Юность Телемаха

Олег Игорьин
          «Сын Одисеев, Телемах, богами призван был к отмщенью…»
           Гомер «Одиссея»

          Слава Зевсу!

          Царевич Телемах совсем не помнил своего знаменитого отца, царя Итаки Одиссея, который ушел на войну, когда он был еще совсем младенцем.
          О нем он знал только из рассказов своей матери Пенелопы.
          Мать часто рассказала ему о том, как Одиссей пожертвовал свободой ради жизни сына.
          Одиссей совсем не хотел идти воевать и оставлять одних жену и малолетнего ребенка. Увидав прибывших к нему посланников царя Агамемнона, он вдруг стал безумным, и, убежав из своего царского дворца, принявшись пахать поле.
          – Эй, Одиссей! – кричали последовавшие за ним посланники. – Бросай свой плуг и к нам иди! Ты на войну идти обязан!
          Но Одиссей как будто не слышал их призывов. Он только глубже налегал на плуг.
          Посланники, стоявшие на краю поля, не уходили, а кричали и кричали, призывая его прийти к ним.
          Пенелопа, находившаяся рядом с ними и державшая младенца на руках, решила помочь мужу.
          – Безумен он, как вы не видите сейчас! – сказала она. – И не пойдет он никуда, пока весь разум не вернется у него! Лечиться надо у врачей ему и дома оставаться много дней!
          Посланники посмотрели на нее, и тогда один из них сказал:
          – Посмотрим мы сейчас, насколько он безумен!
          С этими словами он выхватил младенца из ее рук. Другие схватили Пенелопу.
          – Дитя! Мое дитя! Отдайте мне его! – закричала мать.
          Но крепкие мужские руки держали ее.
          Посланник с ребенком подошел по непахотному полю к Одиссею и положил малыша на пути острого плуга. Маленький ребенок, отнятый у матери, громко плакал, шевеля ручками и ножками.
          – Коль ты безумен, то разрубишь своего дитя сейчас!– сказал он.
          Одиссей не останавливался, он побледнел, на лице выступили капли пота, но все ближе и ближе подходил он к младенцу. Все внимательно и напряженно следили за ним. Пенелопа при виде всего этого обмякла и упала в обморок.
          И когда уже плуг вплотную подошел к ребенку, Одиссей остановился.
          – И никакой ты не безумный! – засмеялся посланник. – Ты обмануть хотел сейчас всех нас!
          Одиссей немного постоял, преодолевая волнение и унимая дрожь в руках, затем поднял ребенка с пахоты и понес Пенелопе.
          После этого поступка он был вынужден покинуть Пенелопу и сына, отправившись на Троянскую войну.
          Перед уходом, он вызвал к себе своего преданного друга и слугу Ментора, которого знал с детства. Ментор был уже стар и сед, и у него никогда не было семьи – его семьей была семья Одиссея.
          – Ментор, мой дорогой! – обратился царь к нему, сидя в тронном зале на высоком золотом кресле. – Хочу просить тебя, чтоб заменил ты сыну моему меня, пока не буду здесь я!
          Он говорил медленно, обдумывая и взвешивая каждое слово.
          – Хочу еще просить, чтобы стал ты для него наставником хорошим и советчиком во всем. Я знаю, рассудителен и мудр ты. За это и ценю тебя, мой друг!
          Ментор низко поклонился и сказал:
          – Хозяин мой и друг мой, Одиссей! Благодарю тебя за все твои слова, и за доверие, что выразил ты мне. Ты знаешь, оправдаю я его. Еще ты знаешь, что всегда стоял на страже интересов я твоих, твоей семьи, родной моей Итаки. Да, постараюсь заменить отца я Телемаху, сыну твоему!
          Он снова поклонился. На этом они расстались.
          Юный Телемах взрослел, и он слушался Ментора как отца – наставник имел большой авторитет у него. Но, не смотря на его заботу, заменить отца Ментор все равно не мог.
          Долгие десять лет, пока продолжалась Троянская война, а затем ещё десять лет странствий Одиссея Телемах не мог представить, что происходит с отцом. Он, как и мать, не знал, жив ли Одиссей, но верил в это. Юноша искренне любил его, никогда не оставлял веры и надежды на возвращение Одиссея.
          Иногда он мысленно беседовал с ним, и ему казалось, что отец его слышит и все понимает.

          Слава Зевсу!

          Беседовала мысленно с Одиссеем и его благородная супруга Пенелопа. Она проводила свои дни в слезах, оплакивая отсутствие мужа.
          Пенелопа еще не была стара, а оставалась прекрасной, богатой и умной женщиной. Все эти достоинства, а также отсутствие мужа привели к тому, что царский дворец в Итаке превратился в сборище всевозможных женихов, не желающих верить в возвращения Одиссея.
          Их было много – более ста: крепких, мускулистых и старых, дряхлых, седых, лысых и совсем молодых с легким пушком на смуглых щеках, красивых и некрасивых, богатых сыновей греческих царей и не очень богатых безродных. Все они были разные и по телам, и по возрасту, но всех объединяло одно: светившая в их глазах алчность к богатству и царствованию в Итаке.
          – Царица Пенелопа! Ты должна вернуться к своему отцу и выйти замуж за того, кого ты выберешь сама, – требовали женихи, – а участь остальных –  уйти, забыв тебя.
          – Нет! – отвечала им гордая женщина. – В сердце у меня есть место только Одиссею, который жив, я верю! И поселять еще кого-то в сердце верном мужу я не буду!
          Эти слова матери мальчик запомнил на всю жизнь.
          – Ты раздражаешь нас своим упрямством, Пенелопа! – ругались женихи. – Ну что ж, тогда мы будем пировать в твоем дворце, мы будем есть твою еду и пить твои напитки, пока не согласишься выйти замуж за кого-нибудь из нас! Решай!
          И с этого дня царский дворец всегда был полон женихами, уничтожающими добро Одиссея.
          Телемах в это время был еще слабым юношей и ничего не мог сделать один против более чем ста мужчин. Ему приходилось терпеть их присутствие во дворце, их безобразное поведение, а также возмутительные выходки по отношению к матери и к себе; и иногда по ночам он плакал от гнева и бессилия.
          Однажды Пенелопа собрала всех женихов в тронном зале и обратилась к ним.
          – Послушайте, — она посадила рядом с собой сына и взяла его руку в свою, – начну я ткать на саван моему отцу Лаэрту полотно большое. Работа эта много времени займет, покуда неизвестно сколько. Вы обещайте мне покой, пока я не закончу полотно, лишь после этого исполню ваше я желание!
          Телемах с удивлением посмотрел на мать. Он хотел вырваться и убежать от этих слов, но Пенелопа крепко сжала его руку и не отпускала.
          – Согласны мы, тки полотно, – ответил за всех Антиной –  самый наглый и самый мускулистый жених.
          Когда они ушли, Телемах спросил у матери:
          – Зачем ты им пообещала это, забыв отца и сердце охладив?!
          Пенелопа со вздохом ответила
          – Так нужно, сын! Так нужно! Ты поверь!
          Она погладила его по голове и тихо, чтобы никто не услышал, прошептала:
          – Любить я буду твоего отца всегда горячим сердцем и навеки. И никогда не брошу, не забуду и ни его, и ни тебя! А полотно я буду ткать так долго, пока он не вернется навсегда.
          Она прижала его к себе и поцеловала в голову.
          –Меня ты понял, Телемах?
          – Да, мать любимая, я понял, – прошептал он. Телемах все понял.
           Теперь, когда женихи заходили в тронный зал, они видели Пенелопу, сидящую у окна и смотрящую вдаль синего моря. В руках у нее были белые нити, которыми она ткала саван.
          Но видели они это днем. А черной ночью она распускала всю свою дневную работу. Телемах стоял у закрытых дверей и следил за тем, чтобы никого в это время не заходил к матери.
          Как-то раз Телемах, уставший за день, уснул у закрытых дверей и не услышал, как молодая служанка Меланфо, все время следившая за Пенелопой по просьбе одного из женихов – Евримаха, любовницей которого она была, увидела, как распускается ткань.
          Она тихонько, чтоб ее никто не видел, убежала от дверей и немедленно сообщила о том, что видела, женихам.
          На следующий день они все вместе, разгневанные и наглые, ввалились в тронный зал к Пенелопе.
          – Так значит, ты обманывала нас все это время?! Как ты посмела это делать, Пенелопа?! – кричали они. – Немедленно же выбирай кого-нибудь из нас!
          Пенелопа, уличенная в обмане, ответила им с достоинством:
          – Что ж, я подумаю и дам ответ.
          – Нет! Хватит думать! – кричали женихи. – Уж много времени прошло! Скорее выбирай кого-нибудь!
          – Не смейте разговаривать со мной так дерзко! Я пока еще Итаки всей царица! – воскликнула в гневе Пенелопа. – И вам скажу решение тогда, когда я посчитаю нужным это сделать!
          Женихи еще немного покричали, но постепенно ушли.
          Телемах, всегда ненавидевший женихов, относился с добротой только к одному Амфиному, сыну царя Ниса, который был ненамного старше самого царевича.
          – Зачем пришел ты во дворец? – спросил его как-то юноша, когда они были наедине. – Совсем тебе не нужно здесь жениться, она и старше тебя вдвое.
          Амфин ответил:
          – Да, Телемах, ты прав. Совсем я не горю желанием жениться. Пришел сюда лишь потому, что лучшие друзья меня позвали. Они сказали, что проходят здесь веселые пиры, и деньги тратить здесь не надо нам.
          И, похлопав юношу по плечу, добавил:
          – Я не хочу быть скверным, злым ни к матери твоей и ни к тебе! Давай дружить – так лучше, чем вражда!
          Они обнялись и иногда бывали вместе, но так, чтобы этого не видели остальные женихи.
          И недаром они скрывали свою дружбу. Как-то раз под покровом звездной ночи Амфином встретился с другом и, испуганно оглядываясь по сторонам, чтобы его никто не видел, тихо прошептал ему:
          – Мой Телемах, мой друг, будь осторожен, и женихов ты берегись… – он умолк, прислушиваясь к чему-то. – Убить тебя хотят, и Антиной возглавил заговора два против тебя… Сумел отговорить я их… – он опять умолк, прислушиваясь, и продолжил, – но не могу я уследить за ними всем… Будь осторожен, дорог ты мне Телемах…
          – Спасибо, Амфином, ты настоящий друг. Когда отец вернется, то дружбу нашу мы откроем всем… – тоже тихо прошептал Телемах и крепко обнял друга.
          Царевич особенно не любил Антиноя, досаждавшего ему больше всех, который постоянно приставал к нему, трогал его тело и щипал всюду.
          А однажды он случайно слышал, как тот говорил женихам:
          – Когда возьму я Пенелопу в жены, то буду я иметь для всяческих утех и женщину, и сына.
          Все тогда громко засмеялись. Телемах от злости чуть не кинулся на него с кулаками, но сумел сдержать себя.

          Слава Зевсу!

          Иногда к нему приходили жаркие юношеские сны. В них он нежно обнимал и целовал богиню Афину, он стонал и страдал от ее любви. Затем просыпался возбужденный, мокрый и долго лежал с открытыми глазами. Переворачивался на другой бок и засыпал.
          В одну из таких жарких ночей, точнее, под утро, когда было еще тихо, и никто и ничто не нарушало ночную тишину, а голубой день только просыпался, слегка зевая розовым ртом, он услышал еле уловимые звуки, доносящиеся откуда-то издалека. Похоже, что один из ветров дул с виноградника на царский дворец. Вскоре музыка утихла, и наступил суетливый день.
          На следующее утро он опять слышал эту музыку.
          – Что за мелодия прекрасная звучит на винограднике Лаэрта, деда моего? – спросил Телемах у наставника Ментора.
          Наставник нахмурился и нехотя ответил:
          – Играют часто там сатиры страшные и злые, живущие в лесах и приходящие на виноградник старый полакомиться ягодою зрелой, сладкой. Там завлекают юношей прекрасных и девушек молоденьких к себе они, чтобы утешаться им похотливо с ними.
          Видно было, что Ментору совсем не хотелось говорить на эту тему. Но Телемах не отставал от него и просил рассказать о них больше.
          – Они задиристы, нахальны, похотливы. Их символом неиссякаемого плодородия является достоинство мужское, – нехотя продолжал наставник, – нет никаких для них запретов и морали, норм человеческих не существует в стаде их. Сатиры служат богу Дионису –  богу вина и развлечений глупых.
          Он замолчал, вспоминая еще что-то.
          – Большою страстью для них является игра на флейте, сделанной в лесу, которая является предметом всех сатиров. Сатиры – ниже низших всех божеств.
          Внимательно посмотрев на Телемаха, он добавил:
          – Ходить не следует тебе туда… Не человеческое это дело дружить с сатирами вообще.
          Но все же юноша решил пойти и посмотреть на играющего. Он вышел из дворца и по каменной дорожке пошел на звуки музыки.
          Нежные и печальные звуки неслись откуда-то из глубины виноградника. Юноша все ближе и ближе подходил к источнику звуков, пока не увидел того, кто играл на флейте.
          Это было существо, покрытое густой шерстью и имеющее копыта. Торс и голова у него были человеческие. Из черных длинных волос на голове выглядывали темные рожки, а на лице была небольшая бородка. Это был молодой сатир. Рядом с ним лежал тирс – деревянный посох, увитый плющом и виноградными листьями, сверху которого была шишка.
          Музыка была такая красивая и тягучая, что Телемах остановился и, стараясь не мешать, стоял и смотрел на него. Сатир видел, как юноша подошел к нему, но не удивился, а продолжал играть. Грустные звуки еще немного неслись из флейты, но вскоре прекратились.
          Сатир положил рядом с собой флейту и внимательно посмотрел на пришедшего.
          – Какой ты милый и красивый юноша, – сказал сатир и неожиданно провел ладонью по его щеке. Телемах вздрогнул и немного отстранился.
          – Кто ты? И как зовут тебя, красавец? – сатир с любопытством разглядывал юношу. – Не видел я тебя здесь раньше никогда.
          Телемах, все еще находящийся под впечатлением прекрасной музыки, не сразу ответил. Он внимательно разглядывал сатира с головы до копыт. На нем не было никакой одежды.
           «И ничего в них страшного и нет, как мне рассказывали дома», – подумал Телемах.
          – Я Телемах, Итаки всей царевич, – наконец сказал он. – Ты кто? Тебя зовут как? Отвечай!
          – Я Марсий, и сатир из леса. Пришел полакомиться виноградом я сюда.
          – Вот чудо! Никогда не видел раньше я сатиров! – воскликнул юноша.
          – И я царевичей не видел раньше здесь! – ответил сатир.
          Оба засмеялись.
          – Присаживайся, царевич, рядом тут, – сказал Марсий, – меня бояться ты совсем не должен!
          – Совсем я не боюсь тебя, сатир! – Телемах присел рядом и спросил:
          – Что за прекрасную ты музыку играл?
          Сатир улыбнулся.
          – О! Эта музыка звучит во мне всегда: и в жаркий полдень, в дождь осенний, в холод лютый! Играю я тогда ее, когда в душе моей поселится печаль. Мне было грустно до тебя здесь в винограднике зеленом, но ты пришел, и весело вдруг звуки зазвучат.
          Он поднес флейту к губам и заиграл веселую музыку. И стал пританцовывать копытами под озорную музыку.
          Телемаху тоже стало весело, и он тоже стал пританцовывать.
          Сатир еще немного поиграл и остановился.
          – Игра моя понравилась тебе?
          – Я очарован и просить хочу, чтоб научил меня играть на флейте ты?
          – Конечно, если хочешь, научу! Вот только не пойму, зачем тебе играть на флейте? Царевич всей Итаки ты!
          Юноша взял свирель, поднес к губам и дунул в нее. Но вместо нежной мелодии, которую извлекал из нее сатир, прозвучали грубые, свистящие звуки.
          Сатир засмеялся.
          – Всему всегда учиться надо, Телемах! – и он показал, как пользоваться флейтой.
          – Тебе понравилось играть? – спросил Марсий юношу.
          – Да! Мне понравилось играть, еще понравилось на флейте мне игре учиться! – живо воскликнул Телемах.
          – Ну что ж, ты завтра в это время сюда на виноградник приходи, продолжим мы учебу нашу здесь, – сказал сатир, ласково посмотрев блестящими, похожими на черные оливки, глазами на собеседника, – Сейчас же уходить пора мне – в лесу у Диониса пирушка славная вот-вот начнется. Веселье, музыка, вино и танцы будут там! – Марсий даже от нетерпения стал пританцовывать, цокая копытами. – Еще там нимфов хоровод веселый кружить всех будет до утра! Как хочется увидеть всего мне этого сейчас!
          – С собой возьми меня, мой Марсий! – попросил юноша. – Хотелось бы и мне увидеть пир у Диониса и его!
          – Нет, к сожаленью, не могу! Божественные создания только будут там, а смертных не пускают никогда!
          С этими словами он взял посох и быстро, цокая копытами по каменной дорожке, удалился в лес.
          Телемах с нетерпением ждал следующего дня. Он пришел намного раньше, чем они должны были встретиться. И, конечно же, никого не было. Он присел на траву и стал ждать. Время шло медленно, а сатира все не было.
           «Еще немного подожду, и он появится сейчас», – думал юноша.
          Но того все не было и не было.
           «Идти пора… Нет, подожду…»
          Наконец, он услышал вдалеке слабое цоканье копыт.
          Он вскочил, и даже привстал на носки, выглядывая сатира.
          – Ты здесь уже? – удивился Марсий. – И ждешь меня? Давно?
          – Да! Жду тебя давно я! Скажи мне, почему ты опоздал?
          – Не опоздал я вовсе, а пришел в то время, как договорились мы, – ответил сатир, – меня пришел сюда ты раньше, юный друг!
          И Марсий опять провел рукой по щеке юноши. Но тот не отстранился, как в прошлый раз, а улыбнулся.
          – Согласен, да, – сказал Телемах, – пришел чуть раньше я, хотелось очень мне увидеть вновь тебя и снова заиграть на флейте чудной. Теперь скажу тебе я снова: что видеть рад тебя, мой друг!
          Сатир дал ему флейту, и юноша с нетерпением заиграл на ней.
          Вдруг он перестал играть и спросил:
          – Вчера прошел как пир у Диониса?
          – О! Это было незабвенно! Вино лилось рекой, прекрасна музыка была, а нимфы были все красивы и доступны! Мне жаль, что люди никогда не смогут этого узнать!
          Сатир зажмурил глаза от удовольствия и воспоминаний и засмеялся.
          Много дней подряд они встречались. И с каждым разом Телемах играл все лучше и лучше на флейте Марсия.
          – Еще немного, – говорил сатир, – и игры на флейте ты достигнешь совершенства.
          – Хотелось бы, чтобы это было бы подольше! – отвечал юноша, почему-то вздохнув.
          Прошло еще некоторое время.
          Однажды они отдыхали после игры.
          – Какие маленькие рожки у тебя, а там большой… – удивился Телемах, разглядывая всего сатира.
          – Потрогай их и удивись, – разрешил сатир.
          Рожки были твердые и гладкие.
          – У всех сатиров там большой, – продолжал Марсий, – у нас все это с детства навсегда. Мы этим славимся среди богов.
          Он посмотрел на юношу и, игриво улыбнувшись, добавил:
          – Еще мы славимся любвеобилием большим ко всем и ко всему.
          И засмеялся.
          Телемах немного покраснел. Ведь на эту тему он еще ни с кем не говорил.
          – Немного времени пройдет, и у тебя такой же будет! – добавил сатир, еще громче смеясь.
          – Возьми сейчас вот этот виноград, попробуй вкус его – он чудный, – Марсий снял с лозы большую кроваво-черную гроздь винограда, и протянул ее.
          – Нет, я хочу испробовать ее из уст твоих, – ответил Телемах, слегка смущаясь.
          Сатир сорвал большую виноградинку с грозди и надкусил ее. Сладкий сок моментально. разлился во рту. Он прижался к розовым влажным губам друга и языком нежно продвинул сладкий плод в его рот. Губы крепко прижались к губам и никак не хотели расставаться. Было сладко, томно и необычно для всего тела. Они оба закрыли глаза и уплыли в блаженство. Багровый сок, похожий на человеческую кровь, льющуюся из раны,  тек по губам и подбородкам, Время шло, обоим не хватало воздуха для дыхания, но размыкать губы не хотелось. Наконец оба разжали губы и глубоко вздохнули. Лица находились близко, и они внимательно и чувственно посмотрели друг на друга.
          – Еще ты хочешь повторенья? – спросил сатир.
          – Да, хочу… – тихо ответил юноша.
          Они обнялись и прижались друг к другу. И снова сладкий кровавый сок наполнил их рты, и снова божественное блаженство вошло в их тела.
          Теперь уже они часто стали встречаться в густом зеленом винограднике.
          – Встречаться можешь с кем угодно ты, но лишь от женщины потомство может быть, – сказал ему однажды мудрый Ментор, наблюдая за юношей.
          Телемах ему ничего не ответил – страсть владела его телом.
          В один из пасмурных дней, когда все небо было затянуто серо-свинцовыми облаками, и ветер Борей дул так сильно, что могли лопнуть его толстые щеки, Телемах пришел на то место, где они были с Марсием, но никого там не было. Он присел на траву и стал ждать. Сорвав гроздь винограда, юноша стал ее кушать. Хотя виноград был спелым и сладким, вкус был совсем другим, чем во время встречи с другом.
          Он совсем не знал, что бог Дионис во время недавнего веселья подозвал к себе Марсия, налил ему и себе в золотые кубки вина и сказал:
          – Послушай, Марсий, друг мой милый! Там, наверху кое-кому, – он направил указательный палец вверх, – совсем не нравится, что с Телемахом, царевичем Итаки, ты встречаться начал.
          Он отпил из кубка вино и продолжил:
           – У них там наверху совсем другие планы на Одиссея и царевича его.
          Он снова отпил вина.
          – У нас же тут хватает всем всего, чего или кого ты только пожелаешь!
          Он засмеялся, лукаво подмигнул сатиру и опустошил кубок с вином.
          – Меня ты понял, Марсий мой?
          – Я понял все, что ты сказал и что подумал, Дионис, благодарю тебя за все, – ответил Марсий уныло, и выпил свой кубок до дна.
          – Ну, вот и молодец! – похвалил его Дионис. – Иди ко мне, обнять тебя хочу я!
          Он обнял сатира и поцеловал его.
           «Совсем не так, как с Телемахом юным!» – подумал Марсий, но промолчал.
          Всего этого, конечно, не знал и не мог знать Телемах. Он сидел на траве в винограднике, ждал друга и слабо ел ароматный виноград. Но никто не приходил.
А Борей, которому тоже приказали помешать встрече, все дул и дул. И уже начал накрапывать мелкий противный дождь, постепенно перешедший в большой с крупными холодными каплями.
          Сильно промокнув, Телемах вздохнул и пошел обратно во дворец.
          Пришел он на другой день и на третий, но Марсия так и не было. Он подходил к винограднику и прислушивался: не звучит ли там музыка. Но было тихо. Лишь изредка был слышен посвист птиц, да невнятный шум ветра, что-то говорящий ему.
          Было грустно, и от этого он заплакал. Печальная музыка сатира все время звучала в его голове.
          – Отец! Ты где?! Как не хватает мне тебя! – он свернулся клубком, и соленые слезы потекли по его щекам.
          Мудрая Афина, видевшая его страдания сверху, сказала:
          – Не плачь, о юный Телемах! Еще ты молод, и вся жизнь твоя вначале. Последней будет эта пусть печаль в душе и в сердце у тебя!
          И добавила:
          – Свои есть планы у богов… Подскажут нужные слова холодный ум и сердце, что стучит в твоей груди, а дух необходимый даст совет...

          Трижды слава Зевсу!