Молния против трансивера UW3DI

Сергей Вожегодцев
               
 Удар молнии в антенну радиостанции – не такое уж и редкое явление, но большая часть радиолюбителей-коротковолновиков за всю свою радиолюбительскую карьеру (а это десятки лет) всё же не имели, так сказать, чести встретиться с этим ужасным явлением.
В 1989 году, в один из летних вечеров я засиделся за микрофоном своего новенького (только что собственноручно собранного) UW3DI. Поясню: «ув3ди» - это коротковолновый вседиапазонный трансивер (радиостанция), разработанный советским радиолюбителем Юрием Кудрявцевым. Их было два варианта: чисто ламповый и лампово-полупроводниковый. У меня был собран именно лампово-полупроводниковый… Вообще, по этой советской схеме сотни тысяч радиолюбителей всего мира собирали этот аппарат, прочный и надёжный, как автомат Калашникова.
Итак, я засиделся за микрофоном своей «дэишки», потому что этим вечером «шёл» весь «шарик»! Тут тебе и Америка, и Австралия, и… всё-всё! Только успевай переключаться с «телефона» на «телеграф». Прохождение радиоволн было таким, что я даже не заметил потрескивания в наушниках, предвестника грозы. А гроза подкралась незаметно… Вот я отошёл покурить на кухню, и только прикурил, как жахнуло… Ну, кто был на полигонах, тому знаком этот звук, когда рядом с тобой стреляет гаубица. В комнате заплакал маленький сын, но слава Богу, жена с ним сидели далеко от окна, а потому и не пострадали. Но испуганы были сильно.
Чтобы не быть многословным, скажу кратко о последствиях прямого попадания молнии в мою антенну (диполь) при включённом трансивере. Кстати, ЗАЗЕМЛЕНИЕ НЕ БЫЛО ПОДКЛЮЧЕНО по моей собственной глупости… Итак: перегорели две лампочки, на кухне и в комнате, антенну «перерубило» пополам: одна часть повисла на соседнем доме, а кабель и вторая половина – на моей пятиэтажке. Мой сосед снизу, с четвёртого этажа, куривший на балконе, оглох на одно ухо на неделю, и долго потом смотрел на меня с явной нелюбовью, ведь от него до «эпицентра» удара молнии расстояние по прямой было 15-20 метров…
А каковы были повреждения в «дэишке»? Как ни удивительно, сгорел лишь СЕТЕВОЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ! Ни один, НИ ОДИН из радиоэлементов трансивера не был повреждён. Перед включением я тщательно «прогнал» тестером всю схему на предмет электрического пробоя. Всё было АБСОЛЮТНО исправно, кроме, как я уже сказал, сетевого предохранителя.
А вот о пострадавшей антенне подробнее: кабель пришёл в полную негодность. Как оказалось, на некоторых участках произошло ИСПАРЕНИЕ отрезков центральной жилы кабеля! Т.е., медь была испарена и осела на внутренней стенке капроновой трубки, коей, в сущности и является внутренняя изоляция коаксиального кабеля.
Таким образом, даже не хочется думать, что бы было, если бы я сидел за трансивером и держал в руке микрофон.
Для справки: сила тока в разряде молнии достигает от 10000 до 500000 ампер, а напряжение – от десятков МИЛЛИОНОВ вольт до МИЛЛИАРДА вольт…
Статистика утверждает, что после удара молнии в человека гибнет лишь 10% людей. И каждый пятый из «ударенных» утверждает о появившихся у него «сверхспособностях».