Наши земляки водили машины по льду Ладожского озер

Нина Короленко
 
27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня. Это, несомненно, беспримерный подвиг красной армии и жителей осажденного города, какого мировая история никогда не знала.
Языком цифр
Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. В блокированном Ленинграде оказались более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. 
Спасительная дорога жизни
 Через несколько дней после начала блокады открылась Дорога жизни через Ладожское озеро. Благодаря чему, удалось эвакуировать  1,7 миллиона человек, в том числе много детей. А на обратном пути в осажденный город привозили продукты, ведь продовольственных запасов было мало, приходилось использовать пищевые суррогаты.
 Водители очень рисковали, ведь машины проваливались под лед,  попадали под обстрел вражеской авиации. 
«Калининец лет 10 назад рассказал своим читателям об отважном водителе, гривенце Иване Никифоровиче Шульге. В 1941 году наши части, застигнутые врасплох, отступали через Ригу, по Эстонии до самого Ленинграда. Здесь и остановились. В одной из них служил наш земляк. В  1942 году его ранило, но после госпиталя он опять вернулся в строй. В городе на Неве он пробыл до лета 1945 года, Иван Никифорович   (январь 1916 -  ноябрь 2015 гг.)   уже почти в столетнем возрасте иногда выезжал со своего подворья на автомобиле. Никифорович чувствовал себя уверенно на своей «Оке», и это неудивительно, ведь  за его плечами долгие фронтовые дороги, часто — под обстрелом врага.
Земляки помнят о его военных заслугах. Отдельная экспозиция о нем есть в музее Гривенской, единственной в районе школы казачьей направленности № 13. 
В  2014 году в Гривенскую, к ветерану войны   приезжала съемочная группа теле-канала «Звезда». Передачу о единственном в стране на то время водителе Дороги жизни посмотрели, наверное, все гривенцы. Иван Никифорович награжден орденом Отечественной войны первой степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.
Хуторянин тоже колесил по Дороге жизни
До недавнего времени все были уверены, что И.Н.Шульга был единственным в районе водителем, ездившем во время блокады Ленинграда по Ладожскому озеру. Оказалось, что это не так. Жителю хутора имени Чапаева Ивану Ильичу Дронь тоже довелось колесить по Дороге жизни в грозные годы войны. Об этом рассказал в своем письме в редакцию житель Калининской, бывший хуторянин Николай Ричардович Саллак:
- Иван Ильич Дронь доставлял в осажденный город продукты и другие, так нужные горожанам грузы. Скромный, не разговорчивый, он часто сидел на лавочке около дома. Ходил, прихрамывая, с палочкой. Моя бабушка рассказала мне, что он пришел с фронта весь израненный.
Мы, ребятишками, возле его дома гоняли в футбол. Однажды мы спросили его, где он воевал, на каком фронте? Тогда ветеран и рассказал, что был шофером на Ленинградском фронте. Ходил в караване (сейчас сказали бы – в колонне) по замерзшему Ладожскому озеру. В Ленинград везли снаряды, оружие, продукты, а на обратном пути – вывозили на Большую землю детей, женщин, стариков, раненых.
С грустью он поведал: «Едешь все время с открытой дверцей, хоть мороз и метель или фашистские самолеты налетают, бомбят. При попадании снаряда в машину, надо успеть выскочить. Страшно видеть, когда впереди машина ушла под лед, сзади тоже. Но надо ехать, останавливаться нельзя. Однажды всю мою машину изрешетило, и меня тоже. После госпиталя демобилизовали. Брат мой, вот, Василий, всю войну воевал, до самой победы. Тоже ранен был. Возвратился весь в орденах».
Жаль, что мы, мальчишки, тогда не догадались спросить Ивана Ильича о том, какими наградами он награжден.
А брат его, Василий Ильич, жил неподалеку. Был он настоящим русским богатырем. Ростом, наверное, как Петр первый. Братья Дронь доводились какими-то родственниками моей бабушке Соломии Петровне Трутень, в девичестве - Самборская (1905 года рождения).
Воевали на Ленинградском фронте
Многие наши земляки храбро сражались на Ленинградском фронте. Сколько их было? Таких данных нет, никто их не собирал. Но в Старовеличковском народном музее удалось найти такие сведения: в составе частей, которые прорвали блокаду Ленинграда  были старовеличковцы Нина Васильевна Черневова, Степан Петрович Нелин, Степан Васильевич Былинко, Иван Михайлович Кива, Михаил Алексеевич Полывян, Илья Иванович Ветров, Василий Иванович Гриценко, Николай Васильевич Сорокин, Роман Иванович Примаков и другие.
На отдельном стенде  выставлены два удостоверения к медали «За оборону Ленинграда» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года). Медали и удостоверения в музей передали родственники Ивана Мироновича Новоселецкого и Якова Васильевича Былинко.
Город стал Героем
Трудно себе представить, как жил осажденный город. Об этом написано немало книг, снято художественных фильмов. Ленинградцы не просто выживали, они упорно трудились. На грани голодных обмороков женщины старики, подростки делали для фронта снаряды и многое другое. По городу с марта 1942 года курсировал блокадный трамвай. На нем перевозили  раненых, продукты.
31 мая того же военного года состоялся футбольный матч    между "Динамо" и командой Ленинградского металлического завода.
Работало радио. Действовала детская балетная студия. Концерты маленьких балерин в военных госпиталях проходили на «Ура!». А премьеру Седьмой симфонии Шостаковича ничем иным, как «ЧУДОМ» нельзя назвать.
Страна по достоинству оценила подвиг освободителей города и самих ленинградцев. В декабре 1942 года  учредили медаль "За оборону Ленинграда". Ею наградили полтора миллиона человек.   
Более 350 тысячам солдат и офицеров Ленинградского  фронта заслужили ордена и медали. 226 из них  удостоились звания Героя Советского Союза.  В  январе 1945 года Ленинград   наградили орденом Ленина. В мае 1965 года  ему присвоили почетное звание города-героя.