Табачок

Владимир Кудрин
                Рассказ
                ТАБАЧОК

-Зачем мы живём?
-Как зачем. Размножение. Банальная вещь.
-Вот чисто мужской взгляд. А любовь? Я уверена она есть! Мне интересно, что ты об этом думаешь.
-Раз уж родились, sorry, банальную часть рождения и исхода опустим. В основном думаю, для того чтобы узнать будущее. И кстати хорошо поесть! Как тебе икорка собственного производства, у нас в Магадане она называется пятиминутка, хотя я её всегда выдерживаю в тузлуке 10 минут.
-А, как ты её делаешь? Только рыба была, а тут полчаса и уже икра в баночке.
-Это просто. Вот смотри весь процесс. Достали истыки из горбуши или кеты, в которой они естественно побольше. Вот они красавцы смотри, естественно они в плёнке. На рыбалке, когда рыбачишь сеткой по лицензии то всегда под рукой грохотка. Делаешь её когда готовишься к рыбалке или покупаешь у мастеров Драгоценная вещь! А если сделана профессионально, это шедевр лёгонькая, но крепкая, так и играет в руке. Принцип изготовления её простой, делается из лески, натягивается как например на ракетке для бадминтона крест на крест.
Но мы с тобой дома. Берёшь обыкновенную любимую вилку и лёгкими движениями стараясь не раздавить икринки тщательно отделяешь их от плёнки. Одновременно готовишь тузлук. Это ещё проще. Когда рыбачишь на море то черпаешь морской воды, исходя из логики что соли надо будет меньше. Да зачастую и воды пресной вокруг нет. Только на чай и поесть. Икорка такая немного горчит, но совсем чуть-чуть не спец и не заметит, а я привычный она мне и больше нравиться.
Так вот кидаешь туда соль и делаешь насыщенный раствор. Это когда соль на дне посуды перестаёт растворятся. Тузлук готов. Охлаждаешь его и в него кладёшь икру. Если сразу поесть то 5 минут достаточно. На чёрный хлебушек, да со сливочным маслом, да если бородинский припасён, объедение!
Что мы с тобой и сделаем дорогая!
-Вкусно?
-Обалденно, ела бы да ела.
-Много нельзя! Можно белковое отравление получить.
На хранение, если до Нового года съешь делаешь 11-12 минут. Если дольше хранить то до 15 минут. Если допустим нет часов, некогда, рыба прёт или сеть снимать надо, то опускаешь пальцы в тузлук с икрой и пальцами её постукиваешь, если готова то она как дробинки становится, постукивает по пальчикам. Можно для длительного хранения, поверх икры, масла подсолнечного налить тогда она никогда не заплесневеет, даже если ложкой в эту банку ныряешь не мытой. Вообще запомни икра хорошего промышленного посола никогда не пропадает! Даже если протухла, плесень серо-зелёная шапкой когда бочонок откроешь и запах от неё смертоубийственный. Не беда, каждая икринка сама по себе живёт, у неё много защитных слоёв. Задача смыть протухший слой тем более внутри то она просолилась.
-И что делать?
-Это секрет и открыл мне его друг закадычный Тятя, Царство ему небесное, Виктор Иванович Кикеев. Раз поехали мы с ним в Магаданский морской порт, как он сказал за икрой. За икрой так за икрой. У него любимая боевая «Волга» Газ-21, но поехали на моём УАЗе «Буханке», это как «Скорая помощь» старого образца, половина салона грузовой отсек за перегородкой. Кстати любил его, больше всех из машин. И лебёдку на него приладил от Паджерика, только с рукоятки. Настоящая печка под уголь и дрова всегда заряжена была, только спичку брось. Где я на нём только не побывал и что важно, хоть на последнем дыхании, но он доползал до дома.
Одним словом, приехали. Стою у проходной жду. Он то ушёл. Через час идёт довольный, а за ним погрузчик едет и на нём мой сосед по дому Олег. Сосед бригадир у грузчиков. На поддоне 2 бочки деревянные стоят неподъёмные.
Олег кричит мне:
-Что сидишь принимай!
А сам смеётся. В общем загрузили. Когда грузили почуял вроде как душок. Привезли к его дому на горе где раньше железная дорога проходила. Вид на город красивейший и обе бухты видно Нагаевскую и Гетнера. Встали возле теплицы. Он как переехал с посёлка Талой сразу эту громадину отгрохал. Сказал тогда просто:
-Надо магаданцев кормить!
Одним словом разгрузили эти бочки по доскам. Одну вскрыли, а там икра в полиэтиленовом пакете в плесени аж зелёной и вонища от неё пыхнула несусветная. Толи она старая такая или задохнулась. Вот тут я и понял почему Олег в морпорту смеялся.
Помню 2 банки с формалином, что покойников бальзамируют с морга магаданской областной больницы подвезти, друг патологоанатом Андрей Никитин попросил. Я и впрягся довезти на УАЗ-469. Ехал в Сусуман по делишкам. Дорога пыльная была не вписался в поворот и в обочину влетел. Банки эти в деревянной оплётке и стружкой переложены друг на дружке за вторыми сидениями стояли. Вот одна то и слетела что сверху и от удара об спинку раскололась. Вонь жуткая в машине, а жара была градусов 35. Подогнал машину к ручью вылил на пол всё что было в машине, порошка пачку израсходовал. Огнетушитель порошковый тоже высыпал. Отвёз вторую банку в морг. Там меня санитар встретил и говорит:
-Ты что такой бледны, как покойник?
Я ему и рассказал про вторую банку. А он в смех и остановиться не может. Потом перестал смеяться. Подошёл к машине, понюхал и говорит:
-Пахнет.
И давай снова смеяться. Поехал в пожарную часть, там тоже мужики в смех. Успокоились вошли в положение, хлоркой посыпали и отмыли с брандспойта с пеной.
Короче вот и с этой бочки такая же вонь. Хорошо сопка и ветерок. Промыли мы эту икру, но запах в носу пару дней стоял.
-Вот блин, а промыли то чем?
-Крепким чифиром. Он его заранее бачок заготовил. А потом снова тузлуком. 
Жена его Нина тогда огурчиков с помидорчиками подсобрала, салатик сварганила, борщец согрела. Сели чинно так культурно на свежем воздухе его «мандариновки» попробовать, это его самогон градусов 50-60 на подгнивших мандаринах с овощной базы.
Потом чаепитие началось. Хлеб он сам всегда пёк. Резал булку повдоль на 3 куска, так мы сухари на охоту заготавливаем. Сначала масло сливочное намазал, затем слой икры, а сверху ещё слой повидла яблочного. Он всегда так делал. Взял кружку горячего сладючего чая, он туда 2 или 3 столовые ложки сахара насыпал, во вторую руку этот бутер, закрыл глаза и с упоением кусанул. Посмотрел я на эту всю вкусноту, но икру есть не стал. Обошёлся чайком похожим на чифир без сахара, свежим хлебцем и парой ложек варенья. На сим мы и расстались с Иванычем, до рыбалки на минтая и камбалу в Нагаевской бухте возле брошенного пирса подводных лодок. 
Вообще этот УАЗик я долго помнить буду… про то как другу ингушу невесту с Магадана в Сусуман вёз в мороз под -50 и двигатель стуканул…
-А, с рыбой что делаете, если её много? И пропала допустим, и душок пошёл?
-Оля, много рыбы не бывает! Во первых участки лицензионные и по лицензии положено допустим 20 штук, за перелов платишь поштучно если надо или сдаёшь на участке, часто и с соседями делишься, особенно кто пробухает или переберёт под ушицу на свежем воздухе.
Я люблю горячего копчения делать прямо на берегу пока рыбачу. Дело нехитрое и быстрое. Вкуснотища. И самое важное, что есть рыбы можешь сколько хочешь и естественно приготовить на покушать. Многие же издалека едут по Колымской трассе по 600 км, а кто и из Якутии, это считай минимум 1000 вёрст и более.
Так вот самое главное сделать на берегу трубу и бочонок для копчения где куски рыбы развесить можно для копчения, делается на берегу Охотского моря очень быстро. У меня норматив 2 часа!
Как правило, по всему берегу открытого моря в полосе полного прилива стеной лежит наносной плавник, это самые разные породы леса, но больше всего тополя. Но и ели хватает и лиственницы и сосны. Несёт и с Камчатки, с Сахалина и крупных рек побережья. В основном это уже лес без смолы, морская вода её вымывает в первую очередь. Коры как правило тоже уже нет.
Подыскиваешь пару стволов, один 30 см в диаметре и длинной метра 1,5, это под трубу, второй 40-50 см в диаметре и высотой 0,5 м это для бочонка-коптилки. Распиливаешь их вдоль ствола, выбираешь у них середину сколько надо и обвязываешь их веревкой или любой проволокой. Трубу кладёшь впритык с костром с подветренной стороны, к концу трубы приделываешь бачок-коптилку. Присыпаешь это песком или землёй. Развешиваешь там рыбу. Затапливаешь костерок и процесс горячего копчения пошёл. Через пару часов кастрюля благоухающей рыбы на столе! Особенно хороша сельдь тихоокеанская, когда она на нерест идёт, кстати самая первая.
-Давай попробуем теперь что мы вместе наваракали, мне побольше положи, прямо горкой.
-Советую чай покрепче и обязательно сладкий.
-А, ты почему себе так мало кладёшь? Пять икринок то?
-Это долгая история из детства. Может в следующий раз расскажу?
-Нет сейчас расскажи. Раз в бассейн не пошли, времени вагон.
-Смотри история грустная, расплачешься ведь.
-Рассказывай.
-Случилось это в 7 классе в 1969 году. Учился тогда в санаторно-лесной школе. Выиграл олимпиаду по математике и дали мне путёвку в пионерский лагерь в Лоо на Черное море. Но когда медкомиссию проходил пирке на туберкулёз лишнего покраснели и поездка на море не срослась. Посёлок где этот фактический интернат располагался, был от Магадана на 400-то километров ближе к Северному полюсу. Вот такая произошла в моей жизни смена парадигмы ….   

                Продолжение обязательно будет!