Кризис безобразия в современном искусстве и кое чт

Клочко Сергей
  Привет привет меня зовут Сергей Клочко. Это видео из серии Истории ГлашАтая.  В нём я расскажу о книге, которая повлияла  на меня. Впервые я услышал о ней на фестивале современного искусства. 
  Тогда там прозвучало это название Кризис безобразия в современном искусстве:от кубизма  до поп-арта. Книга Михаила Лифшица и Лидии Рейнгард опубликована в тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году.  Я бы назвал её одним словом антиоттепель.
  Все мы отлично знаем, что Никита Хрущёв  громил выставку современного искусства.  Но мало кто в курсе, что у этих художников были достойные оппоненты.   Именно тогда  Михаила Александровича Лифшица  назвали протопопом Авакумом двадцатого века. Этот человек достоин отдельного видео на моём канале.
   Свою книгу он начал следующим образом.
В старой немецкой сказке о трех сестрах Одноглазка и Трехглазка, гордые своей оригинальностью, презирают Двуглазку за сходство с большинством людей. Они преследуют бедную девушку, морят ее голодом, отнимают золотые яблоки, растущие на ее серебряном дереве
  Но в старых сказках добро всегда торжествует, и вот Двуглазка выходит замуж за рыцаря. Она счастлива Серебряное дерево растет у нее под окном, а когда злые сестры, опустившись до полного ничтожества, приходят в замок побираться, она велит слугам их накормить. Так все одноглазое и трехглазое терпит крушение в своем глупом чванстве и даже питается с чужого стола. Без нормального человеческого состояния ему не про жить.
  Взявшись за переработку этой поучительной истории, какой-нибудь современный сказочник будет иметь дело с некоторым осложнением первоначального сюжета.   
      Счастливый конец слишком прост для нашего века, так что новому сказочнику придется, может быть, поведать читателю, как под влиянием золотых яблок и легкой жизни характер Двуглазки испортится. Есть сведения, что когда ее сестры показались в замке, рыцарь взял палку и наказал их за неправильное «видение мира», после чего они были прогнаны со двора, а Двуглазка весело смеялась, кушая золотые яблоки.
  Само собой разумеется, что мораль этой истории тоже будет. Другая Какая же будет эта мораль? — вот вопрос. Очень может быть, что наш сказочник, возмущенный поведением Двуглазки и не знающий, как свести концы с концами, сделает ложный вывод. По крайней мере, многие современные сказочники, имя же им легион, простирают свое сочувствие Одноглазке и Трехглазке до полного отрицания разницы между тремя сестрами, утверждая, что два глаза не имеют никакого преимущества перед другими «способами видения».
 Этот текст написан шестьдесят пять лет назад.  Но звучит крайне актуально.  Есть  конечно строки  про  марксизм, Плеханова. Однако это не долг советской эпохе.  Лифшиц и Рейнгард писали так,  потому что  верили в соцреализм.
  Первая глава задаёт простой вопрос является ли кубизм революцией в искусстве. ? Направлением потрясшим основы живописи. Автор уверено отвечает нет.  Эти художники ничем не отличались от  импрессионистов или других своих предшественников. Здесь надо процетировать:
Теория, или, скорее, система слов, согласно которой все отвергнутое прекрасно, является ходячим софизмом нашего времени. Она не менее опасна для общественной мысли, чем кошмар традиций, господствовавший в течение тысячелетий над умами. Во всяком случае, эта новая опасность имеет за собой не менее фантастическое рвение, род массовой истерии.  Это так красиво описана шестьдесят пять лет назад культура отмены. В эпоху отсутствия интернета, мобильников, Лифшиц и Рейнгард  заглядывают в будущее.
  Когда я впервые читал эту книгу. Я проделывал следующий фокус.  Вместо слова художник я ставил журналист.  Некоторые фрагменты получали удивительный смысл.   
  К примеру глава под названием скандал в искусстве. Где Лифшиц пишет о том, как художник превратился из поставщика эстетики в выразителя протестных веяний. А потом был куплен за деньги.  Чтобы реальность не дай бог не коснулась большинство обывателей. Тогда авторы книги задали вопрос, а что будет если художник перестанет чувствовать народные массы? Сегодня спустя шестьдесят пять лет мы видим ответ.  У него есть конкретные имена и фамилии: Пугачёва, Галкин, Быков, Макаревич, Чулпан Хаматова.   Однако сделаем ещё один шаг. Как никак у нас преимущество более шести десятков лет. И мы видим , не только художники потеряли связь с народом, но и большинство политиков.  Да есть исключения,  и мы
 их знаем по именам и фамилиям, они у всех на слуху.  Вообщем опасения Лифшица  оказались правильными.  Место выразителей протеста заняли хуситы,  запретная в России организация талибов,  и бойцы специальной военной операции.  Они слышат людей знают их проблемы и беды.
   Продолжая своё исследование следующую главу Лифшиц начинает так. Наука берет начало там, где сущность отделяется от формы проявления. Действительно, самые скромные зачатки научного взгляда невозможны, пока мы ослеплены внешностью предмета, иногда блестящей или начищенной до блеска невежеством и суеверием людей. Ложный ореол нередко коренится в самой сущности дела, и многим явлениям бывает свойственно казаться не тем, что они есть. Одним словом, реальная и номинальная стоимость часто не совпадают.
  Далее авторы рассказывают о двух взгляд на Кубизм. Первый полный восхищения в виде статей искусствоведа начала двадцатого века Джо Голдинга. Второй  неприятие словами отца русского марксизма Георгия Плеханова, который увидел в отказе от прошлого живописного опыта аналог анархизма и дикого новаторства.
  Исследуя глубину этих взглядов Лифшиц приходит к следующему выводу. Действительная история оказалась более сложной - эпоха упадка и загнивания буржуазного строя затянулась на целое столетие. Она породила невиданное сочетание высокого развития науки, техники, организации с дикостью и отупением. Эта эпоха войдет в историю не только своими успехами в области физики, но и своими мировыми войнами, возрождением средневековых пыток, жестокости и суеверия. Хотя улицы городов не прорастают травой, как в позднеримские времена, привычка к явлениям упадка и даже своеобразная гордость новым варварством проходит красной нитью через всю духовную жизнь самых развитых капиталистических стран. Итак как мы видим  варварство в одном не исключает высокого развития в другом.
  Пытаясь залезть в саму суть кубизма авторы Кризиса безобразия цитируют  Жоржа Брака. Не нужно даже пытаться подражать вещам, которые преходящи и постоянно меняются и которые мы ошибочно принимаем за нечто неизменное. Вещи в себе вовсе не существуют. Они существуют лишь через нас. 
 Сегодня  человеком  отрицающим действительность никого не удивишь.  Люди придумали столько способов отрицать реальность от компьютерных игр до наркотиков. Однако Лифшиц делает следующий шаг.  Художник мстит этой картине мира. Он мстит ей, создавая чудовищные деформации видимых вещей, превращая мир в руины, кучу обломков ископаемой культуры, подвергая свирепой казни все теплое, лицемерно прекрасное, лицемерно живое. Он торжествует над этим миром в своем сознании. Результаты  этого пути мы можем видеть вокруг. Сама жизнь опративила этим людям.
  Вообщем умение заглянуть внутрь человека. Попытка открыть его душу  если хотите. Заставляет и сейчас переводить эту книгу на иностранные языки.
  Отказ использовать  действительность, как источник творчества, ни к чему хорошему  не приведёт.: Чувства лишают формы, дух формирует. Достоверно лишь то, что произведено духом. Пишет Жорж Брак. Идеалом кубизма является вовсе не знание, а, скорее, незнание - забвение всех действительных знаний, приобретенных в ходе истории, забвение их с целью вернуться к темной абстракции времен египетских жрецов и схоластики раннего средневековья.
  Изображать жизнь такой, какой мы ее видим вокруг, нехорошо, так как зрение дает нам только иллюзию, следовательно, обманывает нас. Наоборот, создавать явную, заведомую ложь - хорошо и полезно, так как она нужна "для сохранения нашей мысли". Подобная философия, конечно, не снилась Платону!
   Куда привели эти подходы модернизм после второй мировой войны рассуждает Лидия Яковлевна Рейнгард.
Буржуазное общество превращает в деньги любое создание ума и вкуса. Но превращать в деньги видения параноика оно научилось только в самое последнее время.
  Как говорил скульптор  Марсель Жимон.  Чтобы достичь успеха тебе как художнику нужно будет работать  десять пятнадцать лет.  А если ты займёшься  абстрактным искусством тебе повезёт всего  за десять уроков. Любая бездарность способна стать современным  художником.
  В итоге  к тысяча девятьсот шестьдесят третьему году абстрактное искусство потеряло в цене.  Примерно в это время на сцену вышла консервная банка. Бездушное  существо Энди Уорола предлагает людям погружатся в свою бездуховность так проще. Лифшиц говорит,  это результат того, что человек осознал преимущество быть бессознательным индивидом.  Можно спорить на эту тему, однако сегодня эта проблема ещё более ярко выражена, чем шестьдесят пять лет назад
  Консервная банка стала символом перехода столицы искусства из Парижа в Нью-Йорк. Искусство стало индустрией. Выгодно стало вкладывать не в Суэтцкий канал, а картины Сезанна.
  Искусство должно быть революционным, ибо оно является выражением борьбы против духовного упадка. Но современные социальные условия породили антиискусство. И если искусство отомрет, то человеческая душа станет бессильной и миром овладеет варварство. Эти слова принадлежат искусствоведу Сэру Герберту Риду. Человеку восхвалявшему  абстракцию, но не понимавшему поп-арт. Который помогал варварству завоёвывать новые территории.
   Лифшиц в ответ мог только улыбнутся. Он понимал эти тенденции как никто.  И это повод познакомится с этим человеком поближе. Рамках цикла Истории ГлашАтая.
  С вами был Сергей Клочко. До новой явности пока пока.

     https://vk.com/club215396262
https://ok.ru/group/70000001503046
https://dzen.ru/id/6432a2d091918962b7a184f1
https://t.me/glachatai
https://youtube.com/@maksimtuborin4768