Время рисовать осоку

Юрий Панов 2
Немцы всегда стремились на Алтай. Они спускались в пропасти и поднимались к вершинам гор. Честь и хвала немецким ботаникам, но пробудили интерес в обществе к растениям все-таки не они. Это сделал безвестный аптекарь из Англии. И когда я вижу на берегах нашей быстрой, каменистой речушки Шипунихи ярко – зеленое ожерелье осоки, то думаю, конечно, не о лекарственных травах, нет у меня ни малейшего желания использовать осоку в хозяйстве. Я вспоминаю ботаника, который нашел ее на Берегах Темзы и двести пятьдесят лет назад дал осоке впервые научное название, название,  сохранившееся до наших времен. Аптекаря звали Уильям Кертис.  Как мог простой аптекарь пробудить интерес к растениям в обществе?

Двести пятьдесят лет назад времена в Англии были сложные. Расшатывалась великая империя. Волновались Индия, Ирландия и Шотландия. Американские колонии  провозгласили Конституцию и решили отделиться. Напрасно Англия посылала туда войска, они были разбиты. Вслед за Америкой провозгласила Конституцию Франция. Республиканские войска одерживали победу за победой. Но появились уже паровые машины и печатные станки, множились газеты и журналы. Английский флот оставался еще самым сильны в мире, были такие непобедимые флотоводцы как Нельсон. Но разве можно сравнить победы Нельсона с победами Джеймса Кука?  Кук открыл для Европы земной шар. В его первом плавании вокруг света принял участие ботаник Джозеф Бэнкс, а когда он вернулся, в  науке началась эпоха Джозефа Бэнкса. Он возглавил Королевское общество. Каждый корабль, отправляясь в плавание,  получал задание привезти коллекции растений, животных и горных пород. Сам Бэнкс привез в Англию бугенвиллию. История одного из плаваний и сегодня читается как детективный роман. Корабль  капитана Уильям Блай отправился за саженцами хлебного дерева на Таити. История мятежа на «Баунти», история плавания самого капитана стала известной всему миру и не закончилась до сих пор. При Бэнксе Королевский ботанический сад в Кью стал лучшим в мире, была впервые создана геологическая карта Англии. При Бэнксе прославилась своей работой Линнеевское общество. Англичане выкупили у вдовы Линнея его огромный гербарий и библиотеку. Быть членом Общества почетно и сегодня. 

А какова роль Уильяма Кертиса  в жизни английского общества? Кертис был аптекарем, но любил растения и наивно думал, что другие люди тоже любят дикие растения. Увы, это далеко не так. Тогда Кертис решил собрать все растения Лондона и дать им правильные научные названия, в том числе, кстати, нашей речной осоке. Так появилась «Флора Лондона». Он думал, что теперь уж жители растения полюбят. Как бы не так. Флору просто не заметили. И тогда возникла идея. Надо издавать ботанический журнал, не простой журнал, нечто похожее на телевизионный сериал, каждую серию которого ждут с нетерпением зрители. Раскрываешь журнал, а там    … думаете научная статья? Нет.  На первой странице разворота гравюра с изображением растения во весь лист. Гравюры сначала  делалась на меди, а потом раскрашивалась вручную акварелью. Над каждым номером работали десятки художников. Изображение растений были и научной ботанической иллюстрацией и  портретом, ведь у каждого художника был свой стиль. На второй странице разворота были интересные факты по истории данного растения. Проект оказался не только интересным для публики, но и принес хорошие деньги Кертису.  Художники даже порой уходили от него и основывали свой журнал. Двести пятьдесят лет в Англии издается ботанический журнал Кертиса и, наверное, будет издаваться столько же, ведь на свете растений чуть меньше миллиона. Конечно,  вы можете на родине Кертиса сходить в музей, названный его именем.

Вот странно, нашу Академию наук тоже одно время возглавлял хороший ботаник, открыватель флоры Камчатки, Владимир Комаров. Но при нем ботаника совсем не процветала и никому в голову не придет идея покупать ботанический журнал, и до сих пор дикие растения интересуют немногих, культурным растениям повезло больше, они желанные гости на дачах, в том числе и культурные сорта осок, особенно ценимые в садах Японии. А как же речная дикая осока, описанная по всем правилам науки Уильямом  Кертисом? Она процветает, хотя цветы ее невзрачны. Она всегда с нами, как и тысячи других осок. Что мы о них знаем? Осоки любят воду и живут там по всему миру, где есть вода. Осоки образуют кочки, хорошо перебираться по ним в топком болоте. В нашем школьном заповеднике кочки и сами высокие и украшены цветущими орхидеями. Стебель осоки часто треугольный на ощупь и мы можем определить его с закрытыми глазами. Куда ни пойдем летом, всегда найдем осоку, если захотим.

А вот в нашем школьном гербарии , увы, осок нет.  Идеи Кертиса витали в воздухе. Когда-то по примеру Кертиса создавали свою Флору Линево и собирали гербарий, об этом ботанике мы ничего не знали, действовали по наитию. И болот и речек в Линево нет.  Но когда мы создавали ботанические проекты,  в нашем отряде всегда были ребята художники. А теперь мы надеемся, что когда-нибудь и в нашей стране пробудится в обществе интерес к диким растениям, появятся ботанические журналы, как у Кертиса,  и настанет время рисовать осоку.

Портрет Уильяма Кертиса взят из Википедии