Там Русью пахнет!

Владимир Федулов
ИЗ  НАРОДНОГО РОДНИКА

Художник ВАСНЕЦОВ
Виктор Михайлович
( 1848 -1926 гг. )

***
В.ВАСНЕЦОВ: « Я всю жизнь только
и стремился как художник понять,
разгадать  и выразить
русский дух!».   

***

Родился он в семье сельского священника  Вятской губернии
вскоре после Отечественной войны 1812 г., когда дух
народа-победителя был особо памятен и зрим.
В небогатой семье, где шестеро детей, привыкших помогать
друг-другу,  Витя  рос на сказках  и народных былинах, песнях 
родной бабушки Софьи Александровны (как Пушкин при своей няне
Арине Родионовне!), которая, к тому же, в юности хорошо рисовала.
А потому  у будущего художника захватывало дух  от счастья, когда
бабушка открывала свой заветный сундучок, где хранились ее краски,
и  окунала  Витю в загадочный и волшебный мир народных былин,
мечты и сказки, приобщая его и к азам  живописи…

***
Как тут не вспомнить и мне свою бабушку Евдокию Павловну,
ходившую в школу, по ее словам, лишь одну зиму («Зачем  учитель
усы свои в рот пихал!- объясняла она нам, внукам, свой отказ
от дальнейшего обучения.-  Но читала я сама и по закону Божьему
первой была!» ).Не уточняя при этом, что в многодетной семье,
как старшенькую, вместо учебы ее  отдали к барыне в няньки…
 
  - Заплакал   Иванушка и 
    пошел  в темный,
    дремучий лес,- по
    знакомой канве ведет
    сказ бабушка. - Сел на
    пенек, огляделся… Тут,
    откуда ни возьмись,
    Серый Волк!.

Мы, внучата, лежим в деревенском доме на протопленной печи,
а бабушка усыпляет нас сказками «на сон грядущий».

Но и сама дремлет, голос
ее никнет и  она вдруг  шепчет:

- А смородина-то красная,
так  гроздьями и висит…

- Какая смородина? – сразу
же возмущаемся мы.- И
что за гроздьями?

- Какая еще смородина?-
тут же просыпается она. -
И что сбиваете старую?
Я вам про Ивана-царевича
и Серого Волка говорю.
Вот и слушайте , что
дальше - на сон   
грядущий…
 
Я рассматриваю близкий потолок, где  шляпка старого гвоздя в бревне матрицы
на глазах растекается
паутинками трещин, и это
уже не шляпка, а даже шляпа! Кого? Гнома… И присаживается
на пенек,что рядом с гномом, не  Серый Волк, а сама бабушка, уводя меня
в сон и грезы!

И вот уже спускаюсь с печи
на ковре-самолете, медленно
и плавно, воздух осязаемо
упруг и мягок, а дух захватывает восторгом, -
лечу, я лечу! Хотя понимаю
при этом, что мой летучий
ковер- всего лишь знакомая 
бабушкина шаль с кистями
бахромы по краю ...

Не так ли уводила в народный фольклор юного Витю Васнецова
и его бабушка Софья  Александровна?

***
Именно она, простая русская крестьянка, наделенная народной
мудростью и художественным даром, привила внуку Вите любовь
к  народному эпосу и фольклору, а тяга к живописи изменила 
его реальность :  с последнего курса семинарии, так и не став
священником, провинциал Виктор Васнецов поступает в Академию
художеств Петербурга, которую блестяще окончил в 1873 г.,
получив право  творческой поездки за границу.

А в 1893 г. , получив всероссийскую известность как выдающийся
художник-фольклорист, Виктор Васнецов стал членом Академии
художеств в Петербурге.
 
Своими замечательными полотнами он по праву завоевал  признание
критиков и  любовь зрителей:   «Битва скифов со славянами»,
«Ковер-самолет», «Три царевны» (все три 1880-81 годы), "После побоища Игоря
Святославовича с половцами"
(1880 г.), "Алёнушка"
(1881 г.), «Витязь на распутье»(1882 г.), "Иван -
царевич на Сером Волке»
(1889 г.), «Богатыри»
( 1881-1898 гг.),"Гусляры"
(1899  г.),«Баян» (1910 г.)
и др.

Создав ряд известных полотен на тему русской истории, народных
сказаний, преданий и былин,  он  проявил себя как художник,
способный  передать эпический характер Руси, проникнутый 
поэтичностью, глубоко  национальным восприятием
русской старины.

« Я – сказочник, былинник, гусляр живописи», -
заявлял он о себе.

Он, и верно, так хорошо знал русскую историю, таким богатым
было его воображение, что он легко умел представить себе
наших предков, их жизнь и древнюю Русь.
Отсюда в его картинах наша
краса и правда!

***
В 1880 году один из  богатых людей  Москвы - крупный 
меценат и предприниматель Савва Мамонтов,  хозяин подмосковного
имения Абрамцево, что стало в те годы  своеобразной
«Меккой» -
важным центром для русской художественной «богемы»
(здесь гостили
и творили художники Николай Рерих, Михаил Врубель, Валентин Серов,
Виктор Васнецов), заказал Васнецову  три картины
для кабинета правления Донской железной дороги.

Заказ в 1881 году был выполнен: художник написал  три картины –
«Битва скифов со славянами», «Ковер- самолет» и  «Три царевны подземного
царства».

Если первая из них
представляла прошлое России –
битва со скифами, вторая –  наше будущее с возможностью
свободно, как птицы, летать
по  небу, то третья олицетворяла
подземные богатства России- Золото, Медь и, добавкой к
сказочному сюжету  символа каменного угля,  – царевну
Черную, художник воспел   щедрые  недра Донбасса.

Сын Мамонтова Всеволод так характеризовал  эти картины:
«Первая должна была изображать далеких предков
Донецкого края, вторая – сказочный сюжет
передвижения , третья - царевны Злата, драгоценных камней и каменного
угля -  символ богатых недр пробужденного края!».

Однако члены правления не приняли работы Васнецова
на сказочные темы как неуместные для служебного 
помещения…

А вот заказчик Савва Мамонтов остался доволен!

Довольны картинами и мы…
А сам Васнецов с этого момента стал чаще обращаться
в своем творчестве к сюжетам народных
сказок и былин.

В 1883-84 годах по заказу землевладельца и мецената
из Киева  Ивана Терещенко
он пишет еще одну версию
картины « Три царевны»,
где изображает братьев
Иван-царевича, пораженных, согласно сказочному сюжету,
красой трех царевен…

Но это уже совсем иная история!

А в следующих главках мы обратимся к другим знаменитым
полотнам мастера-сказочника, рассмотрев их пристальнее.

28.01.2014 г.

( Продолжение следует)

Фото из интернета