Продолжение рассказа о Вере и Соне

Игорь Чупров
               
 26 июня, 12:36
 Рада твоей болтовне. Будучи наслышана о твоей северной прямолинейности, не обижаюсь на "болтовню от безделья" Хотелось бы думать, что тебе просто интересно. Опять же по порядку:
 Теперь самый сложный вопрос - о семейной жизни. Кстати, мне попалось высказывание: благополучный брак - это когда у тебя есть возможность завести любовницу, а  ты заводишь рыбок в аквариуме или кота ( в твоем случае - дачу). Вообще, женщина - очень сложный организм.  Ведь недаром говорят, что женщина любит ушами. Ей совершенно необходимо слышать ( а не только знать), что ее любят, ею восхищаются. Иначе она перестает чувствовать себя женщиной, становится существом среднего пола. И это ужасно. Если мужчина хочет видеть рядом с собой женщину, он  должен и вести себя соответственно.  Не хочу все время приводить в пример своего мужа. Но он, будучи на 4 года старше меня и имея достаточный добрачный опыт общения с женщинами, это понял. Я помню, что в любой компании, в которой мы оказывались, он говорил: "а ты здесь лучше всех". Пусть истина этих слов будет на его совести, но меня это поднимало в собственных глазах Я думала, что он говорит это только мне, но много лет спустя, в разговоре с его сотрудницей, я узнала, что и в мое отсутствие, когда речь заходит о какой-то женщине ( а я тебе писала, что он в молодости был очень хорош собой и пользовался большим вниманием женщин, особенно в экспедициях)  он всегда говорил: " а Верочка у меня лучше". Может быть, он себя этим утешал, но тем не менее. Я пишу это не для того, чтобы похвастаться, а чтобы показать, чего не хватает твоей жене. Возможно, она как северянка более выдержанна в этом плане, но суть ведь не изменишь.
  Возможно, ты не согласишься с моей точкой зрения, но я открыта для дискуссии. А Игорьком мне тоже все время хочется тебя назвать, но я не рискую это делать, зная твою сдержанность. По поводу детей я с тобой согласна, это главное в жизни. Очень жалею, что у меня всего один сын, правда, сын замечательный. К сожалению, условия (одна комната в коммуналке вместе с моей мамой. Муж постоянно в отъезде. Материальные сложности (мама много болела и др.) не позволили родить еще ребенка (хотя, может быть, я этим просто себя оправдываю).  Но дети вырастают, у них своя жизнь и наша задача - не очень в эту жизнь вмешиваться. Помогать по мере возможностей, но не лезть с советами и указаниями. И в этой ситуации мы остаемся вдвоем ( каждый день благодарю Бога, что вдвоем). Конечно, и у нас бывают ссоры и обиды. С возрастом характер лучше не становится. Но я знаю, что в любой ситуации я могу на него положиться. Сейчас, когда так плохо со здоровьем, он для меня главная опора. Хотя и сын очень внимателен ко мне, звонит по три-четыре раза в день. Ищет хороших врачей, возит меня к ним.

 Ну вот. И я тоже разболталась. Но это потому, что мне интересно с тобой разговаривать Буду рада, если изложенное мной будет для тебя полезно (нескромно, да) Будь здоров. Не хандри. Мое любимое высказывание: " Пока мы недовольны жизнью, она проходит."

 26 июня, 18:01
 Ну, я как чувствовала, что от тебя есть письмо. Прямо как магнитом тянуло к компу. Как замечательно, что ты знаешь и чтишь историю своего рода, гордишься ею, и являешься ее достойным продолжателем. А за что тебя прогнали с трибуны? Наверное, сказал что-то неугодное начальству, вот это-то я в тебе и ценю. Ты не будешь "прогибаться под этот изменчивый мир". Ты попытаешься , независимо от вероятности успеха, прогнуть его под себя. А кто такая Белла Забровская, о которой  гласит файл? Жаль, что там всего одна страница.
 А вот то, что ты не спишь по ночам (предыдущее письмо написано около пяти часов утра) это не дело Мы уже не слишком молоды, и тратить себя нужно экономно. Береги себя. Если " от безделья" (вот язва) захочется написать, я буду рада. Хотя понимаю, что с приездом сестры и жены времени на общение  со старыми друзьями останется мало.   Будь здоров, не хандри.

 Да. Твоя " северная прямолинейность" - большая редкость в нашем очень гибком мире.

 27 июня, 14:06
  Обязательно постараюсь найти книгу Бушкова и составить свое мнение. Вижу, что количество адресатов у тебя весьма обширное. Это хорошо. Я так не могу, и в этом моногамна.
 Что касается книги об А.Д.Александрове (книга «Академик Александр Данилович Александров»), это очень интересно. Дело в том, что мой дядюшка, о котором я тебе , кажется, писала (профессор математики в Академии им.Можайского) , был хорошо с ним знаком, учился с ним вместе в аспирантуре и рассказывал о его неординарных поступках. Например, он на велосипеде проехался по университетскому коридору и въехал в кабинет ректора. Было и другое, но я тогда мало к этому прислушивалась. Сама же помню, как в НИФИ была выставка его работ к 50-летию. Я стояла и смотрела их. Вдруг сзади слышу голос: "Ну, Александров, ну молодец". Повернулась, а это он. Плохо помню свою реакцию, но, наверное, растерялась. Что же касается Ольги Александровны Ладыженской, то она была хорошей приятельницей моего дядюшки, очень милая женщина с косой вокруг головы, весьма женственная в жизни и очень крутая в математике. Помню она однажды принимала экзамен у нас на физфаке, уже не помню, по какому предмету, но это было, по отзывам очень сложно.
  Мне однажды довелось принимать ее и других представителей математической элиты на 50-летии дядюшки, у него дома. Тетушка моя заболела и я выступала в качестве хозяйки.Я была еще студенткой - 1962г - и вдруг такой Олимп. Должен был быть даже академик В.И.Смирнов, тот самый -4 тома математики, он был учителем дяди, но он заболел и не смог прийти. Вот такие воспоминания.
  У нас тоже жуткая жара, больше 30, что в Питере просто невыносимо. Так и не привыкла к названию Петербург. Тем более Санкт-Петербург, а слово санкт-петербуржцы на меня действует просто убийственно. Особенно учитывая культуру этих граждан, а Ленинград  уже тоже вроде устарело.  Вчера была в состоянии, близком к прострации: прочитала в местной газете, что на празднике "Алые паруса" - в честь выпускников школ был грандиозный праздник - на баннере на главной сцене праздника были допущены две грубейшие грамматические ошибки, за которые уже в пятом классе поставили бы двойку  На всю страну транслировалась надпись "Праздник проводитЬся при поддержкИ правительства С.-Пб". Позор неимоверный. Ну что же, каков уровень образования, такова и надпись.
 Ну, пока. Будь здоров

 28 июня, 10:42
 Возможно, за давностью лет я перепутала и они учились вместе в университете или встречались по работе. Во всяком случае, близкий контакт был. Дядя  работал одно время с акад. Харитоном и имел личную письменную благодарность от Сталина (я ее видела) за работы определенного плана. Очень интересно было бы прочитать эту книгу. Когда (если) выкарабкаюсь в нормальную жизнь, постараюсь ее найти. Да, еще вспомнила. Когда мы еще учились, в актовом зале состоялась лекция Александрова на тему "Пространство и время".  Народу набралось видимо-невидимо. Была даже опасность, что рухнет балкон. Я плохо помню содержание лекции. Помню только ее начало: " Пространство - это то, что вы занимаете, а время - это то, что вы потеряете, прослушав эту лекцию". Замечательно, правда?
 Что касается жары, то у нас она просто невыносима. Муж поехал сегодня на дачу, нужно все полить, засуха жуткая. А я, ощущая собственную никчемность и страшно переживая из-за этого, осталась дома. Сколько продлится такая растительная жизнь - не знаю, но настроение - пакостное. При моей быстроте реакций и порывистости размеренная домашняя жизнь, с редкими кратковременными выходами на улицу.  Просто приводит к полной хандре. Ну да ладно. Пока рисковать не стоит. Вот во вторник поеду к кардиологу, посмотрим, что он скажет. Погано, что и мужу я порчу отпуск. Он начинается у него с 1 июля, но из-за меня даже на дачу поехать на постоянное проживание нельзя.
 Сегодня хандра непреодолима, поэтому писать пока больше не буду, чтобы не наводить тоску на тебя. Будь здоров.

 30 июня, 10:28
 Замечательно! Но от этого в четырех стенах еще грустнее. Удачной тебе встрече с сестрой.
 4 июля, 21:45.   Вместо очередного письма от Веры, я получил письмо от ее сына:
  « Здравствуйте
 мама умерла вчера утром
              Евгений»

 4 июля 21.47.  Я ответил:
 «Евгений, однокурсники Вашей мамы скорбят вместе с Вами.
                Игорь Чупров».

 Так закончилась моя переписка с Верой.






  После чего я РЕШИЛ  прервать свое общение  с Соней, которую попытался образумить двумя последними письмами к ней, получив от нее  очередное излияние  ненависти к России и Путину по случаю реформы АН РФ.
 Письма в Израиль.

 28.06.13
 Соня, на твое : «Мнение моё  о делах нынешних   скорбных-----очень жёсткое   невоспроизводимое   ни в каких речениях.   Как это возможно---не понимаю;  не потому, что мышление  ограниченное. а наоборот.   Что происходит?----это ведь   не отдельные моменты,  а   цепь...»,
 осмелюсь высказать свое мнение, хотя ты мне и запретила это делать. Если ты хочешь сохранить приятные воспоминания о былом, то и не поймешь. А если, хочешь спасти Россию от полного и окончательного развала, то понять придется. Просто разогнать все эти Академии надо было одновременно с разгоном всех ЦК КПСС и обкомов в 1991 г., т.к. это звенья ( кормушки для привилегированных, и более ничего) одной цепи на шее государства. А то одно звено сорвали, а другое в 90х годах  еще больше расплодили – ты забыла, сколько новых Академий открывалось в России. Если бы я не жалел 500 руб., то мог бы стать член - кором: Инженерной, Радиоизмерительной и еще, черт знает, каких, академий.
   И главное: назови хоть одно достижение наших Академиков за последние 20-30 лет, признанное не ими самими, а мировой наукой.     Весь мир обходиться без этих Академий, так почему Россия не сможет?  Трагедия не в том, что их, наконец, разгоняют, а в том, что преобразовывают в нечто похожее.
 28.06.13
 Если убрать перехлесты, то в целом верно.
 По части: «до сих пор …    ни компьютеров..». Они, все-таки в СССР были. Например : БЭСМ-1 была создана в 1952 г. и, действительно, была одной из лучших в мире в те годы.
 Если « ни клистронов, ни магнетронов,  ни ЛБВ   ни   ЛОВ» не было в НИФИ, то это еще не значит, что их вообще не было в СССР. Мы еще в 1958 – 1960 г.г. на военной кафедре изучали отечественные радиолокационные станции АРСОМ и СНАР, построенные  на магнетронах, серийно выпускаемые с середины 50х.
 А в 1963 г. в КНИИРИТ уже были разработаны первые отечественные панорамные ( с автоматической перестройкой частоты  в пределах рабочих диапазонов волноводов) измерители параметров СВЧ устройств  на серийно выпускаемых отечественных  ЛОВах. 
 В конце 60х по заказу нашего  Саратовский НИИ МЭПа разработал принципиально новый, но, увы, похоже, последний тип электровакуумных ламп СВЧ – митроны. На базе их при моем участии были разработаны первые в СССР приборы для измерения комплексных коэффициентов передачи и отражения СВЧ устройств – приборы Р4 -1 и
 Р4- 2. 
 Ты сама еще раз подтвердила мою правоту в отношении убогости ВУЗовской науки: если ты в НИФИ делала диплом с использованием допотопного магнетрона, то я в ГИПХе параллельно с тобой делал диплом с использованием новейшего Западного ЯМР – спектографа фирмы «Вариан» – не помню, как она точно называлась.
   Теперь позволь два слова о «продажных девках» типа «генетика». Я не силен в истории науки Азиатских стран: Японии, Юж. Кореи и Китая. Но, сдается мне, что они совершили огромные скачки в области прикладных наук и технологий без этих самых    «продажных девок».  Так что, может быть, те, кто наводят на тебя ужас как борцы  с «продажными девками» были не так уж и не правы в те годы, когда стране в первую очередь требовались  пушки, танки и те же магнетроны, а не генетика.   
    О мракобесии: читая книгу о нашем ректоре А.Д. Александрове, еще раз убеждаюсь, что сплошь и рядом деятели от науки становились жертвами  НКВД по доносам ближайших коллег, в том числе лиц одной с ними национальности. НКВДошники просто были не в состоянии разобраться, кто верно трактует теорию относительности, эволюции и т.д., а кто нет.  Поэтому, садили того, на кого раньше написали.
  Анекдот из тех лет. Рабинович спрашивает у Абрама: ты что делаешь. Тот отвечает: пишу. А что ты пишешь? Ответ: Оперу. Вопрос: а почему ты ее пишешь. Ответ: а я всегда ему пишу.
 29.06.13
 На счет истории с БЭСМ – значит, враги генетики и кибернетики  в СССР оказались в своих гонениях правыми: чем на протяжении десятилетий содержать ораву «продажных девок», оказалось дешевле и, главное, - надежней кое что купить, кое что украсть.
 Почему то те, кто обвиняет СССР в воровстве, забывают обвинить США за то, что они всю ораву   «продажных девок» Европы (и не только их), заполучили с помощью Фюрера в 30е годы.
 Какая бы сволочная Россия не была, но она дала Вашему народу приют и неоднократно. И во многом, благодаря ей сегодня существует страна Израиль, а СССР  не стало во многом из-за будущих граждан Израиля.
  Так, почему Россию «кусать» можно, а того, кто ее: ни, ни..? Так до истины не докопаешься.
 Ты горячая патриотка своей страны. А я хоть и русофоб, но гражданин России.
 Все, пошел во исполнение твоего совета отправлять послания в Космос – выть на луну.
   1.07. 13. Соня, поделюсь с тобой выводами, сделанными мной в результате общения с бывшими знакомыми,  ставшими гражданами Израиля:
 Самые ура – патриоты земли обетованной, по крайней мере, на словах, - женщины.
 Среди мужиков большой разнобой во взглядах. Двое остались верными идеям коммунизма и СССР. Возможно, в твоем окружении таких чудаков нет. 
  Кое-что из переписки с одним из них   прилагаю:
 «Игорь! Вот http://eot.su/node/10801 сайт движения СУТЬ ВРЕМЕНИ.
 Я почитал Манифест. Там есть один резкий лозунг - поскольку СССР живёт в наших сердцах, постольку мы хотим его восстановления.
    Это прямо противоположно словам Путина: Кто не жалеет об СССР, тот не имеет сердца, кто желает возврата в СССР - не имеет ума.
 Я было подумал, не поискать ли мне места в этом движении. Но, дочитав до этого лозунга, дальше читать не стал и понял, что я не с ними, я с Путиным.
 Путин разведчиком добыл нечто, а в СССР это не смогли повторить - так отстали. И ты лучше меня знаешь, какие мы были отсталые. Это прямая дорога к потере государственности.
 Открытость, вроде не спасает. Естественное поведение капитала - идти туда, где лучше. То есть вон из России. Так, по-моему, хитрость политики Путина в том и состоит, чтоб вопреки этой тенденции вывернуться и в итоге вернуть его в Россию.
 Он потому и в президенты идёт, я понимаю, что этот путь между Сциллой и Харибдой Россия ещё не прошла. Ни правые по этому пути Россию не проведут (они против народа), ни возврат в СССР. ТОЛЬКО ОН. Пусть и с правыми министрами. Но, зато не опуская социалку.
 В общем - правоцентризм. Вот бы только ещё взял бы идею ПОКА-модернизации...»
   Остается только завидовать таким,  как Семен  - нынешнему гражданину Израиля,  давшему знать о себе, аж, через 30 лет после нашего знакомства. Может его письмо тебе будет интересно прочесть:
 «Ну, очень - ей богу - польщён именованием шебутной.
 Я и сейчас такой. Хоть у меня изменилось мировоззрение.
 Я раньше верил в прогресс, а теперь считаю его чреватым смертью человечества.
 Если раньше я верил в конечную победу коммунизма через прогресс, то теперь я обратил внимание, что в нём-то потребление имелось в виду РАЗУМНЫМ.
 И вот я бацаюсь - в своём сайте http://art-otkrytie.narod.ru.htm - за ПОКА-модернизацию.
 Аж, Медведеву письмо писал.
 Можешь прочесть его в файле art-otkrytie.narod.ru/gogol2.htm
 А как гражданина СССР меня эти выпады против России, правопреемницы его, раздражают, и я их стараюсь не читать.
  Я хожу обедать в благотворительную столовую, так один сотрапезник вообще феномен. Он, переносясь мысленно в 19-й век и в Крымскую войну, отдаёт симпатии Англии, ибо Россия хотела присоединить к себе Палестину, отняв её у Турции.
 Здесь почти все мерзко относятся к России, и я стараюсь ни с кем не знакомиться и не говорить. Противно. Хоть они по-своему и правы. Они все схлопотали в СССР от антисемитизма, а Россия ж всё-таки правопреемница. Да и опасность нацизма заполучила.
 Ну а я практически от антисемитизма не схлопотал. А и схлопотал бы - отнёс бы к извращению идеи интернационализма.
 Из-за всяких извращений я и был шебутной. Хотел починить.
    Почему мне с сыном хватает, а Фиме не хватало?... - А мы с сыном аскеты. Нам много не надо. У нас, например, мебель, кроме платяного и книжного шкафов, не купленная, а принесённая с улицы. Стол, стулья, тумбочки, диваны. Люди выставляют на улицу старое - мы подбираем. А у них в семье, наверно, это не допустимо. Обед мне стоит 4 шекеля. Считай один американский доллар. А пособие моё долларов 700. Ну? - А им зазорно ходить в благотворительную столовую.
 Науму  тоже не хватает (он с женой живёт), и он до сих пор тянет лямку - работает дворником. И в нескольких местах ещё.
Ну вот, Игорь. Теперь тебе всё ясно про меня?
    Почему мне с сыном хватает, а Фиме не хватало?... - А мы с сыном аскеты. Нам много не надо. У нас, например, мебель, кроме платяного и книжного шкафов, не купленная, а принесённая с улицы. Стол, стулья, тумбочки, диваны. Люди выставляют на улицу старое - мы подбираем. А у них в семье, наверно, это не допустимо. Обед мне стоит 4 шекеля. Считай один американский доллар. А пособие моё долларов 700. Ну? - А им зазорно ходить в благотворительную столовую.
 Науму  тоже не хватает (он с женой живёт), и он до сих пор тянет лямку - работает дворником. И в нескольких местах ещё.
Ну вот, Игорь. Теперь тебе всё ясно про меня?
        Я заглянул на его сайт и обнаружил, что человек, который питается в благотворительной столовой, пишет не только  президенту Медведеву, но и комментарии к «Мертвым душам» Гоголя.
1.07.13 Добрый день, госпожа Соня!
 Обращаюсь к Вам так, предположив, что за два месяца общения, я для Вас из милого юноши 1958 г. и  бывшего однокурсника превратился в подлое  чудовище. Каюсь, виноват. Оскорбил беззащитную женщину, в своих попытках выяснить, в кого превратила жестокая действительность бывшую лучезарную девушку. Пишу не для того, чтобы оскорбить тебя, а чтобы констатировать печальный для меня факт.
 В России не зря говорили: в тихом омуте черти водятся. Это про тебя времен студенчества. Ты была тихая на вид, но уже тогда амбициозная. Свои амбиции, к сожалению, реализовать тебе в жизни не удалось. Многих постигла эта учесть, не тебя одну. И многие, по крайней мере, внешне, смирились с этим, но не ты. Ты ожесточилась и решилась на старости лет на отчаянный шаг: бросить все, бежать в страну обетованную  и стать  ярой сионисткой.    По сей причине для тебя не только я чудовище, но и твой брат по крови, о котором я тебе написал, - ничтожество.
  Раскрою тебе свою небольшую тайну. После того, как от нечего делать я написал книжки про староверов и  литовцев, у меня возникла скверная идея написать еще одну «Мои евреи», или, чтобы  Кикабидзе не обвинил меня в плагиате,  может назову  ее «Я и евреи», галерея образов для нее уже выстроилась: от первого еврея г. Нарьян- Мара Немчина, которому я носил чайную чашку молока, до Гендиректора Вильнюсского завода Бурденко Октября Осиповича, который то же не смог реализовать всех своих амбиций: не стал  Героем соцтруда и  Лауреатом Госпремии СССР. Мы его включали в свой коллектив на присуждение Госпремии СССР, но на его беду, к власти пришел молодой Генсек М. Горбачев и бедного Бурденко из списка вычеркнул, пообещав ему орден как участнику ВОВ.
 В 1991 г. он, наконец, реализовал еще одну свою давнею  мечту – стал членом ЦК Компартии Литвы. Но, это было всего лишь альтернативное ЦК, членов которого через полгода новая власть отдала под суд. Бурденко пришлось полгода скрываться в Киеве, пока ему Москва не оформила новые документы, по которым он улетел в США. За год до смерти он сообщил, что единственное, чего ему там не хватает – прожитых лет. 
  Моя заготовка для книжки в части бедного Семена тебя взбесила. Но вынужден тебя сказать, среди полусотни знакомых мне евреев, Семен личность более типичная, чем ты. Для полноты картины в  галерею образов должен включить тебя, как достойного представителя воинствующего сионизма, но вот под «каким соусом подать»  после последних твоих откровений – ума не приложу.
 Мы с Вами госпожа Соня оба в чем-то уникальны,  сошлись как коса и камень. А это уже интересно. Только мои предки староверы  ни перед кем голову не склоняли, не лебезили, за свою веру шли на костер, уходили в места необжитые и до сих пор там живут. А про своих, ты  сама лучше меня знаешь.
 14.07.13
 Мадам, ваша ярость, надеюсь, поутихла. Поэтому рискну  дать ответ на ваше последнее послание.
 Покойная Вера помогла мне понять, что роднит вас с Павлом: ярый национализм. С той лишь разницей, что он ярый антисемит, а ты – ярая сионистка. В этом весь ваш смысл жизни и оправдание всех ваших  неудовлетворенных амбиций.
 По этому случаю, Вера в одном из последних писем сказала:   
 «А вообще, национализм  - это страшная вещь Можешь поверить, что я столкнулась с этим в полной мере. Не буду об этом писать, но это так. Особенно страшно, когда сталкиваешься с этим у людей, с которыми училась вместе на физфаке, т.е. у них не объяснишь это просто отсутствием интеллекта. Не буду углубляться в это. Недаром Фазиль Искандер назвал национализм "конкуренцией неконкурентоспособных. Только ограниченные , закомплексованные собственной интеллектуальной, моральной и душевной ограниченностью люди будут искать причины своих неудач в других людях и национальностях.» - Вера четко сформулировала суть вашего с Павлом национализма: поиск «причины своих неудач в других людях и национальностях.»
   Я в своих размышлениях всего лишь называл вещи своими именами и никого не оскорблял. Кто ж мог предположить, что констатация общеизвестного факта: отсутствие наличия евреев среди «Почетных колхозников СССР» будет воспринято тобой как личное оскорбление и приведет тебя в дикую ярость. 
 Ослепленная сионисткой яростью ты все, что я писал о еврейском вопросе, принимала как оскорбление на свой личный счет. Только вот о том же самом у покойной Веры было совсем другое мнение. Я уж не говорю о мнениях евреев, с которыми я работал и до сих пор общаюсь. Так что не стройте из себя оскорбленную сионисткою гордыню. Оно вам ни к лицу. В этом усердии вы мне сильно напоминаете тех русских, которые в конце 80х в Литве первыми вступили в Саюдис и пытались стать святее папы Римского, проклиная Россию.   Иначе, как и они, потеряешь уважение не только бывших друзей, но и кроме омерзения ничего другого не вызовешь у истинных сионистов, в среду которых пытаешься втереться.
 Похоже, что до тебя так и не дошло, что истовые сионисты мерзко относятся не только к России, но и ко всем выходцам из нее, пытающимся втереться в их среду. По этой причине ты и не могла понять, почему Вера отказывалась даже посетить твою обетованную землю, а не то, что переселиться в нее.
 Тем более, что они ( истые сионисты) видят, как многие из тех, кто сначала бросил Россию в надежде лучше устроиться в Израиле, поклявшись в верности ему навсегда, сегодня снова оказались в России, где им сегодня лучше.
  Да, и вы мадам, похоже, не брезгуете гражданством и пенсией проклинаемой вами России.
 Мой вам совет: не плюйте в колодец, из которого пьете.