Тянь-Шань 69. Походный дневник. День шестой

Гузэль Ханисламова
I6 августа
    
    Сегодня идем на перевал Тур-Ашу. Какой-то ненормальный перевал. Мы выписывали бесконечные зигзаги пока на него поднялись.

    Спускаться с него в долину не стали, пошли по хребту траверсом. А ночевали на одном из перевалов, точнее в небольшой седловинке у самого снега. Внизу в долине стояли пастухи. Но, спускаться к ним, а затем с снова лезть сюда никому не захотелось.

    Сегодня наш Петька – милый и всеми любимый козленок, проявил себя настоящим другом. Когда выбирали место для ночевки, Прокофьев пошел посмотреть нет ли местечка получше, а мы остались ждать результатов рекогносцировки.

     Петька, по привычке, побежал за начальником, но, увидев, что мы сидим, долго стоял в нерешительности. Он отчаянно замемекал, призывая нас идти за начальником. Уважение к начальнику и старая привычка взяли свое и он побежал за Прокофьевым, но на сердце у него, видно, было не спокойно. Он постоянно оглядывался назад, не понимая, почему мы сидим. Прокофьев ничего подходящего для стоянки не нашел и повернул назад. Если бы вы только видели, с какой радостью понесся Петька назад к нам, обогнал Прокофьева, с радостными криками подбежал к нам, что-то по-своему мемекал, кажется, пытался убедить нас в том, что это он уговорил Прокофьева вернуться.
    
      И вправду, место для стоянки неважное, нет воды, а дрова – далеко в долине. Только зашло солнце, откуда-то полезла такая холодина, что даже теплые свитера и варежки не помогали.
Ребята сходили за водой назад I,5 км, т.к. здесь вода замерзла, а сосать лед в такую холодину даже любители мороженого вряд ли согласились бы. Вскипятить воду не на чем, нет дров. А горелок почему-то Прокофьев не предусмотрел.
   
     Вечером без традиционных посиделок с гитарой у костра настроение не мог поднять даже резвящийся Петька.  Но по палаткам расходиться не хотелось.
 
   Как всегда, выручил Володя. Еще днем на маршруте он подобрал несколько маленьких щепок и теперь решил разжечь миниатюрный костер.

    Именно Володька ни раз, в трудные моменты, разгонял напряженные ситуации в группе своим дурашливым юмором. Так, после подвигов в походе по Кавказу,  он стал обладателем титула «Дыркотеоретик» (развлекал своей теорией дырок практически всю ночь нашу группу, набившуюся в одну палатку и вынужденную дожидаться утра у самой кромки ледника, из-за неудавшегося восхождения на перевал засветло,) и титула «Мужчинистый мужчина» (спустил под гору 2 неподъемных рюкзак-вьюка, которые пришлось снять с лошади, подвернувшей ногу).
    
      Володя начал приставать ко всем с рекламой драгоценных щепочек, какие сухие, звенящие, из ценной породы – арчевник, предлагая купить их по сходной цене и немедля, т. к.  с наступлением ночного похолодания дрова вырастут в цене. Желающих купить дрова с наценкой за высокогорье не нашлось. Тогда он демонстративно разжёг свои драгоценные щепочки и стал греть по очереди каждый палец, сокрушаясь, что все норовят погреться «даром».  Затем, стал предлагать и товарищам от «небывалой и бесплатной щедрости» погреть над костром по пальчику. Все стали, дурачась и воздавая хвалы его бескорыстию, греть над костром по пальцу, комментируя, почему именно выбранный палец достоин такого блаженства. Настроение в группе улучшилось, а это означало, что тепло костра может не зависеть от его размеров.

     Небольшой ужин, банка тушенки на двоих и сухарь... и – пора на покой. Напоследок Прокофьев с Мужчиной, как всегда, долго афишируя возникшее желание, идут за громадный камень «почитать и политически просветиться».
Наконец, все угомонились. Тихонько о чем-то беседуют в палатках. Неугомонный Петька, которого в палатки не пускают, просовывает голову то в одну, то в другую палатку (между застежками) и с интересом наблюдает за нами. Мы шутим, что он поверяет, все ли «бараны» из его стада на своих местах.

ИЗ ОТЧЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ:

«По отрогу попадаем в цирк и из него на пер. Тур-Ашу (3808м). По ту сторону видна глубокая долина, окаймленная хребтами. На юго-западе виден второй пер. Тур-Ашу (3790 м).
     Проходим его и выходим на хребет Узун-Ахмат-Тау. Идем по хребту. Большинство вершин проходим траверсом по склону. Через хребет проходит около 10 перевалов. На хребте есть 2-3 озера. Но мы до них не дошли и устроили холодную ночевку».


Продолжение следует http://proza.ru/2024/01/28/1436