Финские санки, или Дядины шутки

Василий Храмцов
               
Было мне лет девять, когда Петр Михайлович, старший брат отца, с войны вернулся. Он был уже в годах, поэтому служил в хозвзводе. Чинил солдатские сапоги и конскую сбрую.  Я с ним четыре года не виделся, подрос за это время, и снова подружился. С удовольствием слушал его рассказы о том, что он пережил и где побывал. Но не обо всём он мне рассказывал, а только о таком, что мне интересно.

 Особенно часто возвращался он к рассказу о финских санках. Заметил, что меня они очень сильно заинтересовали, и подогревал любопытство.  Ездят на них стоя, говорил он, толкая перед собой за высокую ручку. Одной ногой финн стоит на санках, а другой отталкивается от дороги.  На санках может сидеть ребенок или лежать груз. И финн, а чаще финочка, мчат по улице или по льду озера с большой скоростью. 

   - Под полозьями у санок  - железо.  Они как на коньках. От того и скользят  легко и по льду, и по плотному снегу. Я тебе обязательно такие сделаю! Будешь по озеру гонять!

 Меня этот рассказ завораживал. Я, видимо, даже преображался. Может быть глаза у меня загорались. Взрослому человеку интересно было наблюдать, как мальчик погружается в состояние мечты и грёз. Я живо представлял, как мчусь на этих санках по льду озера.  Всем мальчишкам на зависть! Это самое главное! Ни у кого нет таких санок! И никто, кроме моего дяди,  не знает, как  их смастерить!

Дядя у меня был не только хорошим рассказчиком, но и мастером на все руки. Не было и тени сомнения, что он эти финские санки смастерит. С войны он вернулся невредимым. Мужские руки нужны были почти в каждом доме. И шли к нему женщины, каждая со своей нуждой. Как им откажешь? Он стеклил окна, изготавливал оконные рамы, делал кадушки и квашни для теста. А зимой шил сапоги и ботинки, а также ремонтировал любую обувь.

И все это делал легко, с шутками-прибаутками. Никакого особого достатка своим мастерством он не нажил. Но нам, детворе, он говорил: «Я очень  богатый человек! У меня на чердаке мешок соли лежит!» 

В комнате, где он работал, иногда было многолюдно, особенно зимой. К нему приходили покурить старики. Сидели на лавке, на табуретках, кто на чем. Дым стоял «коромыслом». Между ними еле протискивалась по своим домашним делам моя тетка, Анна Кузьминична.

Заходила к Петру Михайловичу и бездомная старушка Федосья Мироновна. Тогда они кроме того, что курили самокрутки, ещё и нюхали табак. Беседовали. А когда опускалась ночь, старушка неизменно уходила. Дядя и тетя приглашал ее остаться ночевать: в доме тепло, места хватит. Но гордая женщина уходила в темноту. Она никого не хотела стеснять своим присутствием.

На пустыре, где когда-то стоял дом, сохранился глубокий погреб. В нем она и ночевала. Закроет за собой крышку, спустится по лестнице  и там на какой-то постели ночует. На дворе мороз, а в погребе неизменная плюсовая температура.

Проходили зима за зимой, лето за летом, а дяде все было некогда. Я хоть и напоминал ему своим посещением о финских санках, но видел, что ему и в самом деле не до них. Сколько бы раз я ни заходил к нему, он без дела не сидел. Люди ждали очереди, пока он выполнит их заказ.

Постепенно мечта о финских санках тускнела, пока и вовсе не погасла. Я уехал учиться. Приезжая летом на каникулы, заходил к Петру Михайловичу. А дядя все  так же был в работе. Я его понимал. Даже тени обиды на него у меня не было. А для себя я взял за правило: никаких обещаний  никому не давать. Особенно детям. Вот и все. Не давай обещаний!

В детстве я только мог вообразить, какие они – финские санки. Теперь  же есть способ их и увидеть! Включаю в компьютере поисковик, и вот они, красавцы! Обычный стульчик с высокой спинкой. Либо на полозьях, либо на лыжах. Полозья удлинены так, чтобы на них можно было стоять. И, пожалуйста, отталкивайся одной ногой и поезжай. Можно даже заказать и купить.  Умельцы продолжают их совершенствовать. Ставят на такие санки разные двигатели, вплоть до реактивных. Кого мой рассказ заинтересовал – можете посмотреть.  А я перестаю мечтать. Не нужны мне больше ни финские, ни какие другие санки. Накатался.

Давно нет в живых моего дяди. Не довелось проводить его в последний путь. Внуки живут ещё в деревне. А дом его по какой-то причине сгорел. Видимо и соль просыпалась на пепелище. Только была ли она там, на чердаке?  Скорее всего это была его очередная шутка.