Закон и порядок. слово пацана. Эссе

Диана Галли
"Закон и порядок" и "слово пацана".

Старые американские сериалы 2000-2010 годов. Только сейчас понимаешь, пересматривая их и вслушиваясь в переводы, как наивен и прекрасен был мир. И никогда уже таким не будет.
И мы все потеряли.

"Закон и порядок: Преступные намерения", 2001-2011, полицейский процедурал. Атмосфера после 9/11, нарочито-положительнве детективы полицейского мира, идеализированная атмосфера города, где убийство перестает быть самым тяжким преступлением, и на первое место во всем сериале выступает терроризм.
Я бы ввела этот сериал в обязательную программу наших полицейских академий. Да, он типовой, очень детский местами, неподходящий нашему менталитету, но в нем есть зерно. Есть то, что объкдиняет условно полицию и людей. Попытка объснить, для чего вообще нужна полиция.
Мне самой лично не хватало такого понятия "полицейский". Я выросла в атмосфере 90-х, когда сместились основные понятия, и на смену "дяде Степе" пришел "мент". Попытка "Улиц разбитых фонарей" и дальнейших полицейских русских сериалов заполнить вакуум провалились. Наши сериальщики показывали мир бандитских разборок, реки крови, пистолеты, примеры  жестокости, худшие качества обоих сторон. Пожалуй, кроме Андрея Кивинова и его первого сезона "Улиц разбитых фонарей" - создать галерею образов нормальных ментов ни у кого больше не получилось.

Он существует до сих пор, вакуум. Я боюсь полицейских и не воспринимаю их, как регулирующую и помогающую силу. Это не вина нашей полиции, это моя личная проблема, обусловленная историческими условиями, в которых я выросла.
Может быть, потому я обращаюсь к сериалам, где о полиции говорится в ином ключе, более приземленном, утрированном, позитивном. Где я понимаю, что полиция - лучшее отражение всей системы. Всей нашей и мировой системы. Об этом писал Терри Пратчетт в своем цикле "Стража", что удивительно.

Люди должны понимать, что полиция - это щит, а не то, что в их головах. В моей голове, ребенка 90-х, до сих пор хаос и страх по отношению к ним.
Но если бы жизнь сложилась иначе, если бы я выросла в более спокойной обстановке и посмотрела "Закон и порядок" в тех годах - 2001-2011, я бы стала следователем  или адвокатом. Без сомнения. Без колебания. Отдала бы все силы этому.

Потому что должен быть щит, охраняющий царство людей. Должна быть сила, которой люди могут доверять.

И еще меня мучает ностальгия по тем временам, которые прорываются в каждой серии "Закон и порядок". Когда писали сценарии о полиции и об адвокатах иной, нежели у нас, системы. Об Америке, которая испугалась и озлобилась, но еще оставалась Америкой нашей мечты. О тех улицах, на которых снимался сериал. О тех приметах времени - первых мобильниках, машинах, одежде, актерах, воздухе того Нью-Йорка, потрясенного, горюющего, сплотившегося перед угрозой.
Можеть быть, в те страшные дни 9/11 мы впервые увидели человеческое лицо Нью-Йорка и все Америки. И сейчас мы ищем то лицо, то человеческое, что еще осталось там, внутри. Они не могли вместе с бен ладеном убить человеческое в себе. Потому что наказывать надо. За терроризм в любых проявлениях должна быть только смертная казнь.

 Но мы, русские, как и другие народы, всегда ищем человеческое. Мы ищем то, что объединяет нас. Это делает нас людьми.

Иллюзорная придуманная Америка сериалов начала нулевых - если вдуматься, сценаристы создавали тот образ, который живет в их душе, как любой писатель, драматург. Они создавали из того, что есть, лучшее. И на экране - слепок мечты, этот закон неизменяем для любой страны.
Смотрите старые сериалы, в них теперь, спустя 20 лет, так много настоящего, подлинного чувства, что вкладывали сценаристы. Люди той Америки.

Я мечтаю научиться не бояться нашей полиции. Потому что я знаю, что они другие, не те, что в моем детстве. Я четко вижу каждый день, что наша полиция - работает, потому что я могу спокойно ходить по любой улице даже ночью, даже в центре Москвы.
И я очень хочу однажды написать хорошую книгу о полиции. Где не будет бессмысленной жестокости наших сериалов, наших 00-х, где экранный прайм-тайм занимали бесконечные "бандитские войны", но так и не создали четкого образа нашей полиции.
Я романтик и идеалист.
Но без идеалов наш мир рухнет. Как Америка 9/11. Я этого не хочу.
Сумбурно получилось.

Но это мой ответ на "слово пацана", ублюдочный продукт, результаты которого я вижу каждый день и слышу постоянно вокруг себя, а самое страшное - среди детей, в нашем районе много школ. Какая-то мразь сделала то, чего не мог бы достигнуть никакой бен ладен - она отравила детей, поганый крысолов, она отравила ваших детей дешевкой с помощью проплаченного акта социального терроризма и взвинченного до предела маркетинга и вирусной рекламы. Если вы искали врага государства - то вы его пропустили. Дети третьего поколения после 90-х поверили в то, что было так и это было круто. А было не так. Было страшно. Было жутко. Были проститутки и шприцы в подъездах, был хаос и никакой надежды. Было выживание и стрельба за окнами. Был беспредел. Короткое необъяснимое слово. И каким-то чудом мы выжили, выросли, но детская травма осталась лично со мной навсегда - неумение доверять, страх перед будущим, страх бедности. Никакие спокойные годы не сотрут мои воспоминания о том, как за окном свистели ночью пули, а я боялась, что убьет маму, папу и бабушку. И хотя их уже нет, и живу не на пятом, а на десятом, я сквозь сон слышу фейерверки и петарды и не могу не вздрагивать. Вот о чем ваше "слово пацана". Вот что в вашей дешевке не показано - как девочка спит в детской комнате, просыпается от свиста пуль и от ужаса не может даже заплакать, потому что бабушка спит у окна и ее могут убить первой.