Пискарёвка - под Кунгуром

Владислав Одегов
ПАМЯТЬ НЕИЗВЕСТНЫХ ЖЕРТВ ВОЙНЫ БУДЕТ УВЕКОВЕЧЕНА

«ПОКА МЫ БОЛЬ ЧУЖУЮ ЧУВСТВУЕМ…»
Не проходит и дня, чтобы меня не спросили:
- Ну, как, удалось узнать имена ленинградцев, которые в братских могилах на Беркутовском кладбище лежат? Будет ли там памятник?
Напомню читателям, что о братских захоронениях на Беркутовском кладбище сотен ленинградцев и жителей других городов страны, умерших при эвакуации во время войны в поездах от голода, холода и болезней, в «Искре» было три публикации. Это:
 - «На братских могилах не ставят крестов?» (22 января 2004 года) – на братских захоронениях, неухоженных и заброшенных, впервые за 60 лет  появились официальные представители в лице корреспондентов нашей газеты;
 - «Горькое эхо блокады» (22 мая 2004 года), «Это нужно живым» (27 ноября 2004 года) – журналистские расследования с целью узнать  имена захороненных, увековечить память ленинградцев и других граждан страны, которые 60 с лишним лет лежат в неухоженных братских могилах-ямах.

Наше расследование ещё не закончено. С момента последней публикации удалось выяснить новые подробности и кое-что сделать. О об этом чуть позже. Сейчас хочется сказать о главном итоге нашего расследования: в нашем крае масса замечательных людей, остро чувствующих чужую боль. А как верно сказал поэт, «Пока мы боль чужую чувствуем, пока  в душе есть сострадание, есть нашей жизни оправдание».


НАШ ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Наши многомесячные поиски имён людей, захороненных в годы войны на Беркутовском кладбище, очевидцев трагических событий продолжаются. Слово «наши» написал не случайно. К журналистскому поиску уже давно подключились читатели.
С помощью жителя Санкт-Петербурга Бориса Павловича Мосолова (его семью в годы войны приютила кунгурская земля) заметку о безымянных захоронениях напечатали в питерской газете «На Выборгской». Указан там и наш адрес, по которому могут откликнуться родственники ленинградцев, эвакуированных в Кунгур.
Новые имена очевидцев трагедии назвала ветеран педагогического труда Т.П. Городилова. Это 86-летняя Онисья Даниловна Трапезникова (видела, как умерших сгружали с поездов, грузили на дрезину – использовали при этом носилки, и увозили в сторону кладбища), Эльза Андреевна Готзелих (в годы войны преподавала в 112-й школе, видела, как людей выгружали из вагонов и складывали на перрон штабелями).


«ТЫ ОСТАНЕШЬСЯ ЖИТЬ, А Я ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ»
Ветеран педагогического труда Галина Александровна Кобякова, которую до глубины души тронули наши предыдущие публикации, предприняла самостоятельное расследование. Ей удалось выйти на Клавдию Григорьевну Новосёлову, которая в годы войны работала на станции Кунгур дежурным фельдшером! Клавдия Григорьевна,мей сейчас 80 лет, она живёт на станци Шаля, рассказала, как принимали эвакуированных.
На станции знали, когда придёт состав. Готовились к встрече. В столовой варили специальную кашу – жидкую. Люди, долго голодавшие, часто умирали оттого, что, добравшись до пищи, переедали… Клавдия Григорьевна рассказала, что при вскрытии одного умершего блокадника видела, что его кишки, метра на 2, были забиты хлебом. Кормили ленинградцев очень хорошо, и горожане приносили еду. Люди были истощены и ослаблены до невозможности. У одного молодого человека, когда с него сняли одежду, по всему телу вертикально стояли вши. На всю жизнь Клавдия Григорьевна запомнила пронзительный взгляд умирающего молодого красивого ленинградца:
 
- сестричка, сестричка, какая ты счастливая !  Ты останешься жить, а я должен умереть…
Молодая сестричка, сдерживая слёзы, утешала умирающего юношу. Поставила ему укол. Но было поздно. Ни имени, ни фамилии этого юноши из Ленинграда, схороненного в Беркутово, Клавдия Григорьевна не знает.


ПОДВИГ КОЛХОЗНИКОВ
Как мы уже писала, похоронами умерших занимались труженики колхоза «Новый путь». В редакцию позвонил житель деревни Беркутово Борис Павлович Вешняков и сообщил нам новые подробности. Он сказал, что памятник нужно ставитьь также жителям Беркутово и Исаковки, на долю которых выпала такая тяжёлая участь – хоронить умерших в поездах. Назвал имена – Серёжу Козлова, Геннадия Пестерева, Тюлю Селюнина, Лёню Неганова, которые в то голодное военное время трудились в колхозе. Заслуживает уважения и председатель колхоза Иван Андреевич Костарев. И это был действительно подвиг: голодные от постоянного недоедания люди хоронили умерших от голода людей! Ещё. По его мнению, в безымянных могилах лежат не только ленинградцы. В начале войны, летом 1941-го, когда ещё не было блокады города на Неве, о, будучи 5-летним пацаном, увидел возле Гилёвского мостика (туда он бегал смотреть на птиц – трясогузок) трупы наших солдат, снятых с поездов. Кто и откуда были эти солдаты?

Хранит, хранит свои мрачные тайны Беркутовское кладбище… Десятки, сотни без вести пропавших людей, безымянных жертв войны взывают к нашей памяти через шесть десятилетий после её окончания.


ОБРАЩЕНИЕ К ГУБЕРНАТОРЦУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Идея увековечить память безымянных жертв войны находит  поддержку как в нашем городе, так и в Санкт-Петербурге. Житель города на Неве Б.П. Мосолов обратился к губернатору Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко с таким письмом:
«Уважаемая Валентина Ивановна! Решил обратиться к Вам с просьбой об оказании содействия администрации г. Кунгура и Кунгурского района в создании памятника жертвам войны – ленинградцам, эвакуированным на трудовой фронт, погибшим и умершим женщинам, старикам, детям в период 194101944 гг. Полагаю, памятник должен быть создан на средства пожертвования ленинградцев-петербуржцев. При открытии счёта для создания памятника внесу свою пенсию и окажу посильную помощь в работе. Причиной обращения к вам стало то, что в связи с 60-летием в Великой Отечественной войне редакция газеты «Искра» выступила с инициативой и нашла поддержку у глав администраций города и района об увековечивании памяти  о ленинградцах тяжелых военных лет. Прочита статьи в газете «Искра» «На братских могилах не ставят крестов?», «Горькое эхо блокады» и «Это нужно живым» от 22 января, 22 мая и 27 ноября 2004 года соответственно, являясь участником и свидетелем этих страшных событий, связанных с эвакуацией из города женщин, детей и стариков на уральские земли, прошу Вас поддержать инициативу журналистов редакции газеты «Искра». Хотелось бы особо отметить и лично поблагодарить журналистов редакции за их поиск, инициативу и память о нас, ленинградцах». 

Вот такое письмо легло недавно на стол губернатора Санкт-Петербурга (копии этого письма  направлены и.о. губернатора Пермской области О.А. Чиркунову, главе администрации кунгурского района А.Б. Домрачеву). Ответы не замедлили  себя ждать. Из них явствуте, что обращение Б.П. Мосолова сейчас находится на рассмотрении в комитете по труду и социальной защиты населения правительства Санкт-Петербурга, а также в Департаменте культуры Пермской области.


ЗА ПОМОЩЬЮ К ПРЕЗИДЕНТУ
И кунгуряки не сидят сложа руки.
Ветеран великой Отечественной войны, инвалид второй группы Юрий Николаевич Сарапулов обратился с письмом к Президенту России. Рассказав В.В. Путину о трагических событиях в Кунгуре во время блокады Ленинграда, очевидцем которых он был (в его доме жила семья из Ленинграда,  он видел трупы людей, как дрова, сложенные на перроне вокзала…), обратился к Президенту с просьбой объединить обдественность Питера и кунгура с целью:
 - построить хороший памятник безымянных жертвам войны, открыть в Кунгуре филиал Пискарёвского кладбища;
 - организовать туристический маршрут Питер – Кунгур на общественных началах. Маршрут должен быть некоммерческим – это кощунство  на чужой беде наживать деньги. Жителям кунгурского района есть что показать туристам. Это и знаменитая Ледяная пещера, и утёс Ермак, и Спасская гора, где растут реликтовые растения, и памятники старины…


ОДНА ИЗ ПИСКАРЁВОК – ПОД КУНГУРОМ
Идею открыть в Кунгуре филиал Пискарёвского кладбища поддерживают и питерцы. Так, о безымянных захоронениях ленинградцев узнали члены ДЮОО «Память сердца» школы № 79 Калининского района г. Санкт-Петребурга (руководитель Екатерина Алексеевна Сущенко). В своем письме они рассказали, что являются авторами проекта Всероссийской акции «Пискарёвки России». Суть этой акции – уточнить количество ленинградцев, погибших по пути в эвакуацию и в эвакуации, а также увековечивание памяти жертв войны и блокады, захороненных на Большой земле. По результатам поисковой работы будет составлена карта «Пискарёвки России» и выпущена книга «Свет Вечного огня Пискарёвки» (в 2009 году). Узнав о том, что в Беркутово находятся захоронения ленинградцев, о нашей поисковой работе, ДЮОО «Память сердца» включило посещение нашего города в одну из своих экспедиций. Это будет десятая экспедиция по маршруту: Санкт-Петербург – Самара – Челябинск – Кунгур, которая пройдет в марте 2008 года.


СДЕЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ
Что увидят члены экспедиции, приехав к нам, на место, где находится одна из Пискарёвок России? Надо полагать, что хороший обелиск, увековечивающий в том числе и память их земляков. Практические шаги к установке памятника уже сделаны. Депутат городской Думы, предприниматель андрей валерьевич Новиков организовал обследование и выбор территории участка под установку памятника. В акте, подписанном членами комиссии, сказано: «Комиссия считает возможным выполнить установку памятника на выбранном участке. Выбранный участок отвечает всем строительным, санитарным, противопожарным и природоохранным требованиям».
На памятник и его установку, на обустройство братских захоронений, естественно, потребуются деньги. Решил поэтому А.В. Новиков поучаствовать в конкурсе социальных и культурных проектов, организованном «Лукойл-Пермь» (итоги конкурса скоро станут известны). Будет, скорее всего, открыт и специальный счет, на который каждый желающий сможет внести посильную сумму денег. Недавно мы вместе с А.В. Новиковым побывали в художественно-промышленном лицее. Директор Евгений Александрович Малых, его заместитель Павел Викторович Оглезнев с пониманием и участием отнеслись к нашей просьбе – помочб с разработкой эскиза памятника, выбором для него материала…
Скоро, совсем скоро памятник безымянным жертвам войны примет зримые очертания.
ПОД ФОТО
Газета Санкт-Петербурга На «Выборгской» первой в этом городе рассказала о ленинградцах, похороненных на Беркутовском кладбище
В Санкт-Петербурге решают, как посодействовать кунгурякам в создании памятника жертвам войны


ГОВОРЯТ ОЧЕВИДЦЫ
Приходилось разгребать в Ленинграде обвалившиеся после бомбёжки дома. Под завалами зачастую находили трупы. полуживых людей, части тел. Ездила на Марсово поле – копать траншеи. Ходила на Неву за водой с маленькими ведёрками. Люди попадались на улице худые, ослабевшие. Зачастую кто-то падал и стонал, говорил еле-еле слышно: «Помогите… Помогите…»
За зиму я тоже сильно ослабла. Поднимаясь на второй этаж, отдыхала почти на каждой ступеньке.  Трупы людей лежали во дворе, как поленница дров. Как-то видела, как ребята 10-14 лет срезали с замерзших трупов мясо и ели. Я тоже мучилась от голода, но есть такое мясо не решалась. Как-то в начале весны нашла на снегу горошину. Со слезами на глазах взяла её в рот и сосала дома до самого вечера.
Из воспоминаний Евдокии Николаевны Трясцыной (1918 – 1977), уроженки деревни Курилы Кунгурского района, пережившей блокаду Ленинграда.
Записала Ольга Васильевна Красильникова, краевед.

(«Искра», 12.03.2005,г. Кунгур)