Почему аниме Евангелион стало всемирно популярным

Анатолий Зоренко
Трудновато писать об аниме, которое лично я смотрел первый и последний раз лет 10 назад – и до сих пор не хочу пересматривать… Но всё же попробую объяснить феномен популярности «Евы».

Для начала – почему это аниме стало популярно в Японии? Если в двух словах, то для японцев «Ева» – продукт своей эпохи, отображающий настроение самой реальности: в стране кризис, люди боятся будущего и пребывают в меланхолии, а то и депрессии (и вот вопрос: что я сейчас описал – сеттинг «Евы» или же реалии кризисной Японии 90-х?..). Есть у человека такая особенность: ему свойственно смаковать художественные произведения со знакомыми реалиями – искать в них драматичное отражение повседневности, даже романтизацию оной (какой бы скучной та повседневность ни была!). Для примера возьму такой жанр, как драма; для меня лично это тягомотина, но (!) на моём мнении свет клином не сошёлся, и для кого-то драмы всё же пишутся и снимаются. Читатели / зрители таких скучных произведений пытаются разглядеть романтичность, а то и… смысл в СОБСТВЕННОЙ скучной жизни. Другой пример – военные фильмы. Их смотрят те, кто сам не воевал, и те, кто был на войне. Первые – потому, что для них боевые реалии новы и неизведанны, но интересны; а вторые – отнюдь не потому, что «не навоевались»! (думаю, вы и сами уже поняли, почему военные люди смотрят военные фильмы…).

Но вернёмся к «Еве». Основная причина её популярности на родине – 100%-е попадание по целевой аудитории в лице ЛЮБОГО среднестатистического японца из 90-х (дескать, жизненно!). К тому же тамошняя драма разбавлена научной фантастикой и эпичным экшеном с жестокими сценами, а значит – не слишком быстро утомляет. Более того – в условиях, когда финансово-социальный кризис не торопится отступать, подобную франшизу можно смаковать ой как долго! Однако… это не объясняет, почему «Ева» обрела популярность на более беззаботном западе. Она – далеко не первый аниме-сериал в жанре «меха», увиденный зрителями за пределами Японии; но, определённо, один из первых ВЗРОСЛЫХ аниме-сериалов в этом жанре! До «Евы» такое можно было встретить разве что в малосерийных OVA на видеокассетах; а тут полноценный ТВ-сериал, подобный которому западная аудитория ещё не видела, ибо “самыми смелыми” многосерийными мультфильмами, что до этого видел запад, являлись «Симпсоны», «Бивис и Баттхед», а также, возможно, «Южный Парк». Т. е. чёрные комедии со взрослым юмором (обычно ниже пояса). А вот «Ева» казалась серьёзной, ибо это – фантастическая драма! И пусть концовка у неё спорная, далеко не всем пришлась по душе, зато подлила масла в огонь людского интереса – по окончании сериала многие зрители задавались вопросами:

«Что же имел в виду режиссёр? Не мог же он снять такую концовку лишь потому, что не придумал ничего лучше? Здесь, точно, есть скрытый смысл, ведь так?.. Так?».

Пф-ф… Да-да, конечно, не сомневайтесь (сарказм).

Да и о самом колоритном персонаже «Евы», т. е. Синдзи Икари, стоит упомянуть. Кто бы как ни относился к нему, но это – остросоциальный типаж (и не только для своего времени; отчасти поэтому уже которое десятилетие франшиза сохраняет интерес аудитории). Синдзи – типичный “потерянный подросток”, т. е. олицетворение актуальной проблемы среди молодёжи, когда та не знает, как жить эту непонятную жизнь: не доверяет родительским решениям, но и сама едва ли может сделать адекватный выбор. По-моему, именно Синдзи стал первым настоящим воплощением данной проблемы не просто в аниме, а в мультипликации в принципе. Раньше о таких подростках не снимали мультфильмы, ибо сделать такового персонажа протагонистом – значит, спровоцировать интерес у аудитории соответствующего возраста; а ведь проблемы Синдзи слишком уж “не детские” и представляют собой то ещё болото из страхов, неудовлетворённых желаний, а также попыток сохранить для себя хоть часть свободы в мире, где всё решают взрослые. Сами понимаете, темы не самые простые, и далеко не каждое произведение с подростком на роли главгероя решится поднять их.

В итоге, пока есть вышеописанные проблемы общества, «Ева» будет находить своего зрителя.