Они были первыми

Александр Моржов
    Глубокий кризис и крах партийно-советской системы управления экономикой, переход СССР к политическим  преобразованиям повлекли  за собой  неизбежное обновление  регулирования  внешнеэкономической  деятельности, а значит, и всего таможенного дела. Стране, к  1990 году, срочно понадобилась современная  таможенная  служба, которая  должна была  работать в условиях рыночной экономики, по новым  правилам  оформлять товары на местах, внутри страны, декларировать товары по стандартам Всемирной таможенной организации.  Менялся весь механизм оформления и учета товаров, взимания  платежей. А  внутри страны, не то что старых, вообще никаких таможен, просто не было. Вот не было и все!
   
   Началом создания таможенной   службы  в новейшей   истории  России  можно считать распоряжение Президента РСФСР «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР» от 25 августа 1991 г. Позже, Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 г  был создан центральный таможенный орган России — Государственный таможенный комитет. Теперь этот день празднуется, как день таможенника РФ.
   А  ведь ещё  работал тогда ГТК СССР. Но до столкновений не дошли,слава богу. История  развивалась  очень  быстро.
     С подписанием в декабре 1991 г  белорусского  соглашения, прекратил свое существование СССР. Все таможенные органы, действовавшие на российской территории, перешли  под полную  юрисдикцию России.
 
   Но  внутри России  были  лишь редкие таможни  , в  самых  больших городах, при  международных  аэропортах, все  остальные  же  были раскиданы   вдоль  границы, причем  только на старой границе СССР, ведь на новых то  рубежах России тоже таможен не было.Скажем с Украиной,какая там была таможня?
   Началась перестройка всей системы управления  таможенным делом. Нужно было создавать  внутренние таможни , новые  пограничные, чтобы  участники ВЭД могли бы, в  любой области страны, заниматься внешней торговлей, отправлять  и оформлять свои  товары  за  рубеж.
   
   Руководителям производств таможня стала нужна, как воздух, ведь они получили возможность напрямую выходить на внешние рынки и вывозить свою продукцию за рубеж  и желательно все это было оформлять  быстро, без пробок и задержек.
   И здесь выясняется, что  штаты  то  можно создать приказом ,а профессионалов -таможенников  по всей стране то - кот наплакал , а где -нибудь на Урале или Поволжье их просто нет. Взять и набрать людей с улицы, пусть с высшим образованием и хорошим резюме можно было, но учитывая  специфику таможни, руководители Таможенного комитета понимали, что  это не правильно, голова  должна  была  начинаться  с  настоящего таможенника. Ведь у  таможни такая большая история. Тысячелетняя.
 
   По крайней мере, нужно было ,чтобы  хоть один  человек в области был уже аттестован ,как таможенник, имел  какой то опыт  в этом деле, носил  таможенную форму , погоны , чтобы  местные люди  видели, что это  настоящий  таможенник,
 а он бы  просвещал  и учил  местных людей, пока все остальные, пришедшие в службу , учиться будут таможенному  делу , получать свои звания, а потом и форму одевать, которую ещё заказать и привезти нужно.
   
    В общем, понадобились профессионалы. В Москве и Ленинграде таможни были всегда, но желающих уехать на периферию находилось мало, да и в самих столицах таможенное дело  тоже  развивалось семимильными  шагами , люди  там и так  хорошо росли в должностях.  Так, первым   руководителем   ГТК  РФ  стал  профессиональный  таможенник, впервые, за все годы в  истории таможни , прошедший  карьеру   от  простого  инспектора  Шереметьевской таможни -  Круглов Анатолий Сергеевич. В общем ,из Москвы и Питера тогда никто не поехал ,это  факт.
   
    И вот  тут , выручили  страну  молодые таможенники – простые инспекторы, с дальних , пограничных таможен, готовые поехать  в различные уголки нашей страны, выполняя свой служебный долг, создавать совершенно новую и экзотичную на местах службу, которую до них и в глаза то не видели.
   
    А ведь нужно было ехать в совершенно незнакомые  для них  места, решать там вопросы по размещению, снабжению, мебель выбивать и транспорт, подыскивать кадры, взаимодействовать с местными руководителями и правоохранителями, учить людей таможенному делу. Где то и самому жить,пока не дали обещанную квартиру. И при этом бодренько  начинать оформление товаров!
    Я сам имел такой жизненный опыт. Еще только приехал из Архангельска в Ижевск, как прямо с самолета поехал оформлять  какую то машину с товарами, а  потом  выставку, экспортируемую за рубеж, уже  шли  машины «Совтрансавто» , из за рубежа  шли  грузовые  машины , даже  с  иностранными водителями, которых нужно было оформить и отпустить вовремя! Декларации тоже пришлось заполнять самому, только потом уже учить будущих декларантов ,как это делать. Хоть это и нарушение было. А жил четыре  месяца в общежитии механического завода, хорошо,что руководители заводов помогали.
   
     С одной  только   Архангельской таможни  тогда  было выдвинуто  пять добровольцев - инспекторов, которые, без всякого блата, поверьте, стали через пару лет начальниками, вновь созданных  ими  же  таможен. Все пятеро. И   это   были  люди 28-36 лет!
    Такое уж это  было время, переходной эпохи  к  новой  системе таможенных отношений в России.
    Причем  все они начинали свою службу  простыми  инспекторами, а не были представителями  партийной  номенклатуры, как  это бывало  ранее. Я , в том числе, сам, тоже, никогда  не состоял  в партии, что до 1990 года для  таможен было немыслимо.
    Вот за счет таких ребят и была создана на местах российская таможня. Многие из них ранее были  ранее  моряками или военными, ведь раньше на таможенников не учили  совсем. В  СССР  их  было мало, люди приходили со своим специальным образованием , а   потом уже   учились на курсах повышения квалификации и у более опытных товарищей.
   
   Я хорошо помню эти имена, которые стали  первыми  таможенниками в своих регионах, куда их отправили служить, по их собственному желанию. Никто из ребят – северян не подвел страну и руководство Таможенного комитета .Таможни были созданы  в кратчайшие сроки, ребята  выдержали на местах все испытания ,все  соблазны ,набрали достойных людей и построили на местах таможенные учреждения, со всей необходимой инфраструктурой. Даже здания построили со временем, которые сейчас прекрасно функционируют.
   
    Никто не бросил на полпути своё дело, никого из них не уволили за неблаговидные дела. А ведь они были первыми и единственными таможенниками на огромных территориях, где об этой службе и понятия то не имели! Помню, как в шутку, мне говорил  Удмуртский прокурор, Виктор Михайлович Походин  – Вам Александр Викторович, здесь, когда нибудь должны памятник поставить, как первому таможеннику Удмуртии.
    Время бежит быстро, многое что изменилось с тех пор, но таможенная служба России сегодня четко функционирует в каждом регионе страны. И это сделали таможенники –добровольцы ,которые оторвались от насиженных мест и  выполнили свою важную миссию. Кого то из них, сегодня уже нет в живых, и хочется, чтобы их помнили.
   
   В этом скромном очерке я напомню эти имена. В  1990 году, из Архангельской таможни  уехали и создали полноценные  областные  таможни: Тыкин  Виталий Николаевич - организовал Магнитогорскую и Челябинскую таможни, Бобрецов Сергей Евгеньевич – Чувашскую таможню, Гончаров Валерий Викторович – Самарскую, Карпунов Александр Михайлович - Сыктывкарскую, ваш покорный слуга- Удмуртскую.
   
           Хочется верить, что наш труд принес стране определенную пользу.

                28.01.2024г