Тянь-Шань 79. Походный дневник Вступление

Гузэль Ханисламова
    Поход 4 категории, пеший (5-28 августа I969г.) – Юго-Западный Тянь-Шань (пешком 218 км, в том числе с преодолением естественных препятствий 117 км).

    Маршрут: Уфа – Кинель – Куйбышев – Арысь – ст. Луговая – автобусом до Фрунзе – самолетом до Токтогула – автобусом до Чулон-Аты – Ак-Булак – Алмалы – оз. Кёль –  пер. Тур-Ашу – пер. Аирбель – пер. Окум – оз. Карасу – пер. Которма – оз. Сары-Челек – пер. Хаджи-Ата –  пер. Кара-Токо – пер. Афлатун - на попутке в Караван – автобусом в Наманган – автобусом в Ташкент – самолетом в Уфу.

     Руководитель: Слава Прокофьев.

     Участники: Юра, Макарыч (завхоз), Саша (гитарист), Володя (Мужчинистый Мужчина), Гуля (медсестра), Ваня, Роза, Рая, Галя.
      
     Этот дневник – личные непутевые путевые заметки. Смею надеяться, что они будут интересны не только сверстникам, участникам и друзьям, но и их, уже взрослым детям и внукам (ведь, им привычнее читать компьютерные версии, чем то, что сохранилось в наших, дорогих сердцу, потрепанных блокнотах). 

     Сейчас уже не помнится, вел ли кто из ребят свои дневники. Знаю, что Юра описал некоторые моменты похода в своих воспоминаниях («Обрывки воспоминаний, 2017г.»).
 
    Решилась опубликовать дневник, невзирая на то, что он уступает тем дневникам, что писались по очереди всеми участниками в других походах (Саяны, Алтай), в которых каждый отражал собственные впечатления и ощущения.*

   Вот, выдержка из воспоминаний участника похода – Юры, любезно предоставленных мне для прочтения (печатается в авторской версии без дополнений и исправлений).

 «Собственных руководителей, имеющих права на ведение маршрутов высоких категорий в БГУ не было. Только предстояло их подготовить. Для этого требуется и определенный опыт походов руководителя и участников. Зато было желание сходить на приличный маршрут. Пригласили со стороны Славу Прокофьева. Словесный портрет. Слава – высокого роста, очень худощавый, с небольшой бородкой, обсыпанной сединой, плешь на черепе от лба до залысины. В свои 33 года он казался значительно старше. Для нас он был как дед. У Славы была идея – фикс: пройти маршрутом через Тянь-Шань не под рюкзаком, а с авоськой в руках. И он таки-да был близок к её осуществлению. Первый год он шел по стойбищам горных пастухов с фотоаппаратом, а на второй год приносил фотографии. За это имел почет и уважение, полный пансион с питанием и ночевкой в юртах. А тут мы влезли в его планы со своим туримуществом и желанием все исполнить, как полагается. В качестве компенсации Слава выговорил себе право взять на маршрут, ну скажем так – подругу. Надо отдать ему должное, маршрут он изучил досконально, вел нас спокойно и деловито. Горы Тянь-Шаня не так колоритны, как Кавказ, где блеск и искристая величавость горных вершин дополняется шикарной зеленью и многоцветьем долин. На Тянь-Шане на многие десятки километров тянутся серые горы с жалкой растительностью. Зато в предрассветные часы и в наступающих сумерках горы выглядят завораживающе прекрасно. Когда лучи солнца, упиревшись в ближние горы, высвечивают более высокие горные кряжи – создается совершенно фантастическая картина. Подобное можно видеть разве что на картинах Рериха…»

    В качестве предпоходной подготовки мне было доверено распечатать фотографии с пленки предыдущего похода Прокофьева. Целую пачку фотографий предполагалось раздать при встрече местным пастухам, с корыстной целью – получить в ответ от них проявление гостеприимства. Не знаю, как сейчас складываются отношения туристов и местного населения. Но, в те времена киргизские пастухи были приветливы и гостеприимны, и без таких наших ухищрений.

    Добирались до начальной точки маршрута долго-долго, со множеством пересадок. Описывать их не буду.
И наконец...


ИЗ ОТЧЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ:

     «Поход 4 категории сложности. Маршрут пролегал по горным хребтам и долинам Юго-Западного Тянь-Шаня, через ряд перевалов, наиболее сложными из которых были: Тур-Ашу, Аирбель, Окум, Которма, Хаджи-Ата, Кара-Токо и Афлатун. Наиболее высокий участок маршрута 3808 м – перевал Тур-Ашу. На пути группы было множество живописных горных озер: Кёль, Кара-Су, Ирекёль, Кара-Кёль, Сары-челек. Наиболее крупные реки на маршруте: Узун-Ахмат, Кара-Кульджа. Небольшой отрезок пути пролегал по Сары-Челекскому заповеднику».


*Через месяц после публикации участник похода Володя передал мне копию отчета Тянь-Шаньского похода и тетрадь с кроками и небольшими заметками руководителя С. Прокофьева – настоящая реликвия.  Решила внести в дневник похода коррективы (с пометкой «ИЗ ОТЧЕТА РУКОВОДИТЕЛЯ»).


Продолжение следует http://proza.ru/2024/01/28/1316