Прыжок с парашютом

Виктор Як Чернявский
С крыла самолета "ПО-2"

Самолет «ПО-2», в народе его называли «кукурузником», имел верхнее и нижнее крыло.  А «кукурузник» из-за того, что самолеты данного типа использовали тогда для опыления колхозных полей.
На  высоте более 600м мне необходимо было вылезть из кабины и встать на нижнее крыло. И это при том, что на спине закреплен на лямках основной парашют, а на груди еще и запасной.
При обучении иногда мы даже возмущались. Зачем нам несколько раз повторять простейшие движения. Вначале приподняться с сиденья, пригнуться, чтоб не упереться основным парашютом в верхнее крыло. Затем перекинуть ногу через борт и держась за него пройти по крылу к кабине пилота. И это при скорости полета не менее 90 километров в час.

И вот настал  тот день. Выпускные экзамены сданы, и мы уже трясемся на машине аэроклуба на аэродром. В то благодатное время все, естественно, бесплатно.
Первый вопрос инструктора – с облетом или без облета прыгать? Все дружно сказали – без облета.
То-есть, согласились необычно впервые подняться на самолете, а потом «своим ходом»  спуститься на парашюте. Какое же это радостное ощущение глядеть на землю с высоты птичьего полета. Я едва не просмотрел поднятую руку пилота. Это сигнал, - пора выходить на крыло.

Я резво попытался  вставать с сиденья, но во что-то уперся основным парашютом. Попробовал еще раз, но без успеха. И тут я вспомнил хитроватую улыбку инструктора при нашем протесте заниматься «ерундой» на земле.Парашют сейчас упирался в плоскость верхнего крыла. Я пригнулся и, наконец, перекинул ногу через борт. Два шага к кабине пилота, и я стою, держась за борт. Но еще надо развернуться, чтобы пилот смог перебросить фал через меня. Вспомнил наказ инструктора – не смотреть вниз, и тут же посмотрел.

Ветер пытается сдуть меня с плоскости крыла, рука немеет от напряжения, а внизу бездна, в которую я должен выпасть. Свое желание вернуться  в кабину я погасил убеждением. Стыдно, если вернусь на землю в самолете.  В этот момент пилот кивнул головой и я, как дисциплинированный ученик, разжал руку и дальше не помню, как я летел вниз. Фал – длинный прочный шнур, расправлялся надо мной. Он одним концом  защелкнут за конструкцию самолета, другим за вытяжной парашют. Фал стянул чехол основного парашюта, и о, радость, я  повис в воздухе. Такое ощущение овладело. Ведь при спуске нет относительного движения. - не с чем сравнить  движение вниз.

Я запел, а ветер старался раздуть мои легкие. Неуемная юношеская радость. Земля приблизилась незаметно. Упав на бок, стараюсь  подтянуть стропы  парашюта. Так положено по инструкции.
Я взглянул  в синее безбрежное небо, которое  только что покорил.
Так прошел мой первый взлет на самолете, который закончился не посадкой, а приземлением на парашюте.