25. 01. В Одном ДНЕ- 3 памятных даты!

Эмма Гусева
 Три памятные даты в одном дне! Это- - День Татьяны!

 День СТУДЕНТОВ (см. на "Прозару" эти заметки на моей странице).
День снятия блокады Ленинграда!

А короче можно сказать так: ДЕНЬ - КАК ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ!..


 В  январе 1944-го мне исполнилось 11 лет.Моё "ленинградское детство" окончилось с блокадой Ленинграда. А 24 января 1944 г. завершилась блокада, но я в это время была далеко от моего родного города -  в эвакуации, в Баку.
***
Кто сказал, что "У войны не женское лицо?"
Читайте стихи Ольги  Берггольц!
Они от сердца -к сердцу обращены!!
К блокадникам -женщинам, детям, старикам,
 Воинам - освободителям!
Ольга Берггольц - все 900 дней прожила в осажденном Ленинграде. И отвечала за каждый прожитый БЛОКАДНЫЙ ДЕНЬ стихами.
Вот строки из её публикации за 27.01.1945 )
- Бойцы 42-й, 55-й -Второй Ударной,-слышите ль меня?
Мы теперь с намёка, с полуслова, поймём друг друга и  найдём всегда.
 Так пусть рубец, печатный и суровый, с души моей не сходит никогда.

Творчество Ольги Берггольц надо изучать, как страницы нашей живой истории !
Блокадники,кто воевал, защищал тыл - уходят...
 Дети осажденного Ленинграда- нынче старики, чудом уцелевшие в блокаду.
***
      ЗА 3  ДНЯ  ДО ВОЙНЫ (19 июня 1941 года)
     ------------------------------------------

..Если бы моя родная сестра Людмила не родилась до начала ВОВ(19.06.41),  моя жизнь могла бы оборваться в любой момент. Большинство учеников начальных классов были эвакуированы из Ленинграда. И у меня были всё готово к отъезду:  алюминиевые кружка, ложка и тарелка...
 Но папа принял твёрдое решение:
 - Одна не поедешь!Все вместе, с  мамой и сестрой эвакуируетесь в город Орджоникидзе, к родственникам...как только выпишут из роддома маму с сестрой.
 

На всякий случай, мы сфотографировались с отцом в выходной день, в городской фотографии. Этот снимок хранится в семейном альбоме по сей день.
На фото- 8-летняя круглолицая толстушка с  торчащими короткими косичками, прильнувшая с грустью к отцовскому плечу.Но без улыбки на лице отца и дочери, а тревога в глазах.
    
                ( фотографии военных лет из семейного альбома)


     ЭВАКУАЦИЯ БЕЗ ВОЗВРАТА
    -------------------------
 Из нашего "выпускного" 1-го класса средней школы Кировского района Ленинграда осталось в живых меньше,чем пальцев на одной руке-всего 4  человечка. Те, кто по какой-то причине не отправились в эвакуацию вместе  со школой.

 Фашисты беспощадно бомбили поезда.И товарные, и пассажирские.  На рельсах вперемежку валялись игрушки и трупы взрослых и детей. Страшные картинки  военного детства!
***

Прошли годы.( 1941- 2024)
... Меня пригласили на встречу с учащимися московского колледжа №7 Архитектуры и строительства ( у метро "Сокол"), недалеко от моего дома.
 Советник директора-симпатичная Рузель Валеева, молодой педагог-психолог, доверительно беседовала со мной. Мы обсудили  тему : " 80-летия со дня снятия блокады Ленинграда." И я подумала: а будет ли интересна эта встреча с 90-летней  пенсионеркой молодым ребятам?
 Как погрузить их в ту атмосферу горя-холода-голода и крика новорожденной сестрёнки в 41-м ?
                ( кино-кадры)
 Какого-то общего настроя не получится. Это надо пережить! Всем-всем существом!
Посмотреть, хотя бы, фильм "Жила-была девочка"...
Я смотрела его много раз, скорее,всматривалась в отдельные кадры, сопоставляя их с картинками своего блокадного детства.Эта была не моя жизнь...

 А моё военное детство - не станет их мирной жизнью. Это всё надо было видеть своими глазами и прочувствовать! Да и мне больно говорить о  многих деталях...

 Как словами передать картинку, где бешеная от голода дворняга рвет в клочья клыками на сестрёнке одежду,учуяв тухлый запах . И  пожирает детские какашки прямо из штанишек ребенка, заливаясь пенистой слюной?

 Я могу это нарисовать, но рассказать о безумном испуге годовалой сестры, о её криках -невозможно!..
( Л.Д. давно за 80, а она, как и в детстве, боится собак).
***                ( архивные военные  фотографии Ленинграда)

 Под ежедневными бомбардировками,фугасными бомбами горели дома. Любимый город превращался в руины на наших глазах. Ленинград почернел от горя, холода и голода.
Город сгорбился, стал приземистым!  Всё вокруг заиндевело, но не сдавалось врагу!
 
Трупы "окаменели"... А серые каменные дома дышали, как люди.Сливались в единое  пространство, которое невозможно было отдать на расправу фашистам! Ни-когда!!
 Слышите? НИ-КО-ГДА!!
                "НАЙН контакт!

Каждый день немецкая речь вторгалась в нашу блокадную квартиру через новый радиоприемник ЭВД-9. Его потом убрали , чтобы не дергал нервы блокадникам!
 Но одна крикливая фраза на немецком и русском "Сдавайтесь, ленинградцы!" -
 до боли "занозой" торчала в мозгах!..

 А к концу войны весь наш  5 класс устроил "бойкот" немецкому языку! Помнится,тогда немецкий заменили на английский. "Хинде фук!" ( Руки вверх!)- только что и осталось в памяти...

***
        ... ЭТО ВАМ НЕ МОРГЕНШТЕЙН!
       -----------------------------

 А сейчас, в 21 веке, в Прибалтике и на Украине, где был "Бабий Яр", скандируют фашистские лозунги...  Поющий подонок, как там его? Моргенштерн... с фашистской
 атрибутикой пытался "на жести" подражать фюреру?!

Не позволим! Но ведь,по халатности или безразличию, позволяли? И вот получили...

 А кто подпевает "нацикам" и сейчас:" что, мол, зачем нужна была Ленинградская блокада? Сдали бы город фашистам - и все дела!"

***
         " В 6 часов вечера после войны"
        ---------------------------------

... Так назывался фильм. А я впервые увидела Берлин не в кино, а в первую поездку в Европу,в 60-х, когда ГДР отделяла от Западного Берлина высокая стена.
 
 В московскую группу бывших фронтовиков-журналистов попала каким-то образом и я. Может, как ленинградка или член Союза журналистов СССР? Неважно...
  Важно другое - наш отрицательный настрой  в те послевоенные годы ко всему немецкому. Мы все, безоговорочно, общались на русском, хотя при группе был переводчик.
И с немкой, сопровождавшей нас, произошел небольшой конфликт на одной из стоянок.

 Наши туристы вышли покурить... Кто-то бросил окурок на асфальт. И вслед раздалось по-немецки: "швайн!"

... Длинная пауза в автобусе оборвала обмен мнениями по этому поводу, без комментариев! Но...  "заискрило " недружелюбие, то по одному, то по другому поводу.
Однажды разговор коснулся и Ленинградской блокады, когда мы отказались в магазине
"КОЛБАСЫ", где свиные, бараньи и другие всевозможные ароматы ударили " в нос,"
и своим обилием, и дешевыми ценами...
А у нас ,даже в столице, такого не предвиделось! Острый дефицит многих продуктов питания мучил  победителей фашизма и  в  послевоенные годы.. А немцы ни в чем себе не отказывали! И мы это позволили им...
 ***
 Прощальный ужин в фишинебельном берлинском ресторане закончился небольшим конфузом. "Звезда экрана" , нет не Марийка Рокк, а самостийная знаменитость - Марлен Дитрих  сидела в одиночестве за отдельным столиком напротив нас, и изучала меню. К ней неожиданно сорвалась за автографом наша туристка, и мигом отлетела
 как от раскаленной печи.
Несравненная  немецкая примадонна, взглянув на неё сверху-вниз, небрежно заметила:
   - Не портите мне аппетит!..

     А АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
    ----------------------------------
      
На этом "миноре",не хочется заканчивать воспоминания, углУбившись "горбачовскими" подачками немцам. Конечно, дело в оценке отношений между народами...

Чего греха таить?  Русские иногда быстро забывают обиды! Это можно расценить по-разному. Наверно, я злопамятная?..
***
             ЭММА -немецкое имя?
             --------------------
 Как-то в Чехии,незнакомая немка сделала мне комплимент: ей понравилось моё немецкое имя.И она обратилась ко мне на английском:
" Эмма,выучите немецкий, и приезжайте ко мне в гости в Германию."
 Я вежливо поблагодарила за приглашение, и на прощание пригласила её посетить сначала Москву, погостить у меня. Конечно, предварительно, выучив русский язык.
 Она поняла мой намёк, и мы с натянутыми улыбками, попрощались навсегда.
Аувидерзейн!

  О Ленинграде ( Петербурге), тем более, о  блокаде, не было произнесено мною-ни слова! Это- ЗАКРЫТАЯ ТЕМА для чужих людей, тем более, немцев. У каждого - много ЛИЧНОГО!

    Раны прошлого ещё кровоточат...
---------------------------------
 Редко, но всё же снятся иногда "страшилки", из военного детства.

..."Теплушки".Скрепят разбитые войной вагоны без окон. Везут нас, эвакуированных, на юг.
Я сижу на щербатом полу так называемого вагона, и в щель наблюдаю за мелькающими поселками и чем-то чёрно-синим вдали. Оказывается, это море,но не как наш серый Финский залив ,а очень яркого цвета.
 И мальчишки,торговцы бегут вслед за "теплушками" с криками: "Су-су"! Что это значит?

 -Вода, вода!-суетятся эвакуированные...
 -А разве вода продается? Её вон сколько -целое море!-удивляюсь я, 2-классница...
-----------------------***ЗДЕСЬ ОСТАНОВКИ НЕТ!

-Надо запастись водой,-говорит мне мама, и даёт большую кружку.
- Остановки теперь долго не будет. А ребенок захочет пить. Пойди, купи водички!

...Народу набежало, жуть!
 Подошла моя очередь, сдачи нет! Крупная купюра с портретом Ленина, кажется, еще сильней покраснела. Стою -жду!.
 Слышу, колёса заскрипели у нашего состава. Теплушки сдвинулись. Понимаю, поезд сейчас рванет, а я останусь тут,  на незнакомой станции...

 Сжалились торговки, накидали рубли. Налили воды в кружку. И , буквально, на ходу, чьи-то руки помогли мне влезть в последний товарный вагон с кружкой воды и сдачей  в кулаке.
Пока я прошла почти весь состав теплушек,и появилась с кружкой воды, мама чуть не посидела.
Зато сестра, проснувшись, жадно глотала холодную воду, прямо из кружки, как  в блокаду...
 И сон окончился. Я проснулась в холодном поту.