081 Сатанинский бал в Ла-Ринконаде Перу

Виорэль Ломов
Раздел 5 ЮЖНАЯ АМЕРИКА


081 Сатанинский бал в Ла-Ринконаде (Перу)

Ла-Ринконада — шахтерский город на горе Ананея-Гранде (Перуанские Анды), в 90 км от озера Титикака. Город расположен в зоне вечной мерзлоты на высоте 4900—5100 м, у подножия ледника Белла Дурмиенте («Спящая красавица»). Это самое высокое постоянное поселение в мире. Ла-Ринконада принадлежит району Ананья провинции Сан-Антонио-де-Путина (Перу). Большая часть 50-тысячного населения города разрабатывает золотоносную жилу.

Казалось бы город, вознесенный на такую высоту, должен быть наполнен благодатью и являть собой если не священное место, то хотя бы мировую достопримечательность. Но туристы и паломники сюда не спешат. Любоваться тут нечем, молиться некому. Разве что золотому тельцу. Золотая жила притягивает к себе авантюристов и обездоленных людей.

В прошлом веке тут было заповедное место. Об этом напоминает огромный ледник, нависающий над шахтерским городом. Не зря его за красоту прозвали Спящей Красавицей. Регион, удаленный от цивилизации, славился чистейшими озерами с рыбой, утками и гусями, зелеными пастбищами. Здесь охотились пумы; паслись ламы, альпаки, гуанако, викуньи; водились вискаши, шиншиллы, куропатки, мухоловки, вьюрки, бабочки...

А сегодня повсюду отработанные карьеры, голая земля, мертвые ржавые водоемы. Редко увидишь ламу да андского кондора в небе. «Лунный пейзаж», «Картина Босха» — так называют теперь эти места. Когда после тряской езды по единственной узкой дороге, вьющейся серпантином, подъезжаешь к городу, в глаза бросаются груды мусора, и в нос бьет зловоние от цианида, горения, гнили, промышленных отходов и человеческих экскрементов. Миновав промзону, в шахтах которой от рассвета до заката вкалывают мужчины, а наверху женщины и дети копошатся в отвалах и хвостах, надеясь найти крупинки золота, — попадаешь в город. Большей частью это хижины из оловянных листов, жести и камня без теплоизоляции, узкие грязные замусоренные улочки. В Ла-Ринконаде нет администрации и законов, полиции и банков, больницы и почты, городского транспорта и водопровода, нет систем канализации, очистки воды, отопления и сбора мусора, школа всего одна. Зато много публичных домов и питейных заведений.

Что за метаморфозы произошли за 20 лет? Обратимся к истории.

Добычей и обработкой золота в Перу занимались еще до появления цивилизации инков. Инки же настолько преуспели в этом, что чуть не свели с ума нагрянувших на их земли в XVI в. испанских конкистадоров, возглавляемых Ф. Писарро. Колонисты, обуреваемые жаждой обогащения, не только грабили аборигенов, но и сами занялись поиском месторождений. Нашли испанцы золотую жилу и на Ананее. Сохранились предания, что они отправили испанскому королю 50-килограммовый слиток размером с лошадиную голову и что реки, бегущие с горы, были усыпаны сверкающими самородками. Сообщал об этом и летописец Гарсиласо де ла Вега. Больше ста лет испанцы разрабатывали Королевское месторождение, пока не «проснулась» Спящая Красавица. Край ледника, наросшего от тепловой обработки руды, обрушился вместе с ледяной водой на шахты, затопив в стволах всех добытчиков. Испанцы покинули Ла-Ринконаду.

После того, как в 1801 г. немецкий натуралист Александр фон Гумбольдт, путешествуя в этих местах, заметил, что гора Ананея таит в себе еще много золота, испанцы пытались возродить промысел, но им не удалось это сделать из-за удаленности места и крайне суровых условий жизни. Ведь на такой высоте у каждого пятого человека из-за недостатка кислорода регистрируют острую горную болезнь (высотную гипоксию), как правило,  с летальным исходом, а у остальных (если это не коренные горцы) отмечают авитаминоз, кислородное голодание, усталость, общую слабость, сердцебиение, одышку, головную боль, тромбоз, тошноту, нервные расстройства, бессонницу и проч. Облегчают недомогания лишь комочки коки, которые постоянно жуют добытчики. Не улучшает самочувствия и пронизывающий сухой холодный ветер.

Интерес местных жителей к Ананее возродили в 1960-х гг. альпинисты. За ними в гору с кирками подались деревенские мальчишки. Им повезло, они нашли в одной из старых шахт кусочки золота. После этого к леднику пришли и взрослые с семьями. Строили хижины, обживали поселок. Лет 30 золото находили немногие счастливцы, да и то крохи. Открытие золотоносной жилы на стыке XX и XXI вв. вызвало «золотую лихорадку». Это совпало с резким подорожанием золота на мировых рынках с $8,71 за 1 г в 2001 г. до $44,77 за 1 г в 2019 г. За это время пробурили больше 250 шахт, а число жителей с нескольких сотен выросло до 50 тыс. Многие старатели работают в шахтах по вахтовому методу.

Изначально город Ла-Ринконада был образован усилиями корпорации Ананеа. Сегодня здесь золотодобычей (в основном незаконной) занимаются 200 компаний, вырабатывающих ок. 10 т золота в месяц ($300 млн). Многие шахтеры работают по системе «кахоррео», когда 30 дней они трудятся без оплаты, а на 31-й день им разрешается вынести из шахты столько руды, сколько они могут унести. В среднем шахтеры зарабатывают $170 в месяц.

Добыча золота ведется архаичным способом — с помощью ручных буров, кирок, ломов и лопат. Породу дробят вручную. Золото извлекают с помощью ртути (реже цианида натрия). Кусок руды помещают в ртуть. Получившийся серебристый шарик (амальгаму) сжигают паяльной лампой либо в специальной печи, при этом ртуть испаряется, загрязняя воздух, воду и землю. Каждый полученный грамм золота загрязняет природу пятью граммами ртути. Спящая Красавица уже вся пропитана ядом. Пробы зафиксировали превышение допустимого уровня ртути в городе в 50 раз! (http://www.vqronline.org/essay/dreaming-el-dorado) Перуанские экологи бьют тревогу — следы ртути обнаружены уже в озере Титикака.

К болезням, вызываемым высокогорьем, добавляются новые — от отравления ртутью и ее парами: судорожный кашель, тремор, кровоточивость десен, расстройство пищеварения, головокружение, нарушение памяти, рвота, почечная недостаточность и т.п. Сама работа идет с вопиющим нарушением требований техники безопасности. Шахтеры гибнут от обвалов, случайного возгорания некачественной взрывчатки, утечки химикатов, угарного газа. А отдых (вернее, передышка) заключается в неумеренном потреблении алкоголя, походах на улицу красных фонарей, поножовщину, «ловлю СПИДА». Из добытчиков редко кто доживает до 50 лет.

Что же касается детей и подростков — «более 70 % страдают хроническим недоеданием; до 95 % страдают той или иной формой нервного расстройства…. От 5 до 8 тыс. девочек, некоторым из которых едва исполнилось 14 лет, … держат в плену как сексуальных рабынь».

Спрашивается, ради чего такая жизнь? Ради обогащения сотни-другой дельцов да ради того, чтобы не умереть с голоду — ведь 45 % перуанцев находятся за чертой бедности.

Таков этот город Ла-Ринконада. Воистину — «сатана там правит бал».