с отсутствием Бога, без которого бытие невозможно. Так что сверхчеловек не может быть и покидает время, так и не побывав в нем. Вот в этом он и является загадкой иррационального сознания. Как можно усмотреть бессознательное, бытие которого отсутствует? В чем выражается присутствие иррациональной воли, заключенной во времени? Только в восприятии феноменов времени. Их происхождение иррационально и бессознательно, и современная сверхчеловеческая феноменология устанавливает это. Помимо ретроградного воспроизводства постоянного и неизменного торжествует пафос иррационального присутствия в феноменальной воле сверхчеловека.

Что же уничтожается в отсутствующем бытии сверхчеловека? Уничтожается время, феномен времени. Трансцендентная метафизика входит в состав этого времени как один из феноменов, но не как самостоятельная дисциплина, отделенная от эмпирического факта. Сверхчеловеческое ничто - это первоначальный факт установления времени в самом времени. Нет бытия, истинное познание которого приводит к вере. Бог не может быть истиной, поскольку трансцендентная метафизика погружается в бессознательный феномен времени. Истина исчезает вместе с целью существования в Боге. Сверхчеловек исчезает вместе с обретением себя во времени. Ни Эдем, ни вечная жизнь больше не касаются его. Он - пропадающий в находящем себя времени. В прошлые века ничто было конечной целью трансценденции, которая рассматривалась как метафизическое бытие Бога. Так человек представлял себе окончание жизни. Для сверхчеловека ничто полнота свершившейся жизни, а не Бог. Это не бесконечная и вечная трансцендентная полнота и не конечность эмпирического. Это феномен сам себя устанавливающий с приходом времени и сам себя останавливающий с его уходом. Феноменальное бессознательное настолько иррационально, что не может объяснить различие между добром и злом. Поэтому изначально сверхчеловек создан для тотальной любви, а не для сокращения сроков жизни человечества в индивидуальных конфликтах. По сути сверхчеловек - это торжество радости. В этом его предназначение Феноменальное приятие любви, которая и есть радость, результат того, что Бог прощен. Он не только создал человека, но в сверхчеловеке искупил свою вину за его творение. Грех творения прощен в сверхчеловеке. Бог предстает невинным, а сверхчеловек вне Бога и без Бога - существом времени.

Чем отличается человек от сверхчеловека? Считается, что душа человека принадлежит Богу и, покидая тело, возвращается в бестелесном виде к нему. У сверхчеловека нет такой души. У него есть только он сам. И именно он, весь постоянно возрастает над собой в сверх-я, не достигая и не усматривая в этом стремлении ничего для него предуготовленного. У него нет судьбы. Затем начинается процесс самообрушения, возвращение в исходное состояние своего отсутствия. Что такое экзистенция, которая появилась вслед за появлением сверхчеловека? Это феномен присутствия в потоке времени. Еще долго доосверхчеловеченный человек будет предметом внимания в онтологических директивах классиков философии. Но время их прошло. Они утвердили существо сознания человека, отведя ему в истории творения всеобъемлющую роль абсолютной идеи, воли и духа, закрепив разум в сознании бытия. Но жизнь вышла за пределы этих усилий: утвердив выдвижение экзистенции, то есть осверхчеловеченного человека в феноменальном потоке времени вместо миропорядка бытия и свободы воли, она уже никогда не согласится вновь стать экспериментом Бога в составе творения.

Что значит творение? Это процесс появления возникающего от ничто до бытия. Но Бог творит до ничто. Сотворенное может быть полностью выявлено в процессе возникновения, поскольку оно заключено в границах от ничто до бытия. Но Бог до ничто сотворил то, что возникло в бытии и стало явным. Под творением Бога понимают не то, что появилось, а то, что предшествовало появлению. Это и называлось вещью в себе, внятное изложение которой принадлежит немецкой философии. Предшествующее явлению и возникновению в явлении творение есть первозданное откровение, в котором разум еще не обрел сознание своего бытия, то есть не усмотрел идею существа противоположного в отношении к своему восприятию. Творение от ничто до бытия и творение к ничто для бытия - два вида творения. Первое совершает человек, второе - Бог. Первое называется возникновением в явлении, второе - предъявленным откровением. Предъявленное откровение предшествует самой возможности человеческого творения, так что искусство является продолжением замысла Бога, порученного человеку. Этим и объясняется то великое воздействие, которое оказывает оно на жаждущее понять смысл своего бытия человечество, ведь в искусстве открывается то, что Бог скрыл от непосредственного восприятия. Истина, которой называется продолжение замысла Бога в искусстве, является его содержанием и единственным содержанием, поскольку творение в ней обретает совершенный вид, достигает бытия того, что Бог лишь наметил в предначертании. Что же такое истина? Это тождественный возникновению процесс творения от ничто до бытия. Бог же творит естество творения, а не истину, поскольку сотворенное им не возникло в явлении, а предшествовало ему.

Экзистенция - это осверхчеловеченный человек. Возвращение к человеку связано с ретроградной привычкой к бытию. Человеку не свойственно не быть. Ведь у него есть самосознание. Но возвращенный к бытию человек осверхчеловечен. Это значит, что он постиг независимую от Бога конституцию, смерть и бессмертие и силу безысходности. Безысходность делает его неуязвимым и готовым на все. Он лишь выбирает из всего возможного наиболее прибыльное. Так он оказался в положении того, кому пришлось из всех возможных миров выбрать наилучший. Сверхчеловек не только подобен тому, кого он когда-то называл Богом, но и поставлен на его место, чтобы совершить грех творения. Но, возможно, Бог предусмотрел и то, чтобы сверхчеловек не повторил его ошибку и не создал нечто такое, для искупления вины перед чем ему пришлось бы принести себя в жертву. И этой жертвой стало бы отвращение к самому замыслу творения. И это было бы самой последней жертвой, потому что ничего больше не было бы сотворено.

Но что является искусством сверхчеловека? Разорванное сознание. Что это значит? Это сознание, которое отмечает ценность и самостоятельную значимость каждого места пространства. Непрерывность, в которой значения становятся лишь фоном общей идеи, уступает место осознанному структурированию пространства. Ни у одного места этого пространства нет продолжения в другом месте, пространство заканчивается любым местом. Места сопоставляются. Сопоставление мест не является протяженностью, понятие протяжености в структуре отсутствует. Вместо нее вводится понятие полноты. Пространство тем полнее, чем больше мест сопоставлено. Можно сказать, что оно разворачивается своей полнотой. И это отличает его от предшествующего искусства, пространство которого является непрерывной поверхностью образного выражения.
Пространство становится полнотой, если оно исполнено до предела. В нем ничего нет, нет пространства, есть полнота. Переполненность полнотой предельное состояние и выражение искусства. Только в этой сверхполноте ясно то, что теряет себя на пути к феноменальной искренности. Искусство - это область предельной сверхполноты, в которой полнота находит себе место. Ни одно из этих мест не является местом другого, между ними нет онтологической рефлексии, они нейтральны, забыты друг для друга, их встреча есть праздник и радость сверхчеловека, вовлеченного в неприкосновенное волшебство существования. Картина, написанная таким художником как время, вечна, потому что она излучает избыток благодарности, запечатленный временем в ее полноте.
Полнотой является сопоставленное в сверхполноте. Сверхполнота есть композиция времени, в которой обнажается безграничное одиночество единственного. Опираясь на полноту, оно выносит взгляд опустошенного мира. Это опустошение и есть та тревога, которую испытывает сверхчеловек, покидая время.

В полноте искусства нет знакомых имен. Следует найти новые имена для обозначения установленных местоимений. Когда кто-нибудь спрашивает, что это, он хочет знакомым именем назвать незнакомое. Это невозможно. Поэтому сверхполный состав местоимений остается вне восприятия. Подобно солнцу, он обжигает, но не проникает в глубину смотрящего. Имя и я совпадают в одном и том же. Полнота состоит из безымянных я, а не из значений. Выявить имя этого я в составе полноты поставленного и есть задача художника. Он дает имя безымянному я в ясном местоимении. Место, определенное этим я, и есть имя. Так что полнота в сверхполном сиянии под взглядом опустошенного мира и есть живое сверхчеловеческое существо, пришедшее столкнуться с отсутствием времени.