Синтетич. философия. Душа. продолжение

Владимир Сукосян
Различные представления о составе Души
   
     Древние египтяне считали, что человек состоит не только из физического тела, но и: духовного тела, двойника, души, нематериального эфирного духа, тени и имени. Все эти составляющие жизненно важны и тесно связаны меж собой.
    
     В иудаизме существует понимание души, как независимой от тела сущности, эта часть человека непосредственно создана Богом. Душа оживляет тело и им руководит. Как Бог наполняет вселенную оставаясь невидимым, так и душа наполняя тело оставаясь невидимой. Во время сна, душа покидает тело и восходит на небеса, где пополняет запас жизненных сил.
    
     Ислам различает три вида души:
1. Растительная душа. Отвечает за: питание, развитие, рост, размножение.
2. Животная душа - отвечает за чувствительность и движение.
3. Говорящая душа - отвечает за разум, процесс познания и речь.
   
     Садритдин Ширази пишет: «Человеческая Душа бессмертна. Она на низшей своей ступени существует вместе с телом, но в высшей ступени существует отдельно от тела и вечна. Она подвергается превращению и сливается с Богом».
    
     Душа человека у Платона представлена (диалог Федр) в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми – белой и черной. Возница – символ сознания и разума человека. Белый конь – благородные, высшие качества души, стремление человека к благим мыслям и поступкам, к миру богов. Черный конь – это страсти и желания, он тянет колесницу к земле. От этого разделения душа испытывает муки.
     Дyшa cocтoит, кaк бы из трёx чacтeй:
выcшeй – увлекающей в мир богов и идей; 
paзyмнoй (возничий), - c пoмoщью кoтopoй чeлoвeк coзepцaeт миp и делает свой выбор;
и  низшей – чyвcтвeннoй, «рабой тела».
    
     В Христианстве: существуют две точки зрения: дихотомия (человек состоит  из тела и души) и трихотомия (человек состоит из тела, души и духа).
    
     Ведические представления о человеке и Душе заключаются в том, что человек состоит из: тела, жизненной силы, индивидуальной души, состоящей из оболочек желаний, субъективного духовного начала, тесно связанного с Мировым Духом и разумной души, которая осознается индивидом, как «Я».
     Разумная душа, образно выражаясь, - является полем битвы между животной душой (оболочками желаний) и Божественной душой. Животная душа, обеспечивая тесное взаимодействие с телом, является «рабой тела» и старается удовлетворить все потребности и желания своего господина - тела. Для этого она и существует.
     Все высокие устремления, есть плод деятельности духовной, Божественной души. У духовно развитого человека, поле духовной души, «побеждает», и расширяясь, занимает всё, или почти всё пространство разумной души, и влечет человека в мир прекрасного, в мир любви и духовности, в мир познания и гармонии.
     У корыстного, страстного эгоиста, наоборот, - животная душа теснит духовную душу, стараясь полностью овладеть пространством разума. Если сознание в момент смерти физического тела заполнено Божественной душой, то душа умершего устремится на следующий, более высокий, духовный уровень жизни.
     И наоборот, сознание, заполненное телесными желаниями, угаснет, в ожидании следующего воплощения на том же уровне, в схожих или даже худших условиях рождения.

     Если сравнить все упомянутые взгляды, то видно системное совпадение представлений о Душе, её разнородности и назначении.  По существу, речь идет о духовном агрегате, о функциональной неоднородности Души, известной человечеству с давних пор.