ИЗ НАРОДНОГО РОДНИКА
Художник ВАСНЕЦОВ
Виктор Михайлович
( 1848 -1926 гг. )
***
В.ВАСНЕЦОВ: « Я всю жизнь только
и стремился как художник понять,
разгадать и выразить
русский дух!».
***
Родился он в семье сельского священника Вятской губернии
вскоре после Отечественной войны 1812 г., когда дух
народа-победителя был особо памятен и зрим.
В небогатой семье, где шестеро детей, привыкших помогать
друг-другу, Витя рос на сказках и народных былинах, песнях
родной бабушки Софьи Александровны (как Пушкин при своей няне
Арине Родионовне!), которая, к тому же, в юности хорошо рисовала.
А потому у будущего художника захватывало дух от счастья, когда
бабушка открывала свой заветный сундучок, где хранились ее краски,
и окунала Витю в загадочный и волшебный мир народных былин,
мечты и сказки, приобщая его и к азам живописи…
***
Как тут не вспомнить и мне свою бабушку Евдокию Павловну,
ходившую в школу, по ее словам, лишь одну зиму («Зачем учитель
усы свои в рот пихал!- объясняла она нам, внукам, свой отказ
от дальнейшего обучения.- Но читала я сама и по закону Божьему
первой была!» ).Не уточняя при этом, что в многодетной семье,
как старшенькую, вместо учебы ее отдали к барыне в няньки…
- Заплакал Иванушка и
пошел в темный,
дремучий лес,- по
знакомой канве ведет
сказ бабушка. - Сел на
пенек, огляделся… Тут,
откуда ни возьмись,
Серый Волк!.
Мы, внучата, лежим в деревенском доме на протопленной печи,
а бабушка усыпляет нас сказками «на сон грядущий».
Но и сама дремлет, голос
ее никнет и она вдруг шепчет:
- А смородина-то красная,
так гроздьями и висит…
- Какая смородина? – сразу
же возмущаемся мы.- И
что за гроздьями?
- Какая еще смородина?-
тут же просыпается она. -
И что сбиваете старую?
Я вам про Ивана-царевича
и Серого Волка говорю.
Вот и слушайте , что
дальше - на сон
грядущий…
Я рассматриваю близкий потолок, где шляпка старого гвоздя в бревне матрицы
на глазах растекается
паутинками трещин, и это
уже не шляпка, а даже шляпа! Кого? Гнома… И присаживается
на пенек,что рядом с гномом, не Серый Волк, а сама бабушка, уводя меня
в сон и грезы!
И вот уже спускаюсь с печи
на ковре-самолете, медленно
и плавно, воздух осязаемо
упруг и мягок, а дух захватывает восторгом, -
лечу, я лечу! Хотя понимаю
при этом, что мой летучий
ковер- всего лишь знакомая
бабушкина шаль с кистями
бахромы по краю ...
Не так ли уводила в народный фольклор юного Витю Васнецова
и его бабушка Софья Александровна?
***
Именно она, простая русская крестьянка, наделенная народной
мудростью и художественным даром, привила внуку Вите любовь
к народному эпосу и фольклору, а тяга к живописи изменила
его реальность : с последнего курса семинарии, так и не став
священником, провинциал Виктор Васнецов поступает в Академию
художеств Петербурга, которую блестяще окончил в 1873 г.,
получив право творческой поездки за границу.
А в 1893 г. , получив всероссийскую известность как выдающийся
художник-фольклорист, Виктор Васнецов стал членом Академии
художеств в Петербурге.
Своими замечательными полотнами он по праву завоевал признание
критиков и любовь зрителей: «Битва скифов со славянами»,
«Ковер-самолет», «Три царевны» (все три 1880-81 годы), "После побоища Игоря
Святославовича с половцами"
(1880 г.), "Алёнушка"
(1881 г.), «Витязь на распутье»(1882 г.), "Иван -
царевич на Сером Волке»
(1889 г.), «Богатыри»
( 1881-1898 гг.),"Гусляры"
(1899 г.),«Баян» (1910 г.)
и др.
Создав ряд известных полотен на тему русской истории, народных
сказаний, преданий и былин, он проявил себя как художник,
способный передать эпический характер Руси, проникнутый
поэтичностью, глубоко национальным восприятием
русской старины.
« Я – сказочник, былинник, гусляр живописи», -
заявлял он о себе.
Он, и верно, так хорошо знал русскую историю, таким богатым
было его воображение, что он легко умел представить себе
наших предков, их жизнь и древнюю Русь.
Отсюда в его картинах наша
краса и правда!
***
В 1880 году один из богатых людей Москвы - крупный
меценат и предприниматель Савва Мамонтов, хозяин подмосковного
имения Абрамцево, что стало в те годы своеобразной
«Меккой» -
важным центром для русской художественной «богемы»
(здесь гостили
и творили художники Николай Рерих, Михаил Врубель, Валентин Серов,
Виктор Васнецов), заказал Васнецову три картины
для кабинета правления Донской железной дороги.
Заказ в 1881 году был выполнен: художник написал три картины –
«Битва скифов со славянами», «Ковер- самолет» и «Три царевны подземного
царства».
Если первая из них
представляла прошлое России –
битва со скифами, вторая – наше будущее с возможностью
свободно, как птицы, летать
по небу, то третья олицетворяла
подземные богатства России- Золото, Медь и, добавкой к
сказочному сюжету символа каменного угля, – царевну
Черную, художник воспел щедрые недра Донбасса.
Сын Мамонтова Всеволод так характеризовал эти картины:
«Первая должна была изображать далеких предков
Донецкого края, вторая – сказочный сюжет
передвижения , третья - царевны Злата, драгоценных камней и каменного
угля - символ богатых недр пробужденного края!».
Однако члены правления не приняли работы Васнецова
на сказочные темы как неуместные для служебного
помещения…
А вот заказчик Савва Мамонтов остался доволен!
Довольны картинами и мы…
А сам Васнецов с этого момента стал чаще обращаться
в своем творчестве к сюжетам народных
сказок и былин.
В 1883-84 годах по заказу землевладельца и мецената
из Киева Ивана Терещенко
он пишет еще одну версию
картины « Три царевны»,
где изображает братьев
Иван-царевича, пораженных, согласно сказочному сюжету,
красой трех царевен…
Но это уже совсем иная история!
А в следующих главках мы обратимся к другим знаменитым
полотнам мастера-сказочника, рассмотрев их пристальнее.
28.01.2014 г.
( Продолжение следует)
Фото из интернета