Людоеды из Гельвеции

Борис Готман
Boris S.Gotman,Ph.D

 Продолжение:

 Центр швейцарской столицы, расположенный на "полуострове" в изгибе реки Ааре, изобилует фонтанами и фонтанчиками.

 Конечно, на мой взгляд, самое захватывающее зрелище Берна - это виды на Ааре с высоченных мостов.

 Но здесь хочу остановиться на запечатлённом на моей фотографии фонтане "Пожиратель детей" (Kindlifresserbrunnen).

 Фонтану уже без малого полтысячи лет. А если засчитать стоявший на его месте ранее деревянный фонтан, так и того более.

 В своем нынешнем виде (правда, в 2007 году он был капитально отреставрирован, для чего скульптуру даже снимали с постамента) он был построен в 1546 году мастером Гансом Гангом.

 На снимке видна эта скульптура гиганта-людоеда, с довольной улыбкой пожирающего ребенка. В сумке и за поясом с ужасом ждут свою участь другие дети.

 Любители ужастиков могут прочесть очень подробное описание скульптуры в романе Жака Шессе "Людоед. Роман о потерянной жизни". Правда, между этим описанием и скульптурой имеются некоторые несоответствия, связанные, возможно,  с упомянутой выше реконструкцией.

 Роман получил Гонкуровскую премию.

 Герой романа, учитель гимназии Жан в своём болезненном сознании отождествляет с этим людоедом  своего властного и грубого отца, безжалостно отнявшего у сына девушку, его первую любовь. И даже после смерти отца одни только воспоминания о нём заставляют героя отказаться и от своей новой любви, и от самой жизни.   

 Но вернёмся к скульптуре. Её немаловажная деталь: на голове отвратительного страшилища красуется  шляпа, очень напоминающая колпаки, которые заставляли носить евреев в средневековой Европе.

 По этому поводу Википедия приводит несколько мнений:

 Поскольку людоед носит остроконечную шапку, похожую на еврейскую шляпу того времени, существует предположение, что статуя изображает еврея и является олицетворением Кровавого навета на евреев.
 
 Другая теория заключается в том, что статуя похожа на Крампуса, звероподобного существа из фольклора альпийских стран, которое, как считается, наказывало во время Рождества детей, которые плохо себя вели.
 
 Согласно другим теориям, это изображение греческого бога Кроноса (в римской мифологии - Сатурна), который ест своих детей (римский Сатурн ест месяцы).

 Кронос пожирал своих детей потому, что ему будто бы было предсказано погибнуть от рук одного из них. По легенде, Кроноса сверг его младший сын Зевс, освободивший при этом из чрева отца первоначально проглоченных братьев и сестру и учредивший в честь их спасения Олимпийские Игры.

 Но в этом случае с Кроносом должно было бы быть шесть (с Сатурном - двенадцать)  скульптур малышей.
 Кроме того, ни на одном из других старинных изображений Кроноса не найти такую остроконечную шляпу, как на этой скульптуре.
 
 Следующая теория говорит, что фонтан служит предупреждением для детей, чтобы те были аккуратны и не попали в медвежью яму.

 Ещё одна теория состоит в том, что скульптура на фонтане изображает кардинала Маттеуса Шиннера, который привел Швейцарскую Конфедерацию к нескольким кровавым поражениям в северной Италии.

 Альтернативная теория настаивает, что это изображение старшего брата герцога Бертольда V Церингенского (основателя Берна), который, как утверждается, был настолько взволнован тем, что его младший брат затмил его, что  собрал и съел детей города.

 P.S. Десять лет спустя.
 Логично предположить, что создатели скульптуры стремились вызывать запечатлённым в ней образом отвращение и страх зрителя.
 
 Попробую предположить в чём заключалась причина этого, для чего понадобилось уродовать красивейшее место столицы Гельвеции этим чудовищем?

 Вспомним время создания фонтана "Пожиратель детей" (Kindlifresserbrunnen) - вскоре после изгнания из Испании евреев.

 Уже тогда швейцарцы стремились к наступательному развитию деловых отношений со странами мира и вполне возможно, что их не очень устраивало, чтобы образованные и опытные еврейские изгнанники оседали в этих странах, усиливая контрагентов Гельвеции. Возможно, решили обновить в подсознании своих деловых партнёров традиционную неприязнь к евреям и пресловутую "еврейскую угрозу" и в часто посещаемом иностранцами центре своей столицы изобразили "обобщённого еврея" в образе отвратительного "иностранного агента", будто бы уплетающего за обе щеки будущее христиан и мусульман.

 Поэтому многие по-прежнему убеждены, что людоед изображает "кровожадного еврея". Как писал Владимир Семенович Высоцкий, "...на их (антисемитов)стороне хоть и нету законов, поддержка и энтузиазм миллионов", в чём убеждают многочисленные примеры из истории Европы.

 В новые времена это оказалось очень наруку террористам: после недавнего зверского нападения на Израиль хамасовцы похвалялись, что отомстили, наконец, евреям, изнасиловав и убив полторы тысячи человек, в первую очередь беззащитных женщин и детей, да ещё и угнав в заложники более двухсот человек, в том числе и маленьких детей, включая грудных.

 Свои зверства хамасовские нелюди снимали на отобранные у жертв мобильники и рассылали снимки и видео родным и знакомым замученных. Посылали и своим родственникам и друзьям: вот, мол, какие мы герои! А счастливые близкие "героев"
на радостях покупали и раздавали на улицах конфеты и прочие сладости празднующим эти "подвиги" толпам жителей Газы.

 Потом захваченные израильскими солдатами бандюки рассказывали на допросах, что насиловали и убивали женщин и детей в соответствии с полученными от хамасовской верхушки приказами.

 Хотя даже без антисемитской составляющей отцы (биологические или "Отцы Народа"), развязывающие в сугубо личных интересах кровопролитные войны, в которых гибнут сотни тысяч ни в чём не повинных людей, давно должны были бы исчезнуть с политического небосклона...Но этого, увы, не происходит.

 Вот такие мысли у фонтана в благополучной столице Швейцарии.