Мёртвые огоньки

Всеволод Малахов
В романе Стивена Кинга "Оно" есть замечательное выражение "мёртвые огоньки". Так он описал глаза чудовищного существа-Глемора. Инфернального паука из чужих времен и дальней галактики, попавшего на Землю и убивавшего детей при помощи чудовищных иллюзий. Питался паук человеческим страхом.
В 1994 году я впервые увидил мёртвые огоньки.
Мама моя была тогда уже тяжело больна и лежала в военном госпитале, а я приехал её навестить. В тот день она показала мне генерала Анатолия Романова. Генерал-полковник Анатолий Александрович Романов пострадал во время тёракта и находился на  лечении в главном клинической госпитале. Две женщины везли его на коляске нам на встречу по весеннем саду. Голова генерала была опущена, а взгляд спокойных глаз на бедном худом лице погружен вглубь себя. Я обернулся на маму, её глаза лучились любовью и волнением о том, что я пойму как на самом деле ей плохо. Она бодрилась, изображала живость и пыталась всячески отвлечь меня.-" Это генерал Романов, герой, пострадавший за Родину, он тоже здесь. А вон посмотри,"- мама показала мне на троих молодых людей в чёрных костюмах, :" смотри, смотри, это настоящие бандиты. Они к своему начальнику каждое утро приходят. На втором этаже лежит. Наверное он им команды раздаёт  кого зарезать."- пошутила мама. Я посмотрел на бандитов. Невидящий взглядом они смотрели сквозь меня и сквозь этот мир. Какие же разные взгляды у людей, подумал я. Умиротворенный и смирившийся взгляд генерала Романова, любящий и тревожный матери и оловянный, мертвый взгляд этих. Мёртвые огоньки, вдруг вспомнил я.Взгляд сквозь тебя, взгляд не признающий даже твоего права на существование. От троицы в костюмах исходила сильная аура зла. Сильная как неожиданный удар под дых, как липкий, невыносимый запах мертвечины.
" - Почему же это никто не чувствует? "- подумал я.
 Один раз я уже испытывал подобное. Ехал в полупустом трамвае и на остановке в переднюю дверь кто то зашёл. Как буд-то  сырой холодный ветер пронёсся по салону. Я пригляделся к вошедшему. Обычный парень, ничего особенного. Куртка, под ней форменное милицейские брюки. Вроде бы и ничего особенного, но ощущение от него было как от холодной, скользкой ядовитой гадины, хотелось держатся от него подальше, а ещё лучше вообще выйти из трамвая на следующей остановке и идти пешком.
Прошло время и я все чаще стал замечать в глазах у людей мёртвые огоньки. Не у всех. У тех от кого зависят другие люди. Их благополучие или жизнь. У чиновников разного ранга, от самых мелких до представителей президента в федеральном округе. У соц работников. Даже у начальницы почты, кричавшей в лицо старику ветерану, посылку которого они потеряли-"Да ты  никто. Просто никто. Попробуй только ещё раз придти жаловаться! " Один раз я видел такой взгляд у врача. Если долго общаться с такими людьми наступает депрессия от их мёртвого взгляда,от их ненависти к людям, которых они ненавидят всей душой, потому, что смогли вырваться из их  бесправной и нишей массы и очень боятся в неё вернуться.Появляется отвращение к жизни и к людям. Но от этого есть замечательное лекарство. Надо посмотреть в глаза маленького ребёнка. Большие и чистые, полные ожидания и живого интереса к такому замечательном созданию как вы. И уныние снимает как рукой.
Вот только одного я боюсь, боюсь наверное сильнее нищеты, старости и смерти.Однажды увидеть мёртвые огоньки посмотрев в зеркало.