Тетерочки

Анатолий Бызовской
Природа и человек. Человек живет в природе и без нее он существовать не может. Но тем не менее человечество, позволяет себе делать столько не обдуманных действий с природой, что она потихоньку погибает у всех на глазах. Но мало, кто пытается, ей помочь выжить в этом современном цивилизационном мире.

Конец ноября месяца, снег уже плотным покрывалом укрыл землю, и вся боровая птица с ягодников уже перешла кормится на свои зимние виды корма. Глухари с глухарками в большинстве случаев держатся на сосновых борах – кормятся молодой хвоей сосенок. Тетерева наши северные косачи кормятся в березовых перелесках – почками этих деревьев.
 
Так и в нашей деревне – Бызовая ( она всего в тридцати километрах от города) стайка косачей облюбовала на краю деревни- почти между первыми домами, многолетние большие раскидистые березы. И почти каждый день, как по расписанию прилетали на эти березы кормиться.
 
Вначале стайка косачей была до семнадцати штук. Деревенские охотники их не трогали. Но они еще садились кормиться на березки вдоль дороги. В результате отстрела этих птиц с легковых автомашин проезжающих с города, стайка этих красивых - безобидных птиц - редела на глазах.

Затем оставалось и прилетало: девять, потом – семь, Перед Новым годом – три. А сейчас после Нового года осталось две тетерочки. И они, понимая, что в деревне их не трогают, практически каждый день прилетают сюда кормиться и как-бы ищут здесь защиту от цивилизованного охотника – вооруженного малокалиберной винтовкой.

Смогут ли они сохраниться в таких условиях – трудно сказать. Вчера двадцать шестого января- на березках возле дома кормились две тетерочки. Прилетают, как по расписанию к десяти часам. Сегодня вышел - ищу их по березкам… Невдалеке раздался выстрел с малокалиберной винтовки… И к дому, со стороны дороги на березку прилетела уже одна - последняя тетерочка.
 На выходные с города идут по дороге легковые автомашины, и у кого-то не дрогнула рука на беззащитную птицу – сидящей практически на краю деревни.
 
 В один из периодов времени также прилетала стайка косачей и кормились напротив домов на березках. Но подъехала автомашина Нива, стала практически между домами и с малокалиберной винтовки – расстреляли эту стаю. На наши крики и возмущения – собрали битую птицу и уехали.  Больше косачи сюда не прилетали.
 И вот спустя много лет – косачи опять появились у нас … Но видимо опять ненадолго.

Как-то руководитель одной организации при разговоре похвастался. Что он с семьей ездил за грибами, а там сидела стая косачей- семнадцать штук, и он с винтовки с оптическим прицелом – «взял» - всех.  - И куда ты их дел – Я их раздал. А потом уже ездил поздно осенью и обижался, что стало мало дичи. Но нет-же в природе столько дичи, чтобы каждый охотник за выезд стрелял по семнадцать птиц.
 
Недавно встретил товарища и похвастался -  Что в деревню прилетают косачи... Так и к нам возле дачи прилетали – семь косачей – И я, их всех – взял. Вот и весь менталитет нашего охотника – Если есть винтовка, значить полное право имеют на эту дичь. И никакие законы, и указы не помогут это искоренить. Нужна разъяснительная, воспитательная работа, которую надо проводить с молодыми начинающими охотниками.
 
У меня возле охотничьей избушки жили глухарь с глухарками и я их не трогал. Глухарь, даже ходил по крыше избушки. А глухарки сидели на соснах, мимо которыми я, проходил… «Кокали» -переговаривались между собой, но не улетали. А я, ходил охотиться дальше на вырубки, где всегда также была дичь.

Но в один из приходов, там протянулся след снегохода «Буран», и от моих глухарок на память остались только перышки. Больше возле избушки, из птиц, никто не жил.
 
После ликвидации одного из леспромхозов оставались в тех краях дороги и мосты через речки. И дичи там, было непомерное множество. Охотились не только местные охотники, но и заезжие машины. И никто без дичи с тех краев не возвращался.

 Но малокалиберные винтовки сделали свое дело. Дичь стреляли, кто сколько сможет – косачи, глухари, не обращая внимание ни на глухарок и тетерок. Как- то встретили в том лесу, на дороге, машину с такой бригадой охотников. Они там уже живут две недели: - Ну и как? Нормально - Убили сто двадцать птиц.  – И куда вам столько? – А мы, потом делаем консервы. Вот и весь менталитет нашего охотника.

 Жадность...Убью сам, чтобы другим меньше досталось. Недавно звонил товарищу: -  Как там – дичь?  - Ездили по тем местам два дня – видели одну глухарку. Там, где птицу десятилетиями без разбора и бесконтрольно отстреливали с машин и малокалиберных винтовок – она исчезла. Те крохи, которые остались той птицы – воспроизвести себя уже в тех количествах не сможет.

Еду в город на своем Жигуленке. Перед въездом на дамбу нашего водохранилища(всего 1,5 километра до горрода) – стоит почти поперек дороги– Уаз(буханка), я объехал его – а, по дороге бегает раненая глухарка,  с  Уазика с винтовки пытаются ее – добить. А, сзади за мной уже вереница машин, возвращающихся со сбора грибов, ягод народа. Вот вам и охотники: - Черта города – Охота здесь уже запрещена: - машины, люди. А жажда бесплатной наживы – прежде всего.
 
Мы в деревне держим оленей – вначале у нас было три ездовых оленя, они попали к нам, когда уже были в годах – лет по четырнадцать. Один олень, (был главным в упряжке) через два года умер, сказались те годы работы в упряжке. Второй олень через два года отравился цветами ядовитой в этот период травы, пока она не цвела они ее с удовольствием ели, так-как весной она появлялась на лугах самой первой.

 Оставался третий олень и мы всю любовь отдавали ему.  Мы каждый день уходили по дороге на ягельные места, в лес. Снега очень много, и я его водил по дороге, а в нужном месте отпускал, и он самостоятельно уходил в лес. После обеда я, приходил звал его, и он приходил на мой зов, и мы шли домой.

 В этот раз возле тропинки, натоптанной в снегу ведущей в лес стояли Жигули, а за ними прятались люди. Я, увидел возле кромки леса моего кормящегося оленя. Я, заволновался и громко стал его звать – он, услышав мой зов и свое имя – вышел на дорогу и мимо машины побежал ко мне. Люди встали у них были в руках ружья… Быстро сели и уехали.
 
На следующий год, было очень много снега, и я опять начал водить оленя вдоль дороги, а в нужном месте его отпускал в лес.  Как обычно после обеда я, пришел за ним и стал звать, но он почему-то на мой зов не шел. Я пошел по тропинке в лес – Увидел, он лежал на снегу - подмяв под себя ветки.

Обычно если олень наедался он, выбивал передники ногами ямку в снегу, ложился в нее и были видны только рога. В лесу не всегда его можно и увидеть. Сердце у меня – «оборвалось», я понял, что-то случилось. Я, позвал он попытался встать, но не смог. Я, помог ему подняться и попробовал его вести, он прошел десяток шагов и снова лег.

Отдохнув - я, его поднял, но он прошел еще меньше и лег – больше он встать не смог. Позвонил супруге – она пришла. Олень лежал, свернувшись калачиком в любимой позе, а из глаз катились слезы… Мы тоже плакали, прощаясь с последним оленем.

 Дома, уже при свете, нашел у него в задней части тела маленькую дырочку от пульки с малокалиберной винтовки. Сколько надо трусости – стрелять, а потом бежать от содеянной подлости. А, как погиб последний олень мы никому не стали говорить. Чтобы, как-то развеяться уехали с супругой в отпуск.

 А, когда приехали - во дворе стояла пара годовалых оленей, которых подарили нам наши спонсоры. И этих оленей, мы тоже смогли вырастить, воспитать и найти общий язык, два года неустанной работы, и я с ними также - уже мог ходить в лес. Они, могли кормиться часа четыре, а я их ждал в лесу у костра.

 В этот раз мои два оленя подошли к костру – сообщая, что пора домой - они наелись. Я дал по кусочку лакомства – черный хлеб с солью. Стал собираться, потушив костер. Шонда, (по Коми – солнечная) не дождалась, когда я ее возьму на поводок – побежала по тропинке к дороге, за ней моя собака. На выходе из леса остановилась, поджидая нас, рядом сидела с ней собака.

Я уже подходил, когда на скорости пролетела автомашина – УАЗ… Завизжали тормоза- остановилась, сдала назад. Открылась передняя дверца - ну думаю хотят посмотреть, сфотографироваться с оленями… Никогда никому в этом не отказывал. Но, когда с передней дверцы - показался человек с винтовкой в руках, я просто опешил.

 Я уже был в пяти метрах от оленихи, когда раздались голоса – Мужик, мужик! Человек с винтовкой - впихнулся в машину… Дверца –УАЗа захлопнулась и взрывая колесами снег машина исчезла. – Олень! Ошейник! Собака! Неужели если-бы не увидели меня – Стреляли! – И это всего в трехстах метрах от деревни. Куда дикий олень, слыша лай собак, шум – не подойдет.

Пришел в себя – взял оленей на поводок и пошли домой. А, в голове долго еще стоял – визг тормозов того УАЗа и перед глазами стоял с винтовкой – тот, кто считал себя охотником.

Мича- серо-белый олень (по Коми – красивый) и Дона (дорогая) через два года стали «родителями». У них родился в мае - олененок. Осенью я, водил их уже в лес на ягельники. Шонду я, водил на поводке, олененок от матери никуда не уходил. А Мича, ходил самостоятельно, где-то рядом. Шонда, его к олененку не подпускала и близко. Мать, постоянно защищала своего олененка. 

В этот раз мы перешли дорогу, идущую в нашу деревню, подошли ко второй дороге, идущей на деревню Медвежку. По дороге шла колона машин: - двадцати тонные самосвалы с песком на газопровод. Перейти дорогу, мы могли не успеть - остановился.

 А Мича, не смотря на мой зов – вышел и стал на бровку дороги. Он технику у меня уже никакую не боялся, даже мог «бодаться» - с грейдером чистящего дорогу. Но тут из-за поворота вылетел такой же, но пустой самосвал… Он летел на такой скорости, что не вписывался в поворот и летел, касаясь бровки дороги к оленю.

Мича, уступил ему дорогу - уйдя на середину дороги, но с другой стороны летел груженный самосвал, и он оказался зажатый этими двумя железными –«монстрами.» И ни у одного водителя не дрогнула нога на педали газа… Обе машины увидев меня унеслись вдаль – видимо их лозунг – время деньги, продолжал действовать. Так не стало у нас красавца оленя – Мичи.

 Сейчас у нас была пара оленей. Восемь лет  -  «Шонда» - дочь Мичи и Доны. И Ямал семь лет, который попал к нам годовалым -  из-за Урала. Но в декабре прошлого года этого красивейшего, добрейшего оленя не стало. Посетители покормили теплым хлебом с добавками (хотя угощали посетители их всегда хлебом, мы давали хлеб двух трех дневной давности.) А в этот раз желудок «встал» и ничего не смогли сделать, через пять дней его не стало. В планах есть приобрести олененка… А, как получится покажет жизнь.

 У нас сейчас официально зарегистрированное - СЕМЕЙНОЕ ПОДВОРЬЕ: Олени, МУЗЕЙ, ЧУМ. Можно познакомится с оленями, с историей жизни на Севере и попить чай в Чуме.

Хочется обратиться ко всем - кто считает себя цивилизационным охотником, нашего времени.  Есть у нас нормы, правила, нормативы – регламентирующие правила охоты. Соблюдайте их… Любите природу, не относитесь к ней бездушно… Она ведь живая и просит нашей защиты.

В книге – «Белый скит» есть мысль – подтверждающая эту действительность: - Хамству человека с живой природой – Она мстит! Возможно хоть это заставит немного задуматься охотников - смотрящих на дичь в оптику своего оружия, не выходя из салона своих автомобилей.