Глава 5 продолжение Детский сад

Клавдия Шульга
Февраль 1966 г.

   Мне 20 лет. Я студентка первого курса пединститута. Не могу сказать, что я учусь в институте, потому что занятия практически не посещаю. Мне предлагают должность заведующей детского сада, который полностью разграблен.

   Бывшая заведующая под следствием, но разъезжает на «Волге». В те времена среди моих знакомых машина была только у двоих: у одного крытая брезентом и почему-то называлась козлом и у этой бывшей заведующей. Многое тогда было непонятным, как можно было довести детский сад до такого состояния, но поработав на этой должности, пришло понимание.

   Мне тогда казалось, что терять уже нечего и я согласилась. Детский сад был в таком состоянии, как будто он был на освобожденной после оккупации территории.

   Постельные принадлежности были прозрачные, не менялись долгие годы. Мебель рассыпалась, стульчики и столики попросила подремонтировать родителей. Окна голые, стены обшарпанные. Ни игрушек у детей, ни методически-дидактического материала. Дети во время обеда тянули руки и кричали «Хлеба, хлеба!». Но это не останавливало  меня.

   Неделю присматривалась. Робко просила нянячек, воспитателей что-то сделать. Трехнедельный опыт работы воспитателем в зоне у меня был, это помогало.

   С чего начинать не знала, думала. Начала с воспитателя. Посетила занятие, сделала разбор и объявила выговор. Потом был повар. Жирная, красно-лоснящаяся развалилась на диване и с ухмылкой смотрела на меня.
- Больше Вы ничего не вынесете с кухни - заявила я. На что я надеялась – не знаю и не помню. Но разговор запомнила на всю жизнь.
- Неужели я в штанах не вынесу 200 грамм масла?
- Не вынесете!
- Вы что, обыскивать меня будете?
- Нет, обыскивать не буду, но Вы не вынесете!

   Я блефовала, но я сказала так, что через неделю она подала заявление по собственному желанию. Это придало мне смелости и уверенности.

   Следующий шаг был опять к воспитателю. Я поехала как обычно по делам. Остановку автобуса было видно с детской площадки, где дети были на прогулке. Я проехала одну остановку  и вернулась. Дети были одни. Я простояла с ними полчаса, пока вернулась воспитатель из соседнего дома под хорошим градусом. Я объявила ей строгий выговор и предупредила, что при следующем служебном нарушении она будет уволена по статье.

   В те времена просто так уволить было нельзя. Надо было чтобы в течение  полугода было три нарушения с объявлением выговора, строгого выговора и только после третьего нарушения можно было на законном основании уволить.

   Воспитатель попросила меня дать ей возможность найти работу. Но заявление по собственному желанию я у неё потребовала.

   И жизнь у нас пошла на взлет. На собрании я заявила, что если придут дети сотрудников, то их обязательно накормить или чем-то угостить, но ни одной крошки никому не выносить из детского сада.

   На каждого ребенка в день выделялось 67 коп., с каждого сотрудника за питание высчитывалось из зарплаты  3 рб. в месяц (это 12-15 коп. в день). И у нас пошли излишки. Они росли как снежный ком. Все ели вкусно и сколько хотели, но не успевали съедать. Стали в субботу делать каждому ребенку подарки с вкусностями. И тогда я стала понимать откуда появилась «Волга».

   Но что-то надо было делать со всем остальным. В то время на группу детского сада выделялось по 100 руб. в квартал на постельные принадлежности, жесткий инвентарь, хозяйственные нужды и игрушки-дидактический материал. Я рассчитала сколько лет надо будет всё восстанавливать. Меня это не устраивало.

   И я пошла на махинации. Договорилась с продавцом, у которой закупали продукты, чтобы она мне обналичивала деньгами продукты, которые я не брала. Излишки у нас стали уменьшаться, но 100 рб. за коробку сливочного масла, которого у нас было с запасом, я имела. Мы стали всё обновлять.

   Я понимала, что если всё раскроется, то меня ждет судьба Деточкина из «Берегись автомобиля», что я буду отвечать по закону. Но я никому не рассказывала об этом и верила продавцу. Все были так довольны, что и не интересовались источником этих денег.
 
   Когда немного преобразили состояние детского сада, я договорилась с родителями, чтобы они на неделю устроили куда-нибудь своих детей, в РОНО получила разрешение на закрытие сада на неделю. И мы своими силами и с помощью родителей за неделю сделали косметический ремонт.

   Покрасили стены основного зала в разные цвета: желтый, голубой, розовый, салатовый. Такого никто ещё в то время не видел. Повесили шторы с детским рисунком. Новая мебель, игрушки. Через неделю было открытие. Все были в восторге. После того развала дети пришли в сказку.
 
   Меня это так радовало, что я старалась не думать о возможной расплате за свои махинации. Коллектив меня очень любил, каждый работал на совесть. А о родителях, переживших такой кошмар, когда детям хлеба не хватало, и говорить не стоит.

   Всё обошлось. За два с половиной года работы заведующей детского сада  я и в пединституте продвигалась по курсам, и в школе преподавала физику, и дважды в год летала в Москву и Ленинград. И везде успевала и твердила себе: это временно, всё равно учителем я не буду. Ни за что и никогда.

   И мечтала об учебе в Ленинграде. Неважно где, только бы в Ленинграде. Он стал городом моей мечты. Подготовила себе замену в детском саду, передала в надежные руки и улетела в Ленинград.