Я говорю с тобой из Ленинграда

Влад Лесной
Друзья!
Из Сети.
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьёт.
В бомбоубежищах уснули дети,
ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом — смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слёзы,
что называлось страхом и мольбой
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады
-мы не покинем наших баррикад.
 И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамёна Петрограда.
Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.
 Ольга Берггольц

...Други!
Да, 80 лет назад мы одолели этих бешеных зверей, полностью освободили город Ленина! Более миллиона ленинградцев погибли от фашистских снарядов, голода и холода в осажденном Гитлером городе на Неве.Бесноватый фюрер устроил здесь самый настоящий геноцид русского населения.
Пусть навечно будет проклята коричневая чума фашизма и нацизма, в том числе бандеровского!
Вл.Назаров
***********
1.Предатели русской земли: Кто они -самые известные иуды нашей страны?
 
Российская история изобилует выдающимися героями. Даже западные историки признают, что множество российских побед обеспечены именно высочайшим боевым духом бойцов и народа. Но человеческий фактор полностью не исключишь. Были, есть и будут среди нас предатели, чьи подлые интересы превыше всего. Причем, ранги иуд самые разные. Родину продавали как бесчестные рядовые, так и знаменитые воеводы и общественные деятели. О них - в нашей подборке.
Предатель Петра Первого
Знаменитый украинский гетман Иван Мазепа долгое время пользовался доверием Петра I, предав государя в самый ответственный момент - в начавшейся войне со шведами. За высокие заслуги перед матушкой Россией Мазепа даже награждался самой высокой государственной наградой - его удостоили чести носить на груди орден Святого Андрея Первозванного. Но вскоре, в разгар Северной войны иуда-гетман переметнулся на сторону врага - шведского короля Карла XII. Параллельно он заключил договор с польским лидером Станиславом Лещинским, обещая отдать пшекам Киев, Смоленск и Чернигов.
Взамен амбициозный Мазепа запросил украинскую «незалежность», княжеский титул, а также Витебск и Полоцк. В этой подпольной игре за местечковую власть его поддержали около 3 тысяч запорожских казаков. Узнав о предательстве в кругу доверенных лиц, Петр I лишил гетмана всех дарованных наград и титулов, объявив его врагом номер один для россиян. К счастью, предательские потуги Мазепы не привели к существенным последствиям, и вскоре большая часть его военных казаков вернулись к Петру I.
Оказавшись не у дел, Мазепа пробовал вернуть царское доверие, но все тщетно. В итоге шведов под Полтавой мы успешно разгромили, а гетману-неудачнику пришлось бежал с Карлом XII к туркам, где он вскоре и скончался. По легенде его съели вши. В сегодняшней Украине Иван Мазепа составляет перечень национальных героев.


Сегодня историки именуют князя Андрея Курбского «первым русским диссидентом». На протяжении долгого времени он приятельствовал с Иваном IV и входил в круг самых влиятельных государственных деятелей России. Являясь членом «Избранной Рады», управлял от имени царя государством через внедрение громких долгосрочных реформ. По определенным причинам Иван Грозный Раду распустил, и участники попали в опалу. Опасаясь незавидной участи, Курбский сбежал в Литву. Там перебежчика встретили с распростертыми объятиями, пожаловав ему пару имений и кресло в Королевской Раде. Предатель активно передавал литовской разведке эксклюзивные сведения о перемещениях московских войск. Это оплатилось солидными суммами денег и очередными владениями на украинской Волыни. Даже после этого Курбский имел все возможности спокойно доживать свой век в тепле и сытости.
Но он пошел другим путем, и добровольно подключился к военным операциям против Москвы. В 1564-м бывший русский князь возглавил подразделение польской армии, направлявшейся воевать против России. По просьбе Курбского Сигизмунд Август выделил ему 30-тысячную армию для похода на Москву и ликвидации царя Иоанна IV. Настаивая на собственной преданности заморской короне, предатель предлагал королю перемещаться прикованным цепями к телеге и под охраной. Правда, поход не состоялся. В России перебежчик оставил жену, сын и мать, которых предали истязаниям и убийству. Такую жестокость Грозный объяснил вопиющей изменой и нарушением крестного целования, виня бывшего друга в покушении на незаконную власть в Ярославле и в убийстве царицы Анастасии.

Имя генерала Власова стало в годы Великой Отечественной нарицательным и обозначало предателя Родины. По свидетельству очевидцев, этого военачальника недолюбливали даже сами фашисты. Генрих Гиммлер называл Власова «перебежавшей свиньей и дураком», а Гитлер якобы отказался встретиться с предателем.
В 1942-м Андрей Власов возглавлял 2-ю ударную армию, выполняя обязанности командующего ответственным Волховским фронтом. Нельзя забывать, конечно, что он внес определенный вклад в падение фашистов под Москвой. В той страшной битве за столицу армия генерала Власова освободила Солнечногорск, Красную Поляну, Волоколамск, разгромив укрепления немцев на реке Лама. Но едва попав в плен, советский командир пошел на сознательное сотрудничество с Риббентропом, Гиммлером, Геббельсом, Герингом и другими гитлеровцами. С подачи Власова фашистам стала известна секретная информация о важных планах советской армии.
В Германии генерал возглавил Русскую Освободительную Армию, куда вошли завербованные немцами советские военнопленные. Подразделения РОА отвечали за расстрелы мирных жителей, ликвидацию партизан и даже были замечены в грабежах. После капитуляции Германии красноармейцы взяли Власова в плен и обвинили в государственной измене. В 1946-м предатель был казнен. Перед оглашением смертельного приговора судьи долго не могли прийти к единому мнению, совещаясь семь часов.

Клан предательств вокруг Николая II

В роковые дни революции 1917 года Николай II оставил в своем дневнике запись: «Кругом измена и трусость, и обман». Последний русский император, по мнению историков, пал жертвой цепочки предательств. На старте царя предала Государственная Дума, спровоцировавшая осенью 1916-го отстранение Николая от власти. Именно Комитет Госдумы спустя пару месяцев потребовал сдать престол. Объявившие о самороспуске члены Царского правительства добровольно сдались Керенскому.
На сторону восставших, вопреки присяге, перешел и Петроградский гарнизон, в том числе и личный конвой Николая. С призывом отойти под Временное правительство согласились командующие фронтами и даже управление Церкви. Даже великий князь Кирилл Владимирович с гвардейцами переметнулись на сторону ревкома Госдумы. 2 марта 1917-го Николаю II стало ясно, что он полностью лишен поддержки, и император принял решение об отречении.
Предательство Павлика Морозова стало нарицательным. Но не все знают, что потом стало с его семьёй.
https://kulturologia.ru/
**********
2. "АНГЕЛ ИЗ ГЕТТО"...

Ирена Сэндлер - "Ангел из гетто", которая спасла около 2500 детей
Во время Второй мировой войны Ирена Сендлер, как сотрудница варшавского управления здравоохранения, посещала варшавское гетто, где следила за больными детьми. Используя свое положение, она вывезла из гетто 2500 детей и таким образом спасла их от смерти.
Во время Второй мировой войны она была также членом польской подпольной организации — Совета помощи евреям (Zegota). Чтобы иметь возможность войти в гетто, Ирене удалось получить для себя и своей сообщницы, Ирены Шульц, официальные пропуска от варшавского департамента эпидемического контроля. Вместе они бывали в гетто ежедневно. Вскоре им удалось наладить там полезные связи, которые им помогли в будущем выводить детей за пределы гетто. Ирена вместе с подругой приносили в гетто продовольствие, медикаменты, деньги и одежду.
Позже к этому процессу им удалось подключить и другие неравнодушные организации. Учитывая ужасные условия в гетто, где 5000 человек в месяц умирали от голода и болезней, они решили помочь людям, особенно детям, выбраться из гетто. Это была нелегкая задача, и со временем она становилась еще труднее. Немцы опечатали все возможные выходы по всем направлениям: подземные переходы, отверстия в стене гетто и т. д., — которые Ирена использовала в начале для вывода детей.
Некоторых охранников она подкупала, когда были деньги, а иногда ей удавалось детей попросту перебрасывать через забор гетто. Очень часто младенцев она прятала в свой ящик из-под инструментов, а детей постарше — в кузове своего грузовика под брезентом. В машине она всегда возила собаку, которую обучила лаять на охранников, когда машину впускали в гетто или выпускали из него. Лай собаки заглушал шум или плач младенцев.
Дети Варшавского гетто
20 октября 1943 года Сендлер была арестована гестапо. Ее подвергали избиениям и пыткам, в ходе которых у нее были сломаны обе ноги и обе руки. Но сломить ее дух гестаповцам так и не удалось: никакой информации от нее они не получили. С тех пор Сендлер могла передвигаться только на костылях. Гестапо приговорило Ирену Сендлер к смертной казни, но она была спасена организацией Zegota, которая подкупила охранника, чтобы тот внес ее имя в список уже расстрелянных.
Таким образом, до конца войны Ирене Сендлер пришлось скрываться. Значительно позже, после окончания войны, Ирена Сендлер сказала: «Я могла бы сделать больше, спасти больше детей... и это сожаление по не сДеланному буДет слеДовать за мной До конца моей
жизни».
Ирена всегда тщательно отмечала на бумаге, в закодированном виде, оригинальные имена спасенных детей и хранила эту информацию в стеклянных банках, которые закапывала в своем саду. Делала она это для того, чтобы в определенный момент в будущем найти родителей этих детей и восстановить семьи. В итоге в этих банках, в саду, у Сендлер накопились имена 2500 детей.
Спасенных детей Ирена частично отдавала в польские семьи, которым доверяла, а частично пристраивала в приюты и монастыри.
Много лет после войны о подвиге Ирены Сендлер никто не знал, так же как и не знал, что она приложила много усилий после войны, чтобы помочь оставшимся в живых членам семей воссоединиться. Лишь в 1965 году Израиль, памятуя о заслугах женщины, удостоил ее высшей почести, которую может получить нееврей: внес в списки Праведников мира.
Жизнь Ирены Сендлер — это очень тяжелая, но удивительно прекрасная история. История огромной любви, невероятного мужества и необычайной доблести.
Цитаты Ирены Сендлер: Меня учили в детстве: если тонет человек, его нужно спасти независимо от его религиозной или национальной принадлежности.

Мы, — те, кто спасал детей, — вовсе не герои. Меня преследуют угрызения совести, потому что я сделала так мало.

Я единственная, которая выжила из группы спасателей, но я хочу, чтобы все знали: когда я координировала нашу деятельность, нас было около 20-25 человек. Я делала это не одна.

Каждый ребенок, спасшийся с моей помощью, а также с помощью замечательных тайных посыльных, которых уже нет в живых, — причина моего существования на земле, но не причина для славы.

Я молчала. Я бы предпочла умереть, чем выдать нашу деятельность. Невозможно описать словами, что чувствуешь, когда идешь на собственную казнь, а в последний момент понимаешь, что тебя откупили от нее.

Мы и будущие поколения должны помнить человеческую жестокость и ненависть, которая правила теми, кто сдал своих соседей в руки врага, ненависть, которая толкнула их на убийство... Моя мечта — чтобы память об этом стала предупреждением миру и человечество никогда впредь не повторило той трагедии
•••
Удивительно складывается жизнь. Отец Ирены Станислав Кшижановский лечил евреев, которым никто не оказывал помощь. В 1917 году он заразился и умер от тифа. Ирена по- сути продолжила дело отца. Она тоже спасала евреев. И тоже заразилась , правда другой болезнью, еще не названной в науке. Болезнью сострадания...

****************
3.5 ЛЕТ В ПСИХБОЛЬНИЦЕ: ЗАЧЕМ ПАВЕЛ СУДОПЛАТОВ ПРИТВОРЯЛСЯ СУМАСШЕДШИМ

Видный деятель советских спецслужб, разведчик и диверсант Павел Судоплатов был в курсе многих тайн руководителей и высочайших чинов СССР. Но нельзя хранить столь важные секреты и не понести за них наказания. После смерти Сталина и ареста Берии генерал-лейтенант Судоплатов был арестован в собственном кабинете на Лубянке и обвинен в организации антисоветского переворота.
Сталинский палач
Так называли Судоплатова за глаза. Впрочем, этот ярлык клеили многим, кто так или иначе был причастен к репрессиям 1930-х годов. Находясь в это время в структуре госбезопасности, Судоплатов без всяких сомнений участвовал во всех крупных оперативных делах советских спецорганов. Он стоял во главе всех операций по ликвидации националистического подполья в Западной Украине, занимался уничтожением троцкистских организаций, приложил руку к устранению идеологических врагов: епископа Мукачевской греко-католической епархии Теодора (Ромжи), польского инженера Наума Самета, украинского революционера Александра Шумского и режиссера Соломона Михоэлса.
Излишня информированность
Но самое страшное заключалось даже не в деятельности самого Судоплатова, а в том, что он очень много знал о деятельности других — тех, кто после смерти Сталина начал делить власть. В частности, Судоплатов упоминал о подписанной Хрущевым инициативе по депортации населения Западной Украины и массовым репрессиям. Также, например, решение о ликвидации (отравлении) вышеупомянутого Шумского было принято Хрущевым и поддержавшим его Кагановичем. И если документы можно было уничтожить, то с Судоплатовым дело обстояло куда хуже. Это в 1953-м понимал и Хрущев, у которого рыло было, что называется, в пуху, и все, кто его поддерживал.
Неминуемый смертный приговор
Приговор был серьезным, а к следствию был привлечен сам генпрокурор СССР Роман Руденко. Судоплатову шили расстрельное дело, а потому он решил пойти на хитрость, выдав себя за психически нездорового. Он молчал на допросах и отказывался принимать пищу, постепенно впадая в прострацию. Естественно, следователи тоже были не дураки и
подозревали симуляцию. Поэтому шли на различные провокации, дабы вывести Судоплатова на чистую воду.
В частности, осуществляли люмбальную пункцию — введение иглы в позвоночник — для проверки болевой реакции. Судоплатов тогда сумел выдержать эту жутко болезненную процедуру и переносил ее еще несколько раз за свое пятилетнее заключение в психбольнице. Следствие было возобновлено в 1958 году. Разведчик, к тому времени уже изрядно растерявший здоровье, получил 15 лет тюрьмы. В заключении он перенес три инфаркта, ослеп на один глаз и стал инвалидом второй группы.
Освободили Судоплатова в 1968 году — в срок ему зачли пребывание в психбольнице. А в 1992 году он был полностью реабилитирован.
https://dzen.ru/russian7

**************
5.«МЫ СОТВОРИЛИ ЧУДО». О МУЗЫКЕ БЛОКАДНОГО
ЛЕНИНГРАДА

Д.Д.Шостакович исполняет фрагмент 7-ой "Ленинградской" симфонии
Отреставрирована уникальная рукопись воспоминаний Дмитрия Шостаковича о жизни в блокадном Ленинграде.
«Этот невероятный экспонат специалисты восстановили к 80-летию освобождения города от блокады. Документ был укреплен, восполнены утраты бумаги. Теперь он обрел первоначальный облик», - отметила Министр культуры России Ольга Любимова.
Редкий артефакт представлен широкой публике на выставке «Музы непокоренного города» в Музее современной истории России(г.Москва).
Вспомним сегодня менее известных композиторов и музыкантов-«блокадников».
Они творили уверенные, что всё закончится нашей победой.
Концерт симфонического оркестра городского Радиокомитета под управлением Карла Ильича Элиасберга
Среди них — друг Шостаковича Гавриил Николаевич Попов (1904-1972).
Дружба связывала композиторов-сверстников (Попов старше Шостаковича всего на два года) со второй половины 20-х годов.
31 июля 1941 года Гавриил Попов заносит в дневник: «Пишу второй оркестровый эпизод для фильмов „Поход Ворошилова“ и „Оборона Царицына''... Кроме того, написал симфонический плакат — „Поход Красной конницы“, для симфонического оркестра с мужским хором (по заказу Ленинградского радиокомитета).Здорово звучит. Исполнялось (транслировалось) 26 июля.В автографе симфонического плаката стоит дата завершения работы: 2 июля 1941 года, то есть через десять дней после начала войны, стремительно приближавшейся к дому. Композитор вынужден оставить пригород Ленинграда — Пушкин (Царское Село), где он жил, и переехать к родственникам в Ленинград, где его и застала блокада.
В феврале 1942 года Попов с женой эвакуировались из Ленинграда сперва в город Любим Ярославской области, а затем в Молотов (Пермь). Переживший блокаду композитор постепенно обретал силы, по его собственным словам, уже мог ходить.
Симфонический плакат
„Поход Красной конницы“
«Поход Красной конницы» — первый отклик композитора на грозный вихрь войны, ворвавшийся в мирную жизнь. Жанр требовал простых музыкальных средств — маршевых ритмов, запоминающихся песенных оборотов — вот именно плакатных! Правда жизни нашла — как это ни парадоксально — отражение в том мажорном, уверенном тоне, что свойствен был довоенным советским песням. Самая страшная война в истории человечества была еще впереди. И Попов вернется к «военной» тематике еще не однажды.
Симфония № 3, "Героическая" для большого струнного оркестра, соч. 45 (1939-46)
Нужна немалая смелость, чтобы свою Третью симфонию (вслед за Бетховеном) назвать «Героической»! И при этом избрать, казалось бы, совсем не героический состав оркестра — одни струнные. Как же без труб и тромбонов, без литавр и большого барабана? Между тем, масштаб Третьей симфонии превосходит все, что написано для такого состава в русской музыке. Это подлинно героическая симфония, в которой возможности струнных инструментов использованы с фантастическим мастерством: создается иллюзия грандиозного полнозвучного оркестра.
Рядом с мастерскими партитурами Попова произведения Ореста Александровича Евлахова (1912— 1973)военной поры выглядят, пожалуй, скромнее: перед нами еще молодой человек, ученик Шостаковича, во многом находящийся под его влиянием, но обладающий своим творческим лицом.
Все 900 дней блокады Евлахов провел в Ленинграде. Пронзительны датированные сентябрем 1942 года строки из дневника композитора:
«Мне 31-й год; если выживу — должен серьезно работать, учиться; писать фуги, развивать мелодическую линию, изучать полифонистов... Моя сфера — оркестр...».
Его музыка — свидетельство страшных и героических дней блокады. Это и драматическая баллада на слова Г.Трифонова «Ночной патруль» (1942-1944) для меццо-сопрано и оркестра,
и Концертная сюита для симфонического оркестра соч.8, премьера которой прошла в осажденном городе в 1943 году под управлением К. Элиасберга.
Но прежде всего — Симфония № 1, соч. 14 ; ее Евлахов начал сочинять в 1944 году.
Для выпускника консерватории она стала итогом военных лет, дипломным сочинением, с которым он предстал перед экзаменационной комиссией.
Выдающийся композитор, создатель влиятельной и плодотворной педагогической школы Владимир Владимирович Щербачев (1889-1952) как-то сказал о Первой симфонии Евлахова, что это «поэма о пережитом».
Щербачев играл трудную, но благодарную роль — связующего звена между веком русской музыкальной классики — и бурным и непредсказуемым XX веком.
Он был учителем нескольких поколений композиторов. Среди его учеников и Гавриил Попов, и талантливейший, к сожалению рано ушедший Юрий Владимирович Кочуров.
В годы Великой Отечественной войны Юрий Владимирович Кочуров (1907-1951), оставаясь в составе небольшой группы композиторов в Ленинграде, пишет музыку для фронтовых бригад артистов, выступавших перед бойцами на передовой.
Так появляются песни «Наши девушки», «Песня о командире, «Балтийская песня», «Песня зенитчиков», «Наши предки», «Песня артиллерийского полка».
Подвластен Кочурову и жанр героической арии: среди них «Песня о Ленинграде» для солиста, хора и симфонического оркестра, «Город-крепость» для баса с симфоническим оркестром.
Самая значительная из них — Героическая ария для меццо-сопрано с оркестром (1942).

Авторское посвящение на рукописи гласит: «Глубокоуважаемой и дорогой Софье Петровне Преображенской(исполнительница этой арии), замечательному и глубокому мастеру-художнику, вдохновившей меня на сочинение этой арии не только своим выдающимся необыкновенным талантом русской певицы, но и всем своим жизненным поведением, изобличающим в ней мужественные и стойкие черты истинной русской женщины».
Это ария-монолог, продолжающая традиции русской музыки — от классики до современности. От плача Ярославны из «Князя Игоря» Бородина, Ариозо Воина из кантаты «Москва» и Арии Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского до арии «Мертвое поле» из кантаты Прокофьева «Александр Невский». Величавая поступь траурного марша, суровая патетика ораторской речи облекают проникновенную женскую скорбь в героические одежды, сообщают ей возвышенный и торжественный характер.
Судьба каждого мастера - пример трагедии и героизма.
Композитор и балетный критик Валериан Михайлович Богданов-Березовский (1903-1971) в самые суровые месяцы создал оперу-дневник «Ленинградцы».
В основе сюжета (либретто Веры Кетлинской, которая тоже пережила блокаду) - хроника обычной семьи, застигнутой войной. Но написана она с такой силой и правдивостью, что в 1943-м, когда в город стали возвращаться чиновники, оперу запретили.
Текст первых трех сцен либретто композитор получил еще в декабре 1941-го, но работать не мог: не было сил. К сочинению приступил лишь весной 1942-го. Опера стала настоящим музыкальным дневником блокадного времени: «В ней отслаиваются живые впечатления блокадных месяцев, в ней “запекшаяся кровь событий”...» - писал автор.
Её основная сюжетная канва: токарь Борис Антонов уходит в народное ополчение и совершает подвиг, в результате которого теряет руку; вернувшись в Ленинград, он становится воспитателем молодой смены на родном заводе. Сюжет дал возможность показать сцены в бомбоубежище и госпитале, детские сцены, а также типичные блокадные картины: мать с умирающим на руках ребенком, старика, оплакивающего погибшего на фронте сына.
Опера не была завершена композитором. Сам автор назвал её «запёкшейся кровью событий».
Вся жизнь композитора и музыковеда Валериана Михайловича Богданова-Березовского была связана с Ленинградом. Не оставил он родной город и в блокаду, возглавив в тяжелейшие годы Ленинградское отделение Союза советских композиторов.
22 мая 1942г. Богданов-Березовский записал в дневнике: «Как меня воспитала война! Как я изменился характером, волей, внутренним обликом. Как много сделано — не говорю уж в общественно-административном, нет, и в творческом отношении». Одно из самых значительных произведений, написанных им во время войны - опера «Ленинградцы».

Борис Григорьевич Гольц (1913-1942)в те годы считался кумиром.
Его песня «Светит в небе звёздочка высоко» на слова - А. Чуркина была настоящим хитом.
Её часто передавали по блокадному радио, а ноты печатались на почтовых открытках.
За эту песню автор удостоился бесценного приза, продовольственного пайка, но в марте 1942го умер от истощения, так и не дождавшись награды. Ему было всего 29 лет.
Та же участь постигла Юлию Лазаревну Вейсберг(в замужестве — Римская-Корсакова) (1880 —1942) .
Композитор, музыковед, переводчица, автор популярных детских опер и песен, невестка Римского-Корсакова, вместе с сыном погибла в блокаду.
"Выхожу один я на дорогу..." на стихи М.Ю.Лермонтова
Василий Павлович КалаФати(1869-1942) преподавал ещё Стравинскому, Шостаковичу. Воспитал знаменитого дирижёра Илью Мусина, который, в свою очередь, был учителем Темирканова, Гергиева.
В ноябре 1941-го, когда голод уже косил людей, он пишет победный марш «Звёзды Кремля»(запись не нашла...) и выигрывает с ним конкурс. Но дожить до победы ему было не суждено. В 1942-м он умер от голода.
Бориса Владимировича АсаФьева(1884-1949) мы знаем как автора балетов. Его «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа» идут и сегодня. В ноябре-декабре 1941-го, когда жизнь в городе практически остановилась, он создаёт десять духовных хоров «Канты». В советской стране это было одно из первых обращений к православной теме.Другой цикл композитора - «Песни печали и слёз» рождается как серия музыкальных откликов на сводки с фронта.Это музыкальный дневник. Можно себе представить: Борис Владимирович лежит в гримерной Александринского театра (туда, хоть в какое-то тепло, свозили интеллигенцию Ленинграда из леденеющих квартир), слушает сводки радио о том, что немцы подступают к Москве, и пишет эти скорбные пьесы...
Удивительно было и смирение великого мастера, которому предлагали эвакуироваться в первую очередь, но он предпочёл разделить судьбу вместе с городом.
Из дневника Бориса Асафьева
Декабрь 1941
«...Декабрь брал своё, а с ним и холод, голод, страшная тьма. Александрийский театр замерзал. Всё чаще и чаще потухал свет. Система отопления стала. Смертные случаи участились. А работать хотелось, как никогда. Самочувствие моё и моей семьи стало сдавать. В пищу были введены жмыхи: они оказались злейшими врагами. Но кипяток пока был. Тогда решили побольше лежать, чтобы сохранить тепло в себе и обходиться без лишнего света. Лёжа во тьме, я пробовал устно сочинять музыку, применяя мои опыты слагания тем-интонаций в живые формы. Приходили тексты с фронта, рос спрос на песни, наконец, удалось найти среди знакомых и слушателей моих учеников. Творчество песен отвлекало от тяжких ощущений слабеющего организма».
Январь 1942
«С бомбёжками стало тише. И вообще настала тишина. По улицам скорбным потоком тянулись саночки и тележки с окутанными, как мумии, трупами. Надо было беречь волю и только волю. Организм возжелал сна. Опять тьма, опять холод, не помню сколько времени. Сердце уже стало уходить, и вдруг в мозгу возникла музыка. Среди полного отсутствия различия, - живём ли мы днём или ночью, помню, я начал сочинять симфонию «смен времён года» вокруг быта русского крестьянства. Вскоре мы перебрались из тьмы в помещение Института театра и музыки, на площади у Исаакия. Нас вывез из театра ночью на саночках покойный теперь директор Института, незабвенный Алексей Иванович Маширов. Это и спасло».
Александр Данилович Каменский(1900-1952)- композитор и пианист-виртуоз. Почти всю блокаду прожил в бомбоубежище Театра им. Пушкина. Написал «Героический партизанский марш»(1942), пьесы и песни для воинской самодеятельности.
Исполняет Екатерина Мечетина(2014).Ведущий: Николай Буров
Каменский был единственным концертирующим пианистом, который с 1941 до 1945 года дал свыше 500 концертов в осаждённом Ленинграде. Он выступал на призывных и агитпунктах, в воинских частях и частях народного ополчения, в заводских клубах, в залах ожидания на вокзалах.
Из записок дневника А. Д. Каменского от 14 октября 1941 года(в зале был мороз - 3 градуса, слушатели сидели в тулупах, но пианист вышел на сцену в концертном фраке.):
"Сегодня в Большом зале филармонии состоялся очередной симфонический концерт из произведений Чайковского. В программе увертюра «Ромео и Джульетта», Фортепианный концерт b-moll и Шестая симфония. Пройдет время, и нам самим, наверное, будет казаться, что не могла в создавшихся условиях звучать симфоническая музыка. А ведь она на самом деле звучала! Да еще как! Говоря откровенно, когда я утром зашел на несколько минут в Большой зал порепетировать, то по-настоящему ужаснулся. В зале мороз. От прикосновения к клавишам пальцы немеют. Ну. как тут играть?... Но я сразу же решил, что сумею настроиться надлежащим образом и преодолею этот холод. Ни секунды не буду думать о нем. Выкину из головы малейшее напоминание о том, что холодно.
Знаю: это возможно. Надо только очень определенно этого захотеть."
С конца февраля 1942 года он каждый вечер по полчаса играл на радио. В программе -произведения ленинградских композиторов, созданных в дни войны. В комнатке, откуда шла передача, топилась печурка, над которой Александр Данилович грел руки.
Руки Каменского...1942 год
В особо сильные морозы, чтобы не замерзали пальцы, рядом с клавиатурой располагали раскаленные кирпичи...
Авторы фильма настояли на том, чтобы в соответствующем музыкальном эпизоде снимался именно А.Д.Каменский в роли самого себя, т.е. пианиста Каменского. И действительно: знаменитый пианист появляется на экране и исполняет несколько произведений. В этом можно убедиться, просмотрев эти уникальные - как выяснилось впоследствии! - кинокадры:
Александр Данилович играет на рояле.
Это весь фильм!

Глядя из сегодняшнего — что бы там ни говорили — благополучного далека, переживая мысленно трагические события военных дней, испытываешь гордость за жителей родного города, отстоявших не только крепостные стены, но прежде всего твердыни духа. Да не покажется это красивым словцом, риторической фигурой — испытываешь зависть к людям так преданным музыке.
"Быть может, именно музыка, созданная за время Великой Отечественной войны в Ленинграде, является одним из самых верных и неопровержимых показателей духовной силы ленинградцев, живым свидетельством того, что осаждённый в течение больше чем полутора лет, непрерывно обстреливаемый, бомбардируемый с воздуха бессмертный город Ленина жив и продолжает жить напряжённой, разносторонней и полной созидательной, творческой жизнью". В.Богданов-Березовский (1941—1944 — председатель правления Ленинградского Союза советских композиторов)
https://vk.com/wall-87425160 166
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
28 января 2024 года.