100 лет Болотнинскому району. Ч. 4

Евгений Викторович Терентьев
В 8 тысячелетии до н.э. на территории Передней Азии люди впервые освоили изготовления предметов из меди. Первые медные изделия производили путем проковки самородной меди. В 6-м тысячелетии до н.э. изделия из меди появились в Двуречье и в долине Инда. В 5-м тысячелетии до н.э. медные изделия стали изготавливать в Египте и на Балканском полуострове. В 5-4 тысячелетиях до н.э. изделия из меди появились в Китае. В 4 - 3 тысячелетиях до н.э. изделия из меди стали знакомы людям на все больших территориях Евразии и Северной Африки, хотя в это время и по-прежнему повсеместно преобладали изделия из камня. К началу 3-го тысячелетия до н.э. медные изделии вошли в обиход в Восточной Европе. Первые находки медных предметов в Южной Америке относятся к 2-1 тысячелетиям до н.э., в Северной Америке самые древние находки датируются 4-м тысячелетием до н.э.

В конце 4-го тысячелетия до н.э. древние металлурги на территории Ирана и Двуречья впервые научились производить бронзу – искусственно созданный человеком материал, не встречающийся в природе, представляющий из себя сплав меди с различными добавками (оловом, мышьяком, свинцом и др.). По сравнению с медью, бронза имеет несколько преимуществ: плавится при более низкой температуре, дает меньше трещин при плавлении, орудия из нее – более прочные, чем медные. В 3-м тысячелетии до н.э. бронза стала производиться по обе стороны Кавказа и в Египте. Немного позже бронзу стали производить в Европе и в Индии. Во 2-м тысячелетии до н.э. бронза появляется в Китае. Первые находки изделий из бронзы в Южной Америке относятся к середине 1-го тысячелетия уже нашей эры.

Появление в жизни людей меди и бронзы традиционно принято связывать с двумя историческими эпохами: эпохой меди (энеолитом) и эпохой бронзы.

Эпоха бронзы в лесостепной зоне Западной Сибири началась с конца 3-го тысячелетия до н.э. и продолжалась по первые века 1-го тысячелетия до.н.э. В лесостепном Приобье эпоха бронзы, как и каменный век, разделяется на несколько этапов – ранняя, развитая и поздняя бронза.

По мнению климатологов, климат Западной Сибири эпохи ранней бронзы отличался повышенной увлажненностью. Этого же мнения придерживаются археологи, фиксирующие перенос поселений того времени на более возвышенные места. В это время на лесостепной территории Обь-Иртышского междуречья продолжали развиваться традиции верхнеобской неолитической культуры, на базе которой сложилась культура, получившая название игрековская.

Обнаруженные могильники игрековской культуры включают в себя грунтовые и курганные захоронения, в том числе вторичные. Погребения ориентированы на север и северо-восток. Умерших клали в вытянутом положении на спину или в скорченном состоянии на бок. В могилы к умершим помещали предметы труда из камня и кости, керамику. Керамика имела плоское или округлое днище, была орнаменитрована оттисками гребенки, резкими линиями, отступающей палочкой. Металлические (медные и бронзовые) изделия были представлены пока только лишь элементами украшений – пронизками.

В Приобье же в это же время складывалась крохалевская культура, получившая свое название от села Крохалевка под Новосибирском. Для крохалевцев была характерна плоскодонная керамика с «текстильным» орнаментом. В начале 2-го тысячлетия до н.э. у крохалевцев появились первые признаки скотоводства, о чем говорят изредко встречающиеся кости одомашненной лошади.

Одомашнивание лошади впервые произошло, вероятно, в ареале ботайской археологической культуры, располагавшейся в конце 4-го – начале 2-го тысячелетий до н.э. на территории Урало-Тобольского междуречья. Археологи указывают, что здесь появилась начальная стадия коневодства. Ботайцы использовали лошадей для хозяйственных целей (для перемещения грузов в санях и как источник молока, мяса и кожи). Исследователи отмечают, что, ботайцы, владевшие навыками приручения лошадей, не вели целенаправленную селекцию. Современные породы лошадей имеют лишь 2,7% примеси лошадей из Ботая и произошли от неизвестной сегодня нам популяции лошадей. Считается, что ботайские лошади генетически были близки к лошади Пржевальского, в ряде работ они также представлены предками лошади Пржевальского.

К эпохе развитой бронзы (конец 3 тысячелетия – начало 2-го тысячелетия до н.э.) относят существование в Урало-Тобольском междуречье синташтинской и петровской археологической культур, которые часто называют петровско-синташтинской общностью. Антропологи отмечают, что население этой общности было европеоидным. Материалы поселений и могильников этих культур говорят нам о том, что экономика их носила четко выраженный производящий характер. Существовало земледелие. Большую роль играло скотоводство (лошади, крупный рогатый и мелкий рогатый скот). Лошади впрягались в колесницы – легкие повозки с двумя спицевыми колесами (самые ранние колесницы этого типа здесь датированы методом радиоуглеродного анализа 2020 годом до н.э.). Развито было ремесленное производство, в том числе бронзолитейное. В обществе имелось социально-имущественное разложение.

Племена петровской культуры в своем дальнейшем развитии эволюционировали в андроновскую культуру, в то время как племена синштантинской культуры, переместившись на запад, заложили основы восточноевропейской срубной культуры. Одновременно часть населения этих культур ушла на юг Азии, дойдя до Ирана и Индии. Ученые считают, что начавшаяся миграция этих индоевропейцев была связана с резким изменением климата: в это время степь охватила длительная засуха, здесь обмелели водоемы, выгорели от зноя пастбища.

Восточноевропейская срубная культура, именуемая исследователями еще и как срубная культурно-историческая общность, в 17-13 веках до н.э. занимала степную и лесостепную полосы Восточной Европы между Днепром и Уралом. Традиционно считается, что срубники, как и их восточные соседи андроновцы, были носителями индоиранской речи. По одной из версий, носители этой культуры считаются предшественниками скифов и родственных им народов.

В начале 2-го тысячелетия до н.э. в пределах современной Новосибирской области появляются носители андроновской культуры, которые затем продолжили свое движение до Среднего Енисея, осваивая обширные степные и лесостепные территории до границы тайги. На территории нашей области андроновская культура просуществовала до середины 2-го тысячелетия до н.э.

В начале – середине 2-го тысячелетия до н.э. автохтонная (местная) игрековская культура, распространенная в Обь-Иртышском междуречье, трансформируется в кротовскую культуру. Определенную роль в формировании кротовской культуры сыграл приток европеоидного населения с его более высокой культурой. Кротовцы сочетали охоту и рыболовство со скотоводством (лошади, крупный и мелкий рогатый скот). В их поселениях найдено много литейных форм, что свидетельствует о существовании у них бронзолитейного производства. Погребальный обряд кротовцев продолжил традиции прежнего погребального обряда игрековцев. Параллельно с кротовской культурой, в зоне южно-таежных лесов и ленточных боров Верхнего Приобья развивалась самусьская культура, также уже знавшая скотоводство и бронзолитейное производство.

Евгений Терентьев